Функции цены в рыночной экономике
1) Ориентирующая (информация для действий покупателей и продавцов). 2) Стимулирующая (способствует наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса). 3) Распределительная (распределение доходов между участниками рыночной экономики).
Тема 3.2. Теория поведения потребителей. 1.Потребительское равновесие. 2.Кривые безразличия и бюджетные линии. Потребительское равновесие. У человека множество потребностей с различной степенью интенсивности. Поэтому каждый ранжирует свои потребности и свой спрос на рынке в соответствии с неотложностью потребностей, исходя из вкусов и предпочтений, а также возможностей (дохода). При этом человек ставит перед собой задачу определить такой набор благ, который позволил бы ему получить максимум полезности. Это достижимо при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу должны быть одинаковыми. При этом достигается потребительское равновесие, т.е. максимальная полезность на весь доход потребителя.
Пример:
Покупатель пришел в магазин за двумя товарами: А и В, имея 350 руб. Цена товара А 50 руб., В – 100 руб. Сколько единиц А и В он купит, исходя из их полезности?
Потребительское равновесие: 3 = 6 50 100
Т.о., смысл потребительского выбора в том, чтобы желания потребителя совпали с его возможностями.
Кривые безразличия и бюджетная линия.
Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность, поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
Пример: Потребитель покупает набор из двух продуктов: масло и сыр. Составим таблицу равноценных для него количеств этих продуктов: масло, кг 4.0 2,5 1,5 1,0 0,5 сыр, кг 0,5 1,0 1,5 2,5 4,0
Представим это графически
Количество товара В, от которого потребитель отказывается ради увеличения потребления товара А на одну единицу, называется предельной нормой замещения товаром А товара В (MRS).
Кривая безразличия относится к индивидуальному потребителю. Совокупность кривых безразличия многих потребителей образует карту безразличия, которая характеризует другие возможные сочетания товаров, более предпочтительные и имеющие большую полезность.
Вторая сторона проблемы потребительского выбора – возможности потребителя (цены и доход), которые характеризует бюджетная линия (линия бюджетного ограничения), показывающая, какие комбинации товаров могут быть приобретены при данном уровне цен на них и при данной величине денежного дохода. Пример: Покупатель имеет 200 руб. на покупку масла и сыра. Цена масла 50 руб., цена сыра 25руб. Изобразим графически все возможные варианты покупки масла и сыра на 200 руб.
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, удовлетворяет уравнению: Pм * Qм + Pс * Qc = I
Возьмем во внимание обе стороны проблемы потребительского поведения: предпочтения (кривые безразличия) и возможности (бюджетная линия). Потребитель стремится получить максимум полезности, но с учетом возможностей. Совместим предпочтения и возможности графически
Равновесие между предпочтениями и возможностями (потребительское равновесие) достигается в точке касания бюджетной линии наиболее высокой кривой безразличия.
При изменении покупательных способностей бюджетная линия смещается в соответствующую сторону параллельно первоначальному положению. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|