Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная компетентность педагога и ее структура




В современном профессиональном образовании, а также на рынке труда имеется интегрированное понятие, выражающее способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений, это понятие компетенции. Освоение определенного уровня компетенции есть способность использовать и сочетать знания. умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.

Уровень самостоятельности лежит в основе каждого уровня компетенции и определяет границу между ними. Об этом свидетельствуют исследования ученых (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Ю.Г. Татур, И.Г. Галямина и др.), основную идею которых можно выразить следующим образом: специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как человека и специалиста. Об этом же свидетельствует зарубежная практика определения результатов профессионального образования, а также наличие профессиональных стандартов как систем квалификационных требований, разработанных для разных профессий, а также более общих документов – так называемых квалификационных рамок, в которых определяются основные требования к профессиональной деятельности

Под компетентностью принято понимать интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.. При этом, согласно Акуловой О.В. важными являются следующие положения:

· «компетентность» это деятельная категория, т.е. она проявляется в определенной деятельности;

· компетентность не сводится к знаниям и умениям, а включает их в себя;

· для определения компетентности большое значение имеет контекст, т.е. человек компетентный в одном виде деятельности, может быть некомпетентным в другом;

· значительную роль в проявлении компетентности играет конкретная ситуация, в одной и той же сфере деятельности, но в разных обстоятельствах человек может проявить (или не проявить) свою компетентность;

· для проявления компетентности большое значение имеет значимость для индивида поставленных задач, его заинтересованность в решении проблемы;

· значимым фактором формирования компетентности является обучение.

Можно говорить о профессиональной компетентности человека, в случае владения им следующими компетенциями:

· когнитивная компетенция, предполагающая использование теорий и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;

· функциональная компетенция (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

· личностная компетенция, предполагающая адекватные поведенческие умения в конкретных ситуациях;

· этическая компетенция, предполагающая наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Вполне понятно, что образовательное учреждение, проектируя образовательные программы, ориентируется на профессиональные стандарты, как требования работодателя, однако, можно ожидать, что формулировки результатов профессионального образования будут несколько отличаться от требований квалификационных рамок.

было выделено несколько групп компетенций:

I. Общие компетенции, к которымотносятся:

1. Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. В проекте предложен конкретизированный список инструментальных компетенций:

– способность к анализу и синтезу;

– способность к организации и планированию;

– базовые знания в различных областях;

– тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

– письменная и устная коммуникация на родном языке;

– знание второго языка;

– элементарные навыки работы с компьютером;

– навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

– решение проблем;

– принятие решений.

2. Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:

– способность к критике и самокритике;

– работа в команде;

– навыки межличностных отношений;

– способность работать в междисциплинарной команде;

– способность общаться со специалистами из других областей;

– способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

– способность работать в международной среде;

– приверженность этическим ценностям.

3. Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся:

– способность применять знания на практике;

– исследовательские навыки;

– способность учиться;

– способность адаптироваться к новым ситуациям;

– способность порождать новые идеи (креативность);

– лидерство;

– понимание культур и обычаев других стран;

– способность работать самостоятельно;

– разработка и управление проектами;

– инициативность и предпринимательский дух;

– забота о качестве;

– стремление к успеху.

II. Специальные (профессиональные) компетенции.

В рамках проекта TUNING были сформулированы результаты обучения для первой и второй степени (общие дескрипторы квалификаций высшего образования).

Бакалавр обязан:

– демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины;

– ясно и логично излагать полученные базовые знания;

– оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний;

– демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;

– демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий;

– точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии;

– демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине;

– демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

Магистр обязан:

– обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;

– уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне;

– быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию;

– демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной;

– обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.

Компетентность учителя профессиональная - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания.

Если пытаться укрупнять компетенции, составляющие профессиональную компетентность учителя, то можно выделить три группы компетенций, которые в целом будут демонстрировать насколько выпускник:

1. Понимает и позитивно оценивает учащегося;

2. Знает, чему и как обучать, что и как оценивать, как создавать образовательную среду;

3. Понимает себя как профессионала.

Компетенции:

1. Подготовка, планирование, организация образовательного процесса

1.1. Демонстрирует знание предмета и процедур реализации учебной программы;

1.2. Выдвигает адекватные цели;

1.3. Разрабатывает планы уроков …

1.4. Учитывает индивидуальные различия

1.5. Использует разнообразные ресурсы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...