(Internet Explorer ® Фармпрограмма ® Обучающая программа ® Занятие 18)
Ход работы. Студент самостоятельно загружает программу «Занятие 18» и подробно разбирает представленный в ней учебный материал.
Работа 18.3
Контролирующая компьютерная программа «Фарм ф-т Занятие 18»
(Тестирование ® Тесты для самоконтроля ® Фарм ф-т Занятие 18)
Ход работы. Студент самостоятельно загружает программу «Фарм ф-т Занятие 18» и затем отвечает на вопросы.
ПРОТОКОЛ
1. Оценка по тестированию ____________________. 2. Оценка по занятию _______________________.
Работа 18.4
Определение объема смысловой памяти
Смысловая (опосредованная память) характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием человеком разных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. В процессе исследования важно выявить, смог ли испытуемый установить смысловую связь между предъявляемым словом и собственными пометками (рисунками, символами, знаками). При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов:
· конкретные — конкретные предметы;
· сюжетные — изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет или один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность;
· абстрактные — в виде линий, не оформленных в какой либо образ;
· знаково-символические — в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки, буквы, цифры и т. д.);
· метафорические — изображения в виде метафор, художественного вымысла.
По результатам исследования можно дать оценку развития уровня опосредованной (смысловой) памяти, а также сделать вывод о характере мыслительного процесса (т. е. типе мышления) испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.
Материалы и оборудование. Ручки, чистые листы бумаги.
Ход работы. Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъявлен ряд понятий. Для того, чтобы их лучше запомнить, делайте на листке бумаги пометки (символы или зарисовки, но не слова), фиксируя, таким образом, те ассоциации, которые они у Вас вызывают при воспроизведении понятий».
Экспериментатор громко и отчетливо один раз должен зачитать 20 понятий с интервалом, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные пометки.
Пример предлагаемых понятий: береговой, утрата, сладкий, ствол, пика, ласковое животное, собака на соломе, печальный, занемочь, хруст льда, перелет шмеля, ясный путь, сумерки, верный товарищ, пламя, собачье счастье, вечерний звонок, легкая ходьба, накрениться, судьба.
Через 30-60 минут испытуемого просят под каждой из своих пометок подписать все 20 понятий.
Указания к оформлению протокола:
1. Выпишите количество ошибок у обследуемого и подсчитайте количество баллов — за каждое правильно воспроизведенное по собственным пометкам (рисункам, символам и т. д.) слово или словосочетание испытуемый получает 1 балл.
2. Сделайте вывод о характере мыслительного процесса у испытуемого.
3. Сопоставьте полученные результаты с результатами других обследуемых и нормативными данными.
Нормативные данные для уровня развития смысловой (опосредованной) слуховой памяти:
20 баллов — очень высоко развитая;
16-19 баллов — высоко развитая;
8-15 баллов — средне развитая;
4-7 баллов — низко развитая;
0-3 балла — слабо развитая.
Нормативные данные для определения характера мыслительного процесса (типа мышления) у испытуемого. Если испытуемые пользуются абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации и имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления. Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением. В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить у испытуемого конкретно-действенное мышление.
ПРОТОКОЛ
1. Количество ошибок _________. Сумма баллов ______________.
2. Вывод: а) уровень развития смысловой памяти: _________ ________________________ (очень высокий, высокий, средний, низкий, слабый);
б) тип мышления _______________________________________ (абстрактно-логическое, творческое, конкретно-действенное)
Работа 18.5
Определение объема кратковременной слуховой памяти с помощью буквенных и цифровых комплексов
По длительности хранения информации выделяют несколько видов памяти. Память, обеспечивающая удержание и воспроизведение оперативной информации, получила название кратковременной. Ее объем составляет примерно 7±2 единицы. Основным свойством данного вида памяти является непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты.
Для быстрого определения объема кратковременной памяти используют буквенные или цифровые сигнальные комплексы. При этом устанавливают то максимальное количество цифровых и буквенных знаков, которое человек может освоить (на слух или, глядя на табло) с одного предъявления и воспроизвести.
Материалы и оборудование: таблицы с цифровыми или буквенными сигнальными комплексами, часы с секундной стрелкой.
Ход работы. В работе используйте две равноценные таблицы с последовательными сигнальными комплексами из букв или цифр. В каждой таблице имеется 8 таких рядов; число знаков в каждом ряду различно: самый короткий первый ряд состоит из 3 знаков. Обследуемому зачитайте сигнальные комплексы из таблицы, начиная с самого короткого, состоящего из 3 элементов (например 9, 7, 2 или А, Ы, О) со скоростью 3 знака в 2 секунды.
После каждого комплекса следует делать интервал в 5–7 секунд. Обследуемый сразу же должен повторить по памяти услышанный комплекс в той же самой последовательности. Если ряд цифр (или букв) назван без ошибок, зачитайте ему следующий ряд, в котором число элементов больше на один знак (например: 1, 4, 6, 8 или Е, Ю, У, Ы). После ошибки (пропуска или замены знака или изменения последовательности их воспроизведения) предъявите обследуемому новый комплекс с тем же самым числом элементов, но теперь уже из таблицы 33.2. В случае успешного освоения этого комплекса назовите последовательный комплекс с большим числом элементов. Если же ошибка допущена снова, то работу следует закончить и считать число знаков в последнем сигнальном комплексе, воспроизведенном правильно, верхним пределом объема кратковременной памяти обследуемого.
С одного предъявления взрослый человек осваивает от 3 до 7 знаков.
Указания к оформлению протокола:
1. Проведите исследование, путём воспроизведения правильной последовательности цифр и гласных букв в соответствующей части таблицы.
2. Оцените объём Вашей слуховой памяти на цифры и буквы