Защищенный документооборот
Документооборот как объект защиты представляет собой совокупность (сеть) каналов распространения документированной конфиденциальной информации по потребителям в процессе управленческой и производственной деятельности. Движение документированной информации нельзя рассматривать только как механическое перемещение документов по инстанциям, как функцию почтовой доставки корреспонденции адресатам. Основной характеристикой такого движения является его технологическая комплексность, т.е. соединение в единое целое управленческих, делопроизводственных и почтовых задач, определяющих в совокупности смысл перемещения документа. При движении документов (в том числе электронных) по инстанциям создаются потенциальные возможности утраты этой информации за счет расширения числа источников, обладающих ценной информацией. Угрозы документам в документопотоках включают в себя: кражу (хищение), утерю документа или его отдельных частей (приложений, экземпляров, листов, вклеек, вставок, черновиков, редакций и т.п.); копирование бумажных и электронных документов, фото-, видео-, аудиодокументов и баз данных; подмену документов, носителей и их отдельных частей с целью фальсификации или сокрытия факта утери, хищения; тайное или разрешенное ознакомление с документами и базами данных, запоминание и пересказ информации злоумышленнику; дистанционный просмотр документов и изображений дисплея с помощью специальных технических средств; ошибочные действия персонала при работе с документами (нарушение разрешительной системы, порядка обработки документов, правил обращения с документами и т.п.); случайное или умышленное уничтожение ценных документов и баз данных, их несанкционированная модификация, искажение и фальсификация;
считывание данных в чужих массивах за счет работы с остаточной информацией на копировальной ленте, бумаге, дисках ЭВМ; маскировка под зарегистрированного пользователя; утечка информации по техническим каналам при обсуждении и диктовке текста документа, изготовлении документов. Главным направлением защиты документированной информации (документов) от всех видов угроз является формирование защищенного документооборота и использование в обработке и хранении документов технологической системы, обеспечивающей безопасность информации на любом типе носителя. За счет этого достигается возможность контроля конфиденциальной информации в ее источниках и каналах распространения. Помимо общих для документооборота принципов защищенный документооборот базируется на ряде дополнительных принципов: персональной ответственности сотрудников за сохранность носителя и тайну информации; ограничении деловой необходимости доступа персонала к документам, делам и базам данных; операционном учете документов и контроле за их сохранностью в процессе движения, рассмотрения, исполнения и использования; жесткой регламентации порядка работы с документами, делами и базами данных для всех категорий персонала. В крупных предпринимательских структурах с большим объемом документов в потоках защищенность документооборота достигается за счет: формирования самостоятельных, изолированных потоков конфиденциальных (грифованных) документов и, часто, дополнительного разбиения их на изолированные потоки в соответствии с уровнем конфиденциальности (уровнем грифа) перемещаемых документов; использования централизованной автономной технологической системы обработки и хранения конфиденциальных документов, изолированной от системы обработки других документов;
организации самостоятельного подразделения (службы) конфиденциальной документации или аналогичного подразделения, входящего в состав службы безопасности, аналитической службы фирмы. В предпринимательских структурах с небольшим составом штатных сотрудников и объемом обрабатываемых документов (например, в малом бизнесе), а также в структурах, основная масса документов в которых является конфиденциальной (например, в банках, страховых компаниях), конфиденциальные документы могут не выделяться из общего документопотока и обрабатываться в рамках единой технологической системы. Подразделение конфиденциальной документации в таких предпринимательских структурах обычно не создается. Функции централизованной обработки и хранения конфиденциальных документов возлагаются на управляющего делами, референта или иногда опытного секретаря-референта фирмы. При любом варианте построения защищенного документооборота предпринимаемые для безопасности информации меры не должны увеличивать сроки движения и исполнения документов. Одним из важнейших требований к защищенному документообороту является избирательность в доставке и использовании персоналом ценной информации. Избирательность предназначена не только для обеспечения оперативности в получении пользователем ценной информации, но и ограничения в доставке ему той информации, работа с которой ему разрешена в соответствии с его функциональными обязанностями. В основе избирательности в доставке и использовании конфиденциальных документов лежит действующая в фирме разрешительная (разграничительная) система доступа персонала к конфиденциальной информации, документам, делам и базам данных. Система в данном случае предусматривает целенаправленное дробление конфиденциальной информации между сотрудниками на составные элементы, каждый из которых в отдельности значительной ценности не представляет. Защита документированной информации в потоках достигается одновременным использованием как разрешительных (ограничительных) мер, так и комплексом технологических процедур и операций, которые входят в систему обработки и хранения документов, обеспечивающую рассмотрение, исполнение, использование и движение документов.
В защищенном документообороте в большинстве случаев используется традиционная (ручная, делопроизводственная) технологическая система обработки и хранения конфиденциальных документов. В отдельных случаях автоматизируются (при сохранении традиционного учета документов) справочные и поисковые задачи, контроль исполнения. Технологическая система приобретает смешанный характер. Следует подчеркнуть, что технологические системы обработки и хранения конфиденциальных и открытых документов базируются на единой научной и методической основе. Они едины по структуре. Однако между ними наблюдаются некоторые различия. Так, технологическая система обработки и хранения открытых документов (делопроизводственная, автоматизированная или смешанная) предназначена для решения задач в одной сфере - документационного обеспечения управления. В свою очередь, технологическая система обработки и хранения конфиденциальных документов решает задачи не только в указанной сфере, но и в сфере защиты информации конфиденциальных документов при работе с ними персонала. К этим задачам можно отнести следующие: предупреждение несанкционированного доступа любого лица к документу, его частям, вариантам, черновикам, копиям; обеспечение физической сохранности документов и носителей конфиденциальной информации; обеспечение сохранности тайны фирмы, ценной информации, содержащейся в документах. Кроме того, технологическая система обработки и хранения конфиденциальных документов распространяется не только на управленческую (деловую) документацию, но и на конфиденциальные конструкторские, технологические, научно-технические и другие подобные документы, документированную информацию, записанную на различных технических носителях. Защита технических носителей конфиденциальной информации (машиночитаемых документов) имеет важное значение особенно на внемашинных стадиях их обработки и хранения. Именно на этих стадиях велика вероятность утраты носителя, его копирования или уничтожения, подмены и фальсификации. Обработка и хранение конфиденциальных документов на различных стадиях их движения имеет свои особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|