Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические теории политических элит.




ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

 

Политические отношения – взаимодействие субъектов политическое жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти. Их сущность и формы определяются социально-экономическими, этно-национальными, конфессиональными и др. факторами, они всегда несут в себе дух соперничества, конкуренции.

Занятия политикой ( участие в полит. жизни) для одних лишь эпизодические действия в форме участия в выборах и референдумах, для других – профессия, средство зарабатывания на жизнь, для третьих – призвание, средство реализации своих способностей.

Платон (позднее Гегель, Ф. Ницше) считали, что основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди. Марксизм - основными субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые политическими партиями. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, являются источником полит. власти и коллективным субъектом полит. отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно - через выборы, референдумы и массовые выступления.

Ныне доминирует мнение, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве. Таким образом:

Субъекты политики - те, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах. Это могут быть лица, группы, партии, движения, государства, иные политические институты, участвующие в политической деятельности. Объекты политики - общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики.

 

В современных условиях при любых политических режимах наиболее активную роль в политических процессах играют политические элиты и лидеры.

 

Классические теории политических элит.

Политическая элита - небольшая по численности группа, обладающая необходимыми для активной политической деятельности качествами и имеющая возможность прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти.

 

Одним из основоположников теории политической элиты является итальянский ученый Гаэтано Моска. В 1885 году он выпустил книгу под названием «Основы политической науки» (позднее названной «Правящий класс»), где была изложена его политическая концепция.

Моска не употреблял термин «элита», употреблял термины «правящий класс» и «политический класс». Класс правящих хотя и составляет меньшинство, выполняет все основные политические функции, монополизирует власть, а, следовательно, и те преимущества, которые она дает. Класс управляемых, составляет основную массу населения в стране, но менее организован и находится в подчинении у класса правящих, господство которого может носить как законный, так и насильственный характер.

Принадлежность к политическому (правящему классу) у Г.Моски определяется такими признаками, как богатство, происхождение, отношение к церковной иерархии, личные качества, включая военную доблесть и владение искусством управления. Правящий класс закрепляет и обновляет себя посредством трех способов: наследование, выбор и кооптация.

Если правящий слой практически не обновляется, а в обществе созревают новые мощные политические силы, то начинается процесс его вытеснения новым правящим меньшинством. Это происходит в результате политических революций, главной функцией которых должна быть замена неэффективного, выродившегося правящего класса новым, более жизнеспособным.

 

Здесь взгляды Гаэтано Моски практически полностью совпадают со взглядами другого итальянского ученого Вильфредо Парето.

 

Парето активно использовал термин «элита». В его понимании элита – это избранная часть общества, к которой должны приспосабливаться все отдельные его члены.

Принадлежность к элите обусловливается, прежде всего, личными биологическими и психологическими качества человека: высокой степенью самообладания и расчетливостью, умением видеть слабые и наиболее чувствительные места в окружающих и использовать их в своих интересах. Массы же, напротив, характеризует неспособность справиться со своими эмоциями и предрассудками.

Для правящей элиты необходимы два основных качества:

- умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями; Этими качествами обладают люди, которых Парето, вслед за Макиавелли, называл «лисами». У них преобладают базовые инстинкты, названные Парето «искусством комбинаций», то есть способность лавировать, находя всевозможные варианты выхода из складывающихся ситуаций.

- умение применять силу там, где это требуется. Эти качества присущи «львам», людям решительным, твердым, даже жестоким, не останавливающимся перед применением насилия.

 

В разные исторические эпохи востребованы правящие элиты различного типа. Если элита не соответствует требованиям времени, то она неизбежно терпит крушение, поэтому историю В.Парето называл «кладбищем аристократии».

 

Механизм смены элит

У Парето и Моска весьма схож:

Между элитой и массой происходит постоянная циркуляция – лучшие представители массы пополняют ряды элиты, а та часть элиты, которая утратила необходимые качества, покидает ее ряды. Если процесс циркуляции не происходит, элита постепенно вырождается. Чем хуже качественный состав элиты, тем ниже результативность ее управленческой деятельности, вследствие чего обостряются экономические, социальные и политические проблемы общества.

Поскольку элита закрыта, то те индивиды, которые по своим качествам должны входить в ее состав, не имеют такой возможности. Как следствие, они объединяются в оппозиционную контрэлиту, заявляющую свои претензии на место во властных структурах. Используя недовольство народа политикой существующей власти, контрэлита привлекает его на свою сторону. Для мобилизации масс на борьбу с правящей элитой контрэлита опирается на вырабатываемые ею идеологические доктрины.

На определенном этапе, в ситуации общественного кризиса она свергает правящую элиту и на волне народного возмущения приходит к власти.

Но в дальнейшем, по мнению Парето, все неизбежно повторяется. Новая правящая элита постепенно приобретает все более закрытый характер, вновь возникает революционная ситуация со всеми вышеописанными последствиями.

 

Третьим итальянским социологом, внесшим существенный вклад в разработку теории элит на рубеже XIX и XX веков, стал Роберт Михельс. Он был сторонником марксистских социалистических идей и первоначально верил в конечное торжество идеалов всеобщего равенства и социальной справедливости, позже пришел к противоположному выводу о существовании «железного закона олигархии»:

 

- в силу разделения труда в больших организациях всегда выделяется слой управляющих, который составляет меньшинство, но получает доступ к большей части ресурсов.

- В деятельности слоя управляющих всегда проявляется тенденция к тому, чтобы использовать эти ресурсы в своих собственных интересах.

- Это удается сделать, поскольку масса населения в большинстве случаев пассивна и инертна, к тому же не обладает качествами, необходимыми для управленческой деятельности.

- Постепенно господствующее меньшинство превращается в замкнутую олигархическую группу, стремящуюся сделать свое привилегированное положение наследственным, укрепляя и защищая его всеми возможными способами.

Таким образом, по Михельсу, все рассуждения о равенстве не имеют под собой оснований. Демократический идеал в принципе недостижим и следует принять неизбежность господства элитарного большинства.

 

Идеи Моски, Парето и Михельса в совокупности составили классическую или, как ее еще называют, макиавеллистскую концепцию элиты:

 

1. Общество всегда делится на привилегированное, творческое, властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение общества закономерно обусловлено естественной природой человека и общества.

2. Элита обладает особыми психологическими качествами. Принадлежность к ней связана с природными дарованиями и воспитанием.

3. Для элиты характерна групповая сплоченность. Она объединена общностью социального положения, профессионального статуса и элитарным самосознанием, представлением о себе как об особом социальном слое, призванном руководить обществом.

4. Легитимность элиты, то есть более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

5. Структурное постоянство элиты и ее властных отношений, т.е. при смене персонального состава элиты в ходе истории, ее господствующее положение остается неизменным.

6. Смена элит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, обладающие особыми психологическими и социальными качествами, но никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна.

 

 

Классическая теория элит появилась как результат разочарования в прежних идеализированных представлениях о демократии. Навеянный идеями Руссо взгляд на демократию как на непосредственную власть народа пришел в противоречие с реалиями представительной демократии, утвердившейся в конце XIX столетия в большинстве государств Западной Европы. Но и классическая макиавеллистская теория элиты фактически оправдывавшая диктаторские политические режимы, включая и тоталитарные, не получила всеобщего и безусловного признания.

Соответственно появились концепции, объединившие принципы элитизма с принципами демократии.

 

Концепция плюрализма элит ( англ. А. Бентли и австр. Й. Шумпетер).

Демократия – это не власть народа, а режим, допускающий свободную конкуренцию между отдельными индивидами и группами в борьбе за поддержку народа. Элиты как единой сплоченной группы вообще не существует. Есть множество элитарных групп, связанных с различными сферами деятельности и территориальными образованиями. Каждая элитарная группа опирается на свою базовую «материнскую» группу – профессиональную, демографическую, региональную и т.д., и представляет ее интересы в сфере политики.

«Материнские» группы способны контролировать деятельность своей элиты, используя механизм выборов, референдумов, общественного мнения. Прочности контроля элит со стороны «материнских» групп способствует конкуренция между элитами, которая является неизбежным следствием экономического и социального плюрализма самого общества. Между элитой и массой не существует «китайской стены», более того, грань между ними носит условный, размытый характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...