Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы (детерминанты) спроса




 

 

 

Между ценой товара и величиной спроса на него обратная зависимость, характер которой выражает закон спроса: повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, а понижение цены – увеличивает величину спроса.

В основе закона спроса:

1) эффект дохода - при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара;

2) эффект замещения - при снижении цены товар дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится выгоднее;

3) убывающая предельная полезность.

 

 

Предложение – это количество товаров, которое продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на эти товары.

Факторы (детерминанты) предложения

 

Между рыночной ценой товаров и тем количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям, прямая зависимость, характер которой выражает закон предложения: объем предложения товара увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении.

 

Эластичность спроса и предложения.

 

Мера реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Она показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

 

 

 

Эластичность спроса по цене (Еdр) показывает, на сколько % изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

 

 

 

 

Коэффициент эластичности спроса – величина отрицательная, поэтому берется его абсолютное значение.

 

 

 

Если Еdр=1 - единичная эластичность, т.е. цена и величина спроса изменяются в одинаковой степени.

 

 

Пример:

 

 

 

Если Еdр стремится к бесконечности, спрос абсолютно эластичен.

 

 

 

 

Если Еdр стремится к0, спрос абсолютно неэластичен.

 

 

 

 

Эластичность спроса по доходу (Еdi) показывает на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении доходов покупателей на 1%.

 

Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (высшей категории) или низших.

Для определения степени влияния на спрос на данный товар изменения цены на другой товар используется перекрестная эластичность спроса (Ес), которая показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении цены на другой товар на 1%.

 

 

 

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, относятся ли товары к взаимозаменяемым (субститутам), или взаимодополняемым (комплементам), или они не связаны друг с другом.

 

 

Для определения степени реакции производства на изменение цены товара используют эластичность предложения (Еs), которая показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара при изменении его цены на 1%.

 

 

Поскольку предложение (производство) связано с изменением производственного процесса, то оно медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

 

Обычно при оценке эластичности предложения рассматривают три временных периода:

1) краткосрочный (мгновенный) – период слишком короткий для каких-либо изменений в объеме выпуска продукции. Предложение неэластично.

2) среднесрочный – период достаточный для изменения объемов производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточный для введения новых мощностей. Эластичность повышается.

3) долгосрочный – период, предполагающий изменение производственных мощностей, а также в случае расширения спроса на данную продукцию - приток новых фирм в отрасль. Эластичность очень высокая.

 

 

Рыночное равновесие.

Уровень компромиссной цены можно определить сопоставлением кривых спроса и предложения.

 

 

 

 

Т.о., конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке и рыночной цены.

 

В каких пределах может колебаться цена под воздействием спроса и предложения?

Существует объективная верхняя граница цены, которую способен оплатить покупатель (граница спроса) и которая определяется доходами покупателя, и объективная нижняя граница цены, на которую может согласиться продавец (граница предложения) и которая определяется затратами на производство и прибылью, на которую претендует производитель.


 

Система цен в современной экономике очень сложна, но ее можно свести к трем основным видам цен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...