Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятие как субъект и объект предпримательской деятельности




ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПРЕДПРИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Предприятие, как объект экономики.

2. Классификация предприятий.

 

1. Предприятие, как объект экономики

Предприятие - главное звено общественного производства, где происходит непосредственное создание продукции, оказание услуг и выполнение работ.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие - это обособленная, специализированная единица, основанием которой является профессионально-организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся средств производства, изготовить нужную потребителям продукцию (работу, услугу) соответствующего назначения, номенклатуры и ассортимента.

Согласно Гражданскому кодексу РФ предприятие трактуется:

  Предприятие, как юридическое лицо – это организация,

- которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество,

- отвечает по своим обязательствам этим имуществом,

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные или иные неимущественные права,

- нести обязанности,

- быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже,

- иметь самостоятельный бухгалтерский баланс,

- расчетный и иные счета в банке.

Основные признаки предприятия, делающие его самостоятельным субъектом рыночных отношений.

1. Организационное единство - это наличие на предприятии коллектива, организованного определенным образом, имеющего свою внутреннюю структуру и порядок управления.

2. Производственно-техническое единство - это объединение предприятием экономических ресурсов для производства товаров и услуг (определенный комплекс средств производства, капитал, технологии).

3. Наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях.

4. Предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности.

5. Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность - предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

Задачи предприятия:

1. Бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями.

2. Удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики.

3. Эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства.

4. Разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.

5. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и его продукции, поддержание высокого имиджа и деловой репутации предприятия.

6. Совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве.

7. Обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создание благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Задачи предприятия определяются:

1) Инетересами владельца

2)  Размерами капитала

3)  Ситуацией внутри предприятия

4)  Внешней средой

Одна из главных целей предприятия - это превышение результатов над затратами, т. е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

Чтобы достигнуть этой цели, предприятия должны выполнять следующие функции:

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Функции предприятия зависят от размеров предприятия, отраслевой принадлежности и формы собственности.

 

Любое предприятие функционирует в определенной среде, оно может действовать только в том случае, если среда допускает его, т. е. на эффективность работы предприятия оказывает влияние внутренняя и внешняя среда.

  Внутренняя среда предприятия - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Предприятие анализирует внутреннюю среду предприятия с целью выявления слабых и сильных сторон его деятельности. Это необходимо потому, что предприятие не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ему необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.

Анализ внутренней среды для предприятия важен потому, что:

1) предприятию важно определить свои внутренние возможности, потенциал, на который можно рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

2) подобный анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи предприятия.

Основные элементы внутренней среды предприятия.

1. Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.

2. Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

3. Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

4. Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

5. Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

6. Культура и имидж предприятия: слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

Внутренняя среда - это люди (персонал), средства производства (СП)- средства труда и предметы труда, финансы и информация.

Рисунок 4 - Внутренняя среда предприятия

 

Внешняя среда предприятия - это условия и факторы, возникающие независимо от деятельности предприятия и оказывающие существенное воздействие на него. Внешние факторы подразделяют на две группы:

1) факторы прямого воздействия (микросреда) - это факторы, которые оказывают прямое (непосредственное) влияние на деятельность предприятия. К таким факторам относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом);

2) факторы косвенного воздействия (макросреда) - это факторы, которые не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии.

Можно выделить следующие наиболее значимые факторы косвенного воздействия:

1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

2) экономические факторы - темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта; производительность труда и т. д.;

3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

4) технологические факторы - их анализ позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, а также оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Внешняя среда оказывает влияние на деятельность предприятия и делится на макро и микро среду.

Макро среда определяется: политическими, экономическими, демографическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами.   

Микро среда представляет собой взаимоотношение предприятия с потребителями продукции, поставщиками сырья и компонентов производства, конкурентами, смежные предприятия, органы центральной и местной власти.

Рисунок 5 - Внешняя среда предприятия

 

Структура предприятия

Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев (цехов, участков, отделов, служб) и формы их взаимосвязи в процессе деятельности предприятия. Выделяют общую, производственную и организационную структуру управления предприятием.

Общая структура предприятия - это комплекс производственных и непроизводственных подразделений, их связи и соотношения по численности работников, площади, пропускной способности.

Производственные подразделения - цехи и участки, в которых изготавливается основная продукция, материалы, полуфабрикаты, запчасти, вырабатываются различные виды энергии, осуществляются различные виды ремонта.

Непроизводственные подразделения - подразделения, обслуживающие работников предприятия: столовые, буфеты, медпункты, профилактории, клубы, жилищно-коммунальные отделы и т. п.

Производственная структура предприятия - это форма организации производственного процесса, под которой понимаются состав производственных цехов, участков и служб и формы их взаимодействия в процессе производства продукции. Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Производственная структура формируется под воздействием многих факторов: номенклатуры производимой продукции, ее конструктивных особенностей и технологии изготовления; трудоемкости и масштаба производства продукции; организации обслуживания производства; уровня специализации и кооперирования на предприятии.

Основной структурной единицей крупного предприятия является цех.

Цех - обособленное в административном отношении подразделение, где выполняются основные, вспомогательные или обслуживающие производственные процессы.

Основные цеха - это цеха, в которых непосредственно выполняются какие-либо стадии технологического процесса по превращению исходных сырья и материалов в готовую продукцию, на которой специализируется данное предприятие.

Вспомогательные цеха - это цеха, обеспечивающие нормальное функционирование процесса производства (инструментальный, ремонтный, модельный, энергетический, паросиловой и др. ).

Обслуживающие цеха - это цеха, занимающиеся оказанием различных услуг производству (транспортное, складское хозяйство, санитарно-технические устройства, телефонная связь, центральные заводские лаборатории).

Побочные цеха - это цеха, занимающиеся переработкой отходов и побочных продуктов основного производства, а подсобные цеха - это цеха, где осуществляется деятельность, не связанная с производственным профилем предприятия (производство тары, кирпича, сельскохозяйственной продукции).

Крупные цеха содержат производственные участки.

Участок - это наименьшее административно-производственное подразделение, где коллектив рабочих выполняет однотипные технологические операции или различные операции по изготовлению однотипной продукции. В зависимости от характера участия в производственном процессе участки делят на основные и вспомогательные.

Рабочее место - это зона приложения труда одного или нескольких работников, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами.

Инфраструктура предприятия - это материально-вещественный комплекс, создающий условия для эффективной деятельности предприятия. Инфраструктура предприятия включает 2 составные части:

- производственная - состоит из обслуживающих и вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии;

- непроизводственная - это объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, функционирующие для обслуживания работников предприятия или оказания услуг на сторону.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...