Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вводная лекция. 1. Предмет, задачи и структура курса. 1. Предмет, задачи и структура курса. Экономические основы функционирования предприятия




                                                                                                                                                                                                                                                            

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

1. Предмет, задачи и структура курса

 

1. Предмет, задачи и структура курса

Дисциплина «Экономика предприятия» изучает категории, понятия, показатели и взаимосвязи между ними. Целью дисциплины является формирование экономического мышления и системы знаний в области экономических проблем предприятия, включая последовательное изучение рационального использования ресурсов (основных фондов, оборотных средств и рабочей силы), затрат на производство и реализацию продукции, а также эффективность хозяйственной и финансовой деятельности. Объектом исследования является ПРЕДПРИЯТИЕ, а предметом исследования – экономические законы и закономерности. Прикладная дисциплина, изучающая законы и закономерности в форме конкретных экономических понятий, категорий и механизмов реализации.

Структура курса

1 тема Экономические основы функционирования предприятия.

2 тема Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

3 тема. Основные средства, основные производственные фонды.

4 тема. Оборотные средства, оборотные фонды.

5 тема. Производственная программа.

6 тема. Производственная мощность.

7 тема. Кадры. Производительность труда. Формы и системы заработной платы.

8 тема. Затраты предприятия. Себестоимость.

9 тема. Цена продукции.

10 тема Прибыль. Рентабельность.

11тема. Налоги. Налогообложение.

12. тема. Инвестиции: сущность, классификация, показатели оценки

13тема. Основные риски деятельности предприятий (организаций ).

   12

Рисунок 1

Организация учебного процесса по дисциплине «Экономика предприятия»:

-теоретическая часть – лекции;

- практическая часть - практические занятия;

- курсовая работа (для студентов направления «Экономика»);

-индивидуальная контрольная работа (для студентов специальности «Экономическая безопасность»);

- экзамен.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Введение в экономику

Экономика (от греческого «оikonmikc» - искусство управления домашним хозяйством.

Экономика – буквально этот термин означает «законы хозяйства» или наука вести «хозяйство».

Экономика - научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, общества, законов и закономерностей их развития (теоретическая экономика: микроэкономика и макроэкономика).

Экономика постоянно имеет дело с выбором. В процессе выбора, неизбежного в силу ограниченности экономических ресурсов, любое общество должно, так или иначе, разрешить три фундаментальные взаимосвязанные экономические проблемы:

- что должно производиться,

- как будут производиться товары и услуги,

- для кого предназначаются производимые товары и услуги.

Экономику любой страны можно разделить на две основные области: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает деятельность отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, отраслей народного хозяйства).

Макроэкономика изучает состояние или «здоровье» страны в целом. Все показатели рассматриваются в совокупном виде (национальный доход (НД), валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), совокупный спрос и предложение, занятость, норма безработицы, уровень инфляции и т. д. ).

Сердцевину любого государства или экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают (производят) продукцию, выполняют работы и оказывают услуги, то есть создают основу для потребления и приумножения национального богатства, необходимые для производственных целей и нужд населения.

Экономику государства упрощенно можно представить в виде совокупности всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной и коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того насколько успешно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и государства в целом. С макроэкономических позиций предприятия является основой для:

- увеличения национальный дохода (НД), валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП);

- возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что государственный бюджет формируется за счет налогов и сборов с предприятий и необходим для:

- обеспечения обороноспособности государства;

- простого и расширенного воспроизводства;

- развития национальной науки и ускорения научно-технического прогресса (НТП);

- повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;

- развития медицины, образования и культуры;

- решения проблем занятости;

- решения многих социальных проблем.

Основанием экономической системы хозяйствования являются предприятия.

 

Всякого рода изменения на уровнях 1, 2, 3, 4 будут бессмысленны, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

 

 

Рисунок 2

Для эффективной работы предприятия необходимо соблюдать следующие принципы (Шмален Г. -немецкий экономист):

1. экономичности

-принцип минимизации (определенный результат при наименьших затратах) и

-принцип максимизации (при заданном объеме затрат – наибольший результат);

2. финансовой устойчивости -

означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим обязательствам либо собственными, либо заемными средствами;

3. прибыли.

Схемы работы предприятий при плановой и рыночной экономиках представлены на рисунке 3.

Рисунок 3

В условия плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана. Под этот план предприятиям выдавались необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т. е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию, и по каким ценам. При этой схеме основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска продукции (т. о. объем выпуска продукции зависел от возможностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами, в лице Госплана и Госснаба). Вроде бы идеальные условия для работы предприятий, им не нужно беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, - все решалось Госпланом и Госснабом. Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись, предприятия всегда испытывало нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприятия было любой ценой «выбить» (получить) ресурсы у государства.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. В этой схеме основой является спрос (сбыт) покупателей, т. е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы. Многие предприятия на начальном этапе не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

- многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме (многие не верили в серьезность происходящего и надеялись и ждали возвращения к плановой экономике-там они чувствовали себя спокойно и уверенно);

- распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

- неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

- переход сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения оборотными средствами (сырье, материалы);

- насыщение рынка импортными товарами;

- государство на переходном периоде не создало необходимых условий для функционирования цивилизованного рынка в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...