Оценка влияния процесса обучения на формирование общеинтеллектуальных умений
общеинтеллектуальных умений: а) традиционного варианта обучения; б) организации обучения в форме ДИ. Результаты, которые были получены в феврале 1997 г. в РГАФК (IV курс заочного отделения, 120 чел.), представлены в таблице 10. Подобные данные были получены также в результате проведенных опросов студентов в других вузах. По степени влияния на сформированность общеинтеллектуальных умений ДИ имеют значительное преимущество по сравнению с традиционным вариантом обучения. Особенно значительные различия отмечаются в группах проектировочных и конструктивных умений. Традиционный вариант обучения позволяет на среднем уровне формировать гностические, коммуникативные и организаторские умения. Средний балл оценки студентами влияния ДИ на формирование общеинтеллектуальных умений (4,86) можно считать высоким. Условия эффективного проведения дидактических игр Для успешного проведения дидактических игр необходимо выполнение многих условий. На основании наблюдений за проведением дидактических игр различными педагогами с разным составом участников, опросов, проведенных среди студентов, аспирантов и педагогов, а также личного опыта проведения ДИ, нами были выделены и сформулированы условия, оказывающие влияние на эффективность ДИ. После этого была проведена экспертная оценка значимости каждого условия при проведении ДИ (в роли экспертов выступали студенты VI курса заочного отделения, аспиранты РГАФК, преподаватели РГАФК и Великолукского ИФК). Ранжирование значимости условий проведения ДИ позволило определить, какие из них должны быть в центре внимания педагога.
Условия эффективного проведения ДИ могут быть разделены на четыре группы: 1) условия, относящиеся к деятельности педагога; 2) условия, относящиеся к индивидуальной познавательной деятельности студентов; 3) условия, относящиеся к коллективной мыследеятельности студентов; 4) организационно-технические условия. Условия первой группы представлены в таблице 11. Таблица 11 Условия эффективного проведения ДИ, относящиеся к деятельности педагога
Условия второй группы представлены в таблице 12: Таблица 12 Условия эффективного проведения ДИ, относящиеся к индивидуальной познавательной деятельности студентов
Условия третьей группы представлены в таблице 13: Таблица 13 Условия эффективного проведения ДИ, относящиеся к коллективной мыследеятельности (КМД) студентов
Условия четвертой группы представлены в таблице 14: Таблица 14 Организационно-технические условия проведения ДИ
Первые три группы условий являются дидактическими. Средний балл значимости этих условий составляет: по оценке студентов – 8,1, по оценке преподавателей – 8,3. Для сравнения: средний балл оценки экспертами (преподавателями и студентами) организационно-технических условий ниже и составляет 7,4. При этом, если в третьей группе условий у экспертов нет расхождений в оценках (средний балл равен 8), то в первой и второй группах есть некоторые расхождения в оценках (8,4 и 8,75; 8 и 8,1 балла). Таким образом, наибольшую значимость имеют дидактические условия. Среди них выделяется группа условий, относящихся к деятельности педагога, – они прежде всего необходимы для эффективности проведения дидактических игр. Можно предположить, что при дальнейшем анализе и выходе на более высокий уровень абстракции некоторые из перечисленных условий в будущем послужат основой для формулирования принципов организации обучения в форме дидактических игр. Дидактические игры применяются в педагогической деятельности ГЦОЛИФК – РГАФК – РГУФК с 1983 г. Мы рассматриваем их как одно из направлений совершенствования учебного процесса и повышения уровня профессионализма педагогов.
За период с 1983 по 2003 г. нами было разработано более 40 дидактических игр. Приведем названия некоторых из них: «Содержание образования», «Современный урок», «Педагогика сотрудничества», «Средства обучения – инструмент педагогического труда», «ЛИДЕР» (система определения уровня обучающей деятельности педагога), «Обучающая деятельность педагога и возможности ее совершенствования», «Дидактические основы технологии учебно-тренировочного процесса», «ИФК как педагогическая система», «Педагогический опыт», «Педагогический процесс», «Учащийся как субъект и объект деятельности», «Моя профессия», «Спортивная команда как коллектив», «Мой вид спорта», «Педагоги и исследователи» и др. За это время по разработанным темам было проведено более 200 ДИ. В качестве примера рассмотрим содержание и организацию одной из таких игр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|