Педагогика - наука и искусство, учебная дисциплина
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Лекции по мини-модулю «Введение в теорию педагогической деятельности» Раздел 1. Общая характеристика педагогической профессии 1.1. Педагогика как наука, практика и учебная дисциплина 1.2. Возникновение и развитие педагогической профессии 1.3. Сущность и специфика педагогической деятельности 1.4. Профессия педагог в мире профессий 1.5. Система педагогического образования 1.6. Педагогика сотрудничества и успешности Раздел 2. Учитель (воспитатель) как субъект педагогической деятельности 2.1. Профессиональная компетентность педагога и ее структура 2.2. Учитель в эпоху перемен 2.3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 2.4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
Общая характеристика педагогической профессии
Педагогика - наука и искусство, учебная дисциплина Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика». Сам термин происходит из древнегреческого языка и переводится как «детоведение», в общем смысле обозначает науку о воспитании и образовании людей. В более широком смысле - это значительная область знаний и практических методик, направленных на всесторонне развитие, формирование человеческой личности в ходе целенаправленной воспитательной деятельности, передачи опыта предыдущих поколений. Первые научные изыскания в области педагогики имели место еще в античном мире, и активно развивались в период Средневековья. Однако, как отдельная наука педагогика оформилась лишь в XVII в. Полноценной же научной дисциплиной педагогика стала лишь в XIX в., вобрав в себя все накопленные теоретические и эмпирические данные о законах, принципах, целях и задачах воспитательной деятельности.
Предметом педагогики выступает педагогический процесс, процесс обучения и образования, а объектом - само воспитание, как сложное социально-психологическое явление. То есть специфика педагогики, как учебной дисциплины заключается в том, что она одновременно является и объектом изучения и методикой, объединяет в себе теория и практику воспитания и образования. В составе педагогики как науки выделяется множество вспомогательных дисциплин, особе место среди которых занимает андрогогика - педагогика взрослых, занятая исследованием проблем образования, самообразования и воспитание взрослых людей. Задачами андрагоники становятся определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых людей, чей познавательный процесс в меру психологических факторов, отличается от детского. Педагогика, преподаваемая в ВУЗах (в младшей и средней школе педагогика, как мы знаем, не изучается) находится именно на стыке общей педагогики и андрогогики. Часто выбор тех или иных методик воспитания и образования в ВУЗе зависит не столько от законов педагогики, сколько от таланта самого педагога - преподавателя, от его индивидуальных способностей и особенностей воспитанников. Это в большой степени роднит педагогику не только с наукой, но и с искусством - через творческое переосмысление педагогической деятельности. Это мнение подтверждается высказыванием знаменитого отечественного педагога К.Д. Ушинского: «Педагогика - не наука, а искусство, - самое обширное, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на множество обширных и сложных наук, как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».
Подобный подход к педагогике обуславливает специфику ее функций, целей, задач и принципов. Сегодня педагогика как учебная дисциплина изучает: учебное заведение, в том числе высшее, как педагогическую систему; функционирование и эффективность педагогического процесса в любом учебном заведении; педагогическую деятельность научно-педагогических работников, их профессионально-педагогическую подготовку; педагогические закономерности формирования и развития личности учащегося, студента; процесс среднего, высшего образования и самообразования; непосредственно процесс обучения в учебном заведении во всех его аспектах; воспитание и самовоспитание учащихся, студентов; моральную и психологическую подготовку учащихся и научно-педагогических работников; формы, методы и педагогические технологии, процесс коммуникации воспитателей и воспитанников; педагогические аспекты непрерывной самостоятельной работы студентов во время обучения в ВУзе и после его окончания; личность научно-педагогического работника; педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе ВУЗа в ходе реализации задач Болонской конвенции; коллектив (социальную группу) научно-педагогических работников кафедр, факультетов, ВУЗов; студенческие коллективы (социальные группы). То есть, как творческая сложная учебная дисциплина педагогика должна обеспечивать следующие функции: образовательную; научно-познавательную; мотивационную; преобразовательную; прогнозирующую; проективную; культурологическую; адаптивную; формирующе-воспитательную и формующе-профессиональную. Феномен человека постигают свыше 130 научных дисциплин. Тем не менее, наиболее близкими к педагогике стоят такие науки, как: философия, психология, физиология и анатомия человека, семиотика, теория коммуникации, культурология, социология, история, логика, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, генетика, кибернетика и медицина. Педагогика взаимодействует с этими дисциплинами, использует их сведения, а временами и методы в анализе явлений, что дает возможность глубже проникать в сущность педагогического процесса, разрабатывать более объективные критерии деятельности тех, кто обучает и воспитывает, и тех, кого обучают, а также обосновывать более достоверные практические рекомендации.
Педагогика имеет свой тезаурус и оперирует такими основными понятиями: развитие, обучение, образование, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование, педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая деятельность и др. Развитие учащегося понимают как разноплановые и закономерные изменения в его индивидуальной психике, вследствие чего возникает новое качественное состояние личности. Процесс может происходить по восходящей (прогрессирующей) или нисходящей (регрессирующей) линиям (в этом случае студент деградирует - теряет положительные свойства, не приобретая новых). При этом педагогика выделяет общее, моральное, физическое, психическое и профессиональное развитие индивида. Обучение - взаимообусловленный, целенаправленный, организованный и систематический процесс передачи знаний, привычек, навыков и процесс овладения ими. Обучение - основной путь получения фундаментального образования. Обучение неразрывно взаимосвязано с воспитанием. Во время воспитания формируются определенные качества и свойства, во время обучения приобретают определенные знания, навыки и умения. Образование же трактуют, во-первых, как процесс усвоения определенной системы знаний, привычек и умений, а во-вторых, как результат их усвоения, который обнаруживается в соответствующем уровне теоретической и практической подготовленности и развития интеллектуальных сил человека. На их основе формируются мировоззрение, моральные качества личности, творческие способности и т.п. В широком значении воспитание - процесс систематического и целенаправленного влияния общества на развитие личности через создание условий для продуктивной социально-культурной деятельности его членов.
В дисциплинарном педагогическом значении воспитание следует понимать как целенаправленную, организованную систему влияний на людей в интересах формирования в них определенных мировоззренческих позиций, моральных идеалов, норм и отношений, эстетичного восприятия, высоких стремлений, а также потребности в систематической работе. В узком значении воспитание выступает как специальная педагогическая или практическая деятельность относительно определенного аспекта воспитания (морального, правового, экологического, профессионального, гражданского). Самовоспитание - целенаправленная сознательная деятельность студента относительно самосовершенствования и формирование в себе необходимых качеств и свойств личности. Самообразование - целенаправленная самостоятельная работа студента по приобретению, углублению и усовершенствованию знаний, навыков и умений. Цель и задачи учебной дисциплины формируются и изменяются под влиянием социальных факторов, в первую очередь макрофакторов, к которым относится уровень развития производства, представления о перспективах развития мировою сообщества и конкретного государства, отраженные в программных документах. Обозначенные цели уточняются с учетом предмета науки путем определения спектра дисциплин, соответствующих, структуре науки, конкретизации методологической базы. Педагогическая деятельность, направленная на формирование общества, диктуется самим же обществом, особенностями его исторического развития, потребностей и целей. Соответственно, и сами цели педагогики, как учебной дисциплины и практической деятельности в различных странах и эпохах отличаются. Различные школы педагогики как науки формируют собственное отношение к целям и заданиям педагогики, как научной и учебной дисциплины. Целью образования, - подчеркивает закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) является всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору. Это отражается и на новых концепциях педагогики в нашей стране. Педагогика, как научная дисциплина, ставит более конкретные, практические задачи. Так задачами изучения педагогики в ВУЗе являются: обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества;
изучение сущности, особенностей и закономерностей педагогического процесса и его составляющих: обучения, воспитания, морально-психической и психологической подготовки, развития, самовоспитания и самообразования согласно с требованиями национальных нормативно-правовых актов, образовательных программ (как мы указали ранее) и Болонского процесса; разработка методических систем и отдельных методов социализации и профессиональной подготовки будущих специалистов, их воспитания и развития; разработка и конкретизация принципов обучения и воспитания студентов (слушателей), их профессиональной, морально-психической и психологической подготовки согласно изменениям, которые происходят в жизни общества, рыночной экономики и др.; выявление и обоснование условий успешной реализации требований принципов обучения и воспитания для деятельности в разных сферах; определение путей усовершенствования и развития организационных форм учебно-воспитательной работы; прогнозирование развития педагогического процесса в зависимости от перспектив науки и нужд общества; формирование у студентов мотивации к деятельности, конкуренции, активной общественной и культурной жизни; раскрытие основных закономерностей, цели, содержания, методики самовоспитания и самообразования студентов (слушателей), способов и приемов их стимулирования среди разных категорий людей; внедрение в систему высшего образования новых педагогических технологий образования, обучение, профессиональной подготовки, воспитание и многое др. При этом под принципами обучения, воспитания и педагогики в целом подразумеваются уважение к личности человека, в том числе ребенка, целенаправленность образовательно-воспитательного процесса и ориентация на лучшие морально-психологические качества участников процесса, систематичность, единство педагогических требований и методик, гуманизация, демократизация, экологическая и культурная ответственность. Заключение Педагогика как наука - это результат познавательной деятельности и накопления данных о воспитании и образовании людей, как социальная практика - опыт, методика воспитания и образования, и как учебная дисциплина - изучаемая область знаний о педагогической деятельности. При этом все три категории тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, обнаруживая общие компоненты и понятия, например, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование. При этом педагогика как учебная дисциплина (находящаяся на границе непосредственно педагогики и андрогогики - науки о воспитании взрослых) строится на принципах уважение к личности человека, в том числе ребенка, целенаправленности, моральной, избирательности, систематичности, единства педагогических требований и методик, гуманизации, демократизации, ответственности и пр. Главными целями педагогики как научной дисциплины являются овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими навыками и их использование (дидактические цели), формирование мировоззрения, научных убеждений (воспитательные цели), развитие творческой самостоятельности будущих педагогов, мышления, внимания, памяти (развивающие цели). При этом они могут дополняться иными целями в зависимости от специфики национальной образовательной системы. Подобные цели формируют и задания учебной дисциплины «Педагогика»: обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества, изучение сущности педагогики и принципов обучения, оптимизация педагогической деятельности, ее прогнозирование и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|