В современной образовательной технологии
В профессиональной подготовке специалистов достижение конечного результата должно стать целью не только педагога, но и каждого обучаемого. Эффективное сочетание этих целей в практической деятельности зависит от целесообразности организации педагогического процесса. Для этого может быть использован дедуктивный метод. Дедуктивный метод организации педагогического процесса заключается в его проектировании на основе исходных теоретических подходов и реализации разработанной модели на практике. Исходные теоретические подходы могут быть различного уровня обобщения. Для дедуктивного метода необходим высокий уровень абстракции. В практической реализации этого метода наиболее значимыми являются целевой, содержательный и процессуальный (операционно-деятельностный) компоненты. В связи с этим в качестве исходных теоретических подходов для разработки и реализации образовательных технологий нами выбраны следующие психолого-педагогические концепции и теории. Общепедагогическая концепция «Педагогика сотрудничества». Эта концепция в той или иной степени воплощена в ряде конкретных моделей, однако она не имеет жестконормативного инструментария. Ее идеи реализуются во многих современных технологиях обучения. Целевые ориентации, особенности содержания образования и методики должны охватывать следующие важные направления: переход от педагогики требований к педагогике отношений; индивидуально-личностный подход к обучаемому; ориентация на совместную продуктивную деятельность активизирующего и развивающего характера. Концепция содержания образования (по М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру). В соответствии с ней выделяются четыре составляющие: система знаний о мире и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-волевого отношения к миру.
Теория педагогической деятельности. В ней отражен полифункциональный подход, изложенный в работах А. Н. Леонтьева, Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, Г. И. Хозяинова и др. Подходы этих авторов к структуре деятельности педагога взаимно дополняют друг друга. Важным моментом концепции педагогической деятельности является рассмотрение ее объекта как целостного педагогического явления. Концепция целенаправленной учебной деятельности. В соответствии с ней учебная деятельность должна быть направлена на осуществление образовательных целей как личных целей обучаемых. Результатом такой деятельности являются изменения в самом обучаемом, т.е. объективная направленность на формирование творческой личности обучаемого совпадает с субъективной направленностью. Целенаправленная учебная деятельность включает следующие составляющие: учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия. Универсальная дидактическая концепция. Отражает сущность учебного процесса: обучение, с позиций педагога, представляет собой функциональную дидактическую систему, в которой доминирующей является организация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Теория проблемного обучения. Позволяет посредством создания проблемных ситуаций осуществлять организацию учебно-познавательной деятельности обучаемых, имеющей различные уровни самостоятельности и творчества. Все перечисленные теории и концепции взаимосвязаны и дополняют друг друга в функциональной дидактической системе. На основе исходных теоретических подходов могут быть разработаны различные технологии обучения. К числу таких технологий относятся и дидактические игры (ДИ). ДИ применяются для совершенствования образовательной деятельности преподавателей с 1975 г., в том числе в ГЦОЛИФК-РГАФК-РГУФК – с 1983 г. (для подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта). ДИ проводились с различными группами преподавателей более 200 раз, и каждый раз подтверждалась высокая эффективность разработанных технологий обучения.
Дидактическая игра «Педагоги и исследователи» как продукт творчества Совокупного субъекта деятельности (педагога, студентов, аспирантов) Игра названа так условно, потому что в ней участвовали студенты («педагоги») и аспиранты («исследователи»). Классификационное определение: по функционально-целевому признаку – контрольно-конкурсная; по временному признаку – непродолжительная (может быть средняя); по структурно-композиционному признаку – жестко запрограммированная. Цель игры: проверить уровень знаний участников игры по выбранным темам и определить, какая группа подготовлена лучше. Условия проведения игры: участники игры должны быть готовы к ответам как минимум по двум темам. Количество тем может быть и большим – тогда ведущий выбирает две из них и объявляет их в начале игры. Роли участников игры: педагог-ведущий, эксперт, критик; участники игры — исследователи, педагоги, обучаемые, участники конкурса, эксперты. Ход игры I. Определение тем для конкурса. Были выбраны темы. 1. Структура и методы педагогических исследований. 2. Педагогическое общение. По первой теме «педагоги» задавали вопросы «исследователям», по второй теме – «исследователи» «педагогам». Определены условия проведения конкурса. Каждая группа должна выполнить такие задания: 1) схематически отобразить суть темы, по которой она будет задавать вопросы; 2) задать по данной теме пять вопросов соперникам; 3) ответить на вопросы, которые ей будут заданы. При этом экспертные группы будут использовать следующие шкалы оценки. За схематическое отображение сути темы: очень низкий уровень – 1 – 2 балла; низкий уровень – 3 – 4 балла; средний уровень – 5 – 6 баллов; высокий уровень – 7 – 8 баллов; очень высокий уровень – 9– 10 баллов. За каждый поставленный вопрос:
низкий уровень вопроса (слабый, неинтересный, нетрудный) – 1 балл; средний уровень – 2 балла; высокий уровень – 3 балла. За каждый ответ на вопрос: отличный ответ – 5 баллов; средний – 3 балла; слабый – 1 балл; ошибочный – 3 балла. Каждый эксперт выставляет оценки индивидуально, на специальном оценочном листе. Группа-победительница определяется по общей сумме баллов. II. Организационная часть. Участники игры уже разделены на группы. В каждой группе выбираются лидер, организатор, экспертная комиссия из трех человек. Группы получают необходимые материалы; они могут также пользоваться любыми источниками информации. Членам экспертных групп выдаются оценочные листы. III. Работа по группам. Задачи: 1) схематически отобразить суть темы, по которой группа будет задавать вопросы; 2) сформулировать пять вопросов по данной теме для другой группы. Схематическое отображение сути темы способствует адекватному ее пониманию всеми участниками игры. Формулировка интересных (нестандартных) вопросов возможна лишь при хорошем знании темы и стимулируется начислением соответствующего количества баллов. IV. Коллективная работа. Каждая группа представляет схематическое отображение темы и пять вопросов к ней. Проводится обсуждение представленных схем. В том случае, если группа, которой задаются вопросы по теме, не согласна с ее схематическим отображением, она при ответе на вопросы может представить свой вариант. Сами вопросы не обсуждаются, однако уточнения относительно правильности их понимания могут быть сделаны. Эксперты оценивают вопросы. В описываемой игре были поставлены следующие вопросы. Тема «Структура и методы педагогических исследований». 1. Ведутся ли и какими способами педагогические исследования неформальных объединений молодежи? 2. Как осуществляются разработки методических систем? 3. Каким образом получены новейшие современные достижения педагогической науки? 4. Назовите плюсы и минусы метода Шаталова. 5. Какие специальные методики разрабатываются для осуществления педагогических исследований в области спорта?
Тема «Педагогическое общение». 1. С чем связаны трудности в педагогическом общении? 2. Какое место занимает педагогическое общение в модели педагога, с которым вам приходилось общаться? 3. Что вы понимаете под педагогическим мастерством, каковы его критерии? 4. Что такое педагогическое общение? 5. Каково значение личностных и профессиональных качеств педагога в педагогическом общении? V. Работа по группам. Задачи: 1) подготовить ответы на вопросы; 2) предложить свой вариант схематического отображения темы, если не устраивает вариант, предложенный другой группой. При решении первой задачи определяется, кто будет отвечать на каждый вопрос. Не исключен вариант, когда на вопрос отвечают два участника игры и более. VI. Коллективная работа. Группа, не согласившаяся с предложенным вариантом отображения темы, представляет свой вариант. Это может оказать влияние на оценку результата деятельности каждой группы. Заслушиваются ответы на вопросы. Группа, задававшая вопросы, после каждого ответа отмечает, насколько она удовлетворена им, а также вносит свои дополнения и уточнения. После каждого ответа и его обсуждения эксперты выставляют оценку. VII. Подведение итогов игры. Эксперты собирают оценочные листы и подсчитывают количество баллов. Определяется группа-победительница.
В описанной дидактической игре итоговый оценочный лист (табл. 15) позволяет сделать следующие выводы. Победила группа «исследователей» со счетом 217:213. По вопросам выиграли «исследователи» (77:72), а по ответам – «педагоги» (108:107). У «педагогов» лучшими были вопросы 2, 4, 5-й, а лучший ответ они дали на 4-й вопрос. У «исследователей» лучшим был 1-й вопрос. Можно также оценить, насколько объективно работали экспертные группы, если учесть, что № 1, 2, 3 – это эксперты группы «педагогов», а № 4, 5, 6 – группы «исследователей». После этого ведущий высказывает свое мнение по различным аспектам деятельности групп, а также объявляет оценки, которые он выставляет участникам игры. VIII. Рефлексия. Сначала осуществляется оргрефлексия, когда анализируются ход игры, успехи и неудачи, высказываются критические замечания и предложения; затем – саморефлексия, когда внимание каждого участника сосредоточено на анализе собственных деятельности, поведения, достижений и промахов. Отдельным участникам можно предложить высказать результаты саморефлексии вслух. Этот этап завершает дидактическую игру.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите уровни практической реализации педагогической технологии.
2. Перечислите возможные варианты направленности педагогических технологий. 3. Что собой представляет совокупный субъект деятельности в образовательном процессе? 4. Какие основные концепции и теории могут быть использованы в качестве исходных теоретических подходов при разработке и реализации технологий обучения? 5. Перечислите основные этапы дидактической игры «Педагоги и исследователи». Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. 2. Анохин П. К. Философские аспекты функциональной системы. Избранные труды. – М., 1978. 3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1991. 4. ДеркачА. А., Исаев А. А. Творчество тренера. – М., 1982. 5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2002. 6. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001. 7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. 8. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. – СПб., 2000. 9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 10. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. 11. Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. – М., 2000. 12. Хозяинов Г. И. Применение дидактических игр при повышении профессионально-педагогической квалификации преподавателей. Ч. I, II. – Ижевск, 1989.
Глава 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|