Определение латентного периода сенсомоторной реакции в различных условиях
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ПРОТОКОЛ Время простой сенсомоторной реакции _________ мсек.
Время сложной сенсомоторной реакции _________ мсек.
2. Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________ |
Работа 18.7
Проявление функциональной асимметрии полушарий
В мозге человека имеется два полушария, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое — «образное», левое — «логическое». Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности — художественный или мыслительный. Для художественного типа, т. е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного — левополушарного типа — преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Внешние проявления функциональной асимметрии мозга позволяют делать вывод о некоторых наиболее характерных чертах личности. Указание к оформлению протокола: 1. Подсчитайте отдельно сумму баллов по вопросам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие, Л) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие, П). 2. Сделайте заключение: к какому типу личности Вы относитесь. | Материалы и оборудование. Бумага, калькулятор. Ход работы. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категоричному отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы — от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение». 1. У меня преобладает хорошее настроение. 2. Я помню то, чему училась(ся) несколько лет назад. 3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. 4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. 5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. 6. Мне трудно дается математика. 7. Я легко запоминаю незнакомые лица. 8. В группе приятелей я первым(ой) начинаю разговор. 9. Если обсуждают чьи-то идеи, я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настроение. |
ПРОТОКОЛ
|
|
Сумма баллов по вопросам 1, 2, 5, 8, 9 __________________.
Сумма балов по вопросам 3, 4, 6, 7, 10 __________________.
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________
Работа 18.7 Проявление функциональной асимметрии полушарий (интерпретация результатов) (продолжение) | Работа 18.8 Оценка параметров внимания при помощи корректурной пробы |
Анализ результатов 1. Л больше П. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит, вы принадлежите к людям с логическим типом мышления. Вы, вообще-то оптимист, и считаете, что большую часть своих проблем решаете самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в общение с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником… продолжите этот список сами. 2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает больше полагаться на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и др.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению — художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. 3. П равно Л. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик — все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. | Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристик которого зависит оценка познавательной готовности к обучению, успешность учебной и профессиональной деятельности. Основные характеристики внимания: устойчивость — способность сохранения внимания на одном и том же, достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени; распределение — способность, которая позволяет одновременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их с примерно одинаковым вниманием; переключение — свойство, которое позволяет переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредоточиваться на втором; объем внимания — это количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека. Методика направлена на исследование параметров внимания — выявляется способность испытуемого к концентрации, устойчивости внимания. Корректурная проба впервые была предложена B. Bourdon в 1895 г. Исследование проводится при помощи специальных корректурных таблиц-бланков с рядами расположенных в случайном порядке: колец Ландольта, букв, цифр, фигур (грибок, домик, ведерко, цветок и т. п. — для детей 3-5 лет). В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания выбран буквенный вариант таблиц Бурдона. Материалы и оборудование. Секундомер, стандартные корректурные таблицы с рядами строчных букв, расположенных в случайном порядке без интервалов, карандаш. Ход работы. Работа выполняется как индивидуально, так и в группе. Время выполнения — 5 минут. Стандартные корректурные таблицы содержат 1600 знаков. Инструкция испытуемому. «По сигналу Вы должны начать внимательно просматривать каждый ряд таблицы слева направо, находить и зачеркивать ту букву, с которой данный ряд начинается. Работа проводится на время с максимальной скоростью и точностью. Через каждую минуту по команде «черта» отметьте вертикальной линией то место на бланке, где вас застала эта команда. Работа прекращается по команде «стоп». |
Стандартная буквенная таблица для корректурной пробы СХАВСХЕВИХНИСХНВХВКМНАИСЕМВХЕНАИСНПУКСОВ ВЕНХИВСНАВВСАВСАЕКМАХВКЕОРУМЛПНАВЫВАМПРИ НХСРОВНВОТКНЛМЧАМОЛТВНЛМИСМГУБВВНСМЛОТЛБ ХАКИТОНВММБЛЧСХНГХАИХКМИНГСБЧХФИСБЛМОГНХ АХВСТМОНЕУБСТГАХЫЧНАТНВЛСМНГАХВВЛГМВЕМНМ СОРНВУЛОНСМСЛНХЧССИОЛКОМГИСМВЛХТСИМНЕПСМ УХРАОПНИСМИОТУХНГВЛБЯШГВИМТСНУХЛОГНЦСИМУ ИКНГАЕПВОРСМИТУХЫЖБСИНУХТЯДЛАНТСИМХВУМОЛ БВАПМИСРОКНЕОЛЭТФОЕУБВОАЖМБНАОПМЮЭХЦШАМ СИТНЫДАОРЕГСМИТАНЦХЭОАЛСЬМАЫЖЧТСНМКЕАВЭХ ВАПУЕКАЧМСИТВДЛМТИНФЭЧБГГКПБЯЕХЮЩАНСМВАТ ЕКНМСИТВДЮБСЕГОВЧБЯЕХЮТГМИОУЕАВСБЮЫХЦТМА МНГАЕЛИЬЮМПВЕХФЛУЕАСМОЛВГОИБЧСМКЕНГОВМАЕ ХВАМСИРНКЕГОМЛЭЮБСМИХВАНЕГЛХУЫМСОЛЭТЕТМГ НГМИТГОЛХИНАПМТИНГОЛЭСВАИНРХВАЛЭЮМИНЕРПМ АПРВМИСНКМГОАМИВТХИНВЕАПРОЛАИСЕНВХАЭВММА БВМИЕНКЛОВМАБХМКЕНГИТМАБЛОМНГЕОЭЛАВТММБМ УИМЕВАРПОТИМТИГОХЮБТИСМУЛОАНЕГИАУФВАСМИА ТНГОРАМИСПАРВЭМТСАШНКТОВМНГАРМИСТЭХВМИМТ ВАПНСИМОЛХЭВТОЕНГАМИСВДЛАРПНМГМИТСЮБВАХЭ ЛНХЧССИОЛКОДЛМТИНБТИСМУЛПРОИСМЕАЛОВБИТЮМ ОРЕГСМИТАМКМАХВКЕОРУМФЭЧБГГКОРМГСММИИРША УКЕНАПМСИРВШОРОАПМУЕКНГТСОЭВКЕНВУАЕПИСФМ БЯЕХЮСМВПАЕВКБЛВРАНГЕИМТБДЮАПОРАОШУОВЛФЕ МТОНАПСМИВПРАОЭХШКНЕВАСМИФАВКЕНСИАРЕОТИВ КХАПРСМИТОВПНАКМГОДЛАТСИВПАМКЕГНХЛОЫВАПК СМММИВПАЕАНКГАРОАИПТСМСВПАЕНУГКНРИМИМЕАТ ИТОСМШВАЕАУКГНВДЛАОПЭБТСИМПВАМБЛЧСМИВАЭХ ХВАПРСМИТСФШВХАПКЕНУИТСОЛЭВАТИСРЕВШЛАОЭМ ЕНГАРПСМИВАПРОИТИСМПВАЕУХЭДВАПРСШМИАПКНВ ГОВРПАШКНСИТВОГАЭШДАРСМИВАКМНЦГСИТЛВОАРО АБСРПВАМКЕНГМТИБЛВЭСИВАЕНВЛОАРШАМИАХУФАП ВОЛСМИАПНШУХЭВТСИАПАМНЕВРЛЕЧСАВКАИСМРАЕВ РОВНВШТЛМТИРОТИМРШНЭХВАПСРТИМКМПВГКНЕПРА БВАЕКУМИЦФЭЕАПРСИМХБВАЛОКЕНГМИБЭЛАЮВСМИЕ АУКШНМИСМАВОРИТБЭВОРАМНКГЛОМИСТЦЯХЭЛАОРС КНАЕВПСМИМРЛЭЯБСМИКШВПОЛЭХУНВЕКПРВСМИТОР ИМАКЕНВАЭОЛМТИСПЕАНВШГФХВПАРУЛОСИМТРОАХЕ ХКЕНИСМПВАМЧСИТВАРПОЛХГНКЕЭФЫВУКЕСИМАПХА ТОРВМСИПЕУКНВГЛОЭХФЦУЕМСИТМОАРПНЕКХНКШАГ | Объем внимания оценивается по количеству просмотренных за 5 минут знаков (в норме 850 и более букв). Концентрация внимания оценивается по количеству допущенных за 5 минут ошибок (в норме 5 и менее). Указание к оформлению протокола: 1. Определить количество букв, просмотренных за пять минут работы. 2. Определить количество ошибок (пропущенные и зачеркнутые не огово-ренные заданием буквы), допущенных в процессе работы за все 5 минут. 3. Рассчитайте показатели внимания за 5 минут в целом: Продуктивность и устойчивость внимания рассчитываются по формуле: S = (0.5 N – 2.8 n): t, где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания в единицу времени; N — количество просмотренных знаков в единицу времени; n — количество ошибок, допущенных в единицу времени; t — время работы. Оценка результатов: S — выше 3,25 = 10 баллов — продуктивность и устойчивость внимания очень высокие. S — 3.1-3.25 = 8-9 баллов — продуктивность и устойчивость внимания высокие. S — 2.5-3.0 = 4-7 баллов — продуктивность и устойчивость внимания средние. S — 1.5-2.49 = 2-3 балла — продуктивность и устойчивость внимания низкие. S — 0.0-1.49 = 0-1 балл — продуктивность и устойчивость внимания очень низкие. Сделайте вывод об объеме, концентрации, продуктивность и устойчивость внимания. ПРОТОКОЛ За все пять минут: N = ________; n = ___________; S = ________ Вывод: |
|
|
|
|
|
|
|
|