Классификация научных методов исследования
1. По области применения: Общенаучные и конкретно-предметные. Конкретно-предметные: универсальные (применимые для любых объектов данного класса) и специальные (применимые только для определенного вида объектов). 2. По уровню исследования: 1) Эмпирические: наблюдение и эксперимент. Эмпирические методы – это методы познания реальности, действующие на уровне опыта. Они нацелены на установлении новых фактов. Т.е. предполагается обоснованное эмпирическое знание о событиях и явлениях реальности. Наблюдение – целенаправленное восприятие объектов или процессов, когда исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики. Эксперимент – активное целенаправленное вмешательство в ход процесса или поведение объекта; изменение объекта или его воспроизведение в специальных (созданных и контролируемых) условиях с целью получения информации о его характеристиках. Эксперименты: мысленные; математические; компьютерные; реальные (социологические эксперименты на малых группах; эксперименты с оплатой труда; в ходе предвыборной кампании). Процедуры эмпирических методов: · Планирование · Измерение: способ определения фактических численных значений измеряемой величины в принятых единицах измерения. Может применяться метрическая числовая шкала или семантическая (в зависимости от сферы). Т.о. при измерении объекты (т.е. характеристики объектов) отображаются в некоторой математической системе (т.е. в измерительной шкале). · Описание · Статистическая обработка
2) Эмпирико-теоретические: абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, анализ, синтез. Эмпирико-теоретические методы – это методы, направленные на теоретическое осмысление фактов и разработку научных гипотез.
Процедуры эмпирико-теоретических методов: · Сравнение · Обобщение · Классификация · Оценка Сравнение – выявление сходства и различия объектов. Критерии сравнения: · Однородность объектов · Наиболее существенные и важные для цели исследования признаки Обобщение – установление общих признаков у сравниваемых объектов и образования множества (класса) из объектов с общими признаками. Классификация – разбиение некоторого множества объектов на определенные подмножества (классы) таким образом, чтобы в один класс попадали объекты с одинаковым значением (диапазоном значений) общего признака. Если выделяются несколько общих признаков, то строится совокупность классификаций. Оценка – отображение объектов в определенной шкале (см. «измерение»). Обобщение процедуры измерения, относящееся не только к эмпирическим, но и к абстрактным объектам. Абстрагирование – выделение определенных свойств и связей объекта и отвлечение от других присущих ему характеристик, считающихся несущественными для цели исследования. 3 этапа абстрагирования: 1 этап – дифференциация признаков на существенные и второстепенные 2 этап – вводится абстрактный объект, имеющий сокращенный набор характеристик или свойств (т.е. только существенных). 3 этап – замена исследуемого объекта абстрактным. Индукция – «восхождение» от частного к общему; перенос суждений, справедливых для отдельных объектов класса, на другие его объекты или на класс в целом. Индукция позволяет перейти от данных наблюдения или эксперимента (фактов) к общим теоретическим выводам. Социологические теории являются преимущественно индуктивными. Индукция – основной метод установления причинно-следственных связей. Но следует помнить, что об индукции (в формальной логике) говорят и тогда, когда заключение не следует с логической необходимостью из посылок, но и не противоречит им.
Дедукция – «нисхождение» от общего к частному; перенос суждения, справедливых для всех объектов некоторого класса, на отдельные его объекты. В отличие от индукции, при истинности исходных суждений всегда будет истинным и то суждение, которое получают при помощи дедукции. Метод аналогии заключается в том, что на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их характеристикам делаются выводы об их сходстве и подобии и по другим признакам. Аналогия позволяет перенести знания, полученные из рассмотрения какого-либо объекта на другой, подобный первому, но менее изученный. Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для изучения (т.е. на модели). Модель – объект, специально созданный для изучения определенных характеристик объекта моделирования (прототипа). Моделирование соединяет абстрагирование и аналогию. Модель создается не для исследования объекта (прототипа) вообще, а для изучения лишь некоторых его конкретных характеристик. Следовательно, для изучения одного и того же объекта могут потребоваться разные модели. Модели: материальные (предметные) и знаковые (описательные). Основное требование к модели – адекватность цели исследования, т.е. способность замещать исследуемый объект. Анализ – рассмотрение отдельных сторон, частей, свойств и отношений объекта с последующим соединением (синтезом) их в единое целое. Цель анализа – новые свойства или характеристики объекта.
3) Теоретические: идеализация, формализация, аксиоматический метод (применяется в математике и теоретической физике; в социальных науках не используется). Теоретические методы – методы, используемые только на теоретическом уровне и направленные на синтез накопленных знаний в форме научной теории. Научная теория – логически взаимосвязанная система понятий и обоснованных суждений, дающая целостное отражение определенной области действительности. Основные характеристики теории: · Полнота описания объекта · Проверяемость утверждений на практике · Возможность объяснения объектов
· Возможность предсказания поведения объектов и появления новых свойств и связей. Идеализация – мысленное создание абстрактных объектов путем не только игнорирования отдельных свойств и характеристик (абстрагирование), но и наделения дополнительными, практически не существующими признаками. Идеализированные объекты проще реальных, они обладают ограниченным числом свойств и связей, что позволяет применить к ним более сложные методы. Формализация – выявление и фиксация при помощи искусственных языков устойчивых характеристик объекта с целью эффективного получения логически выводимых результатов. Эффективное использование формализации возможно лишь в сочетании с методом моделирования, когда строятся формальные описательные модели, использующие языки математики, программирования, графические и т.п. языки. Модель, использующая как искусственный, так и естественный язык, называется формализованной.
3. По источнику информации, используемому при применении метода. Источники информации: - Сам объект исследования (социальная система) в своем взаимодействии в внешней средой. - Другие социальные системы, схожие с объектом исследования. - Эксперты – специалисты, обладающие полученными в результате своей предшествующей деятельности знаниями об объекте исследования. - Знания об объекте исследования, представленные в виде документов (книг, статей, рукописей) научного или специального характера. - Формальные модели исследуемых объектов. Характерные методы исследования, применяемые при использовании различных источников информации:
Приложение 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|