Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тварный мир произошел по повелению Божию из ничего.




АСИ. Христианская антропология. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ. ОНТОЛОГИЯ.

Содержание

Происхождение и предназначение человека. 1

Достоинство человека. 1

Предназначение человека. 2

Предназначение человека в отношении к Богу. 3

Предназначение человека в отношении к ближнему. 3

Предназначение человека в отношении окружающего мира. 4

ПРЕОДОЛЕНИЕ «ПЯТИ РАЗДЕЛЕНИЙ». 4

Первозданное состояние человека. 10

Человеческая природа первозданного человека. 12

Состав человеческой природы.. 12

Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия. 13

Значение тела в составе человеческой природы.. 13

Отличия тела первозданного человека от нашего тела в способе существования. 14

Совершенство ума первозданного человека. 15

Чистота сердца первозданного человека. 16

Свобода воли первозданного человека. 16

 

Происхождение и предназначение человека.

Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием[1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.

Достоинство человека

Свидетельства о величии и достоинстве человека многочисленны.

1. Господь творит человека Сам, а не повелевает земле или воде произвести его, как это было со всеми иными живыми существами видимого мира (см.: Быт. 1, 26–27; 2, 7; 2, 22).

2. Все творение несет на себе таинственную печать премудрого и всеблагого Бога, но только человек в видимом мире создан по образу Божию и призван достигнуть божественного подобия (см.: Быт. 1, 26–27). По этому поводу Филон Александрийский восклицает: " Человек есть великолепный отпечаток великолепного образа, изваянного по образу идеального Первообраза" [2] . Можно ли после этого говорить, что христианство низко ставит человека

3. Свщ. Писание говорит, что творению человека предшествовало некоторое совещание Божественных Лиц: "Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему" (Быт. 1, 26). В православном богословии это совещание Божественных Лиц о сотворении человека получило название Предвечного совета. Свт. Григорий Нисский отмечал: «Устроению же человека предшествует совет, и Художником по начертанию слова предызображается будущее создание, и каково должно быть оно, и какого ПЕРВООБРАЗА ПОДОБИЕ носить на себе, и для чего оно будет, и что произведет по сотворении, и над чем ему господствовать — все это предусматривает Слово, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ПРИНЯЛ ДОСТОИНСТВО, КОТОРОЕ ВЫШЕ ЕГО БЫТИЯ, ПРИОБРЕЛ ВЛАСТЬ НАД СУЩЕСТВАМИ ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ САМ ПРИШЕЛ В БЫТИЕ. К одному только устроению человека Творец вселенной приступает как бы с осмотрительностью, чтобы вещество предуготовить для его состава, и образ его уподобить первозданной некой красоте, и предназначить цель, для которой он будет существовать" [3] .

В этих словах свт. Григория Нисского указаны три составляющих учения о человеке: назначение человека, состав человеческой природы, образ и подобие Божие в человеке.

4. При сотворении Господь Сам вдохнул в человека дыхание вечной жизни и стал человек душою живою (Быт. 2, 7). Среди творений видимого мира только человек приобщен благодати в самом акте творения непосредственно Богом. Единство с Ним становится неотъемлемым условием человеческой жизни.

5. Человек стал последним, завершающим творением Божиим, и в этом также есть указание на его достоинство. Свт. Григорий Нисский поясняет: Человек – эта великая и досточестная тварь – не обитал еще в мире существ, потому что неестественно было начальнику явиться прежде подначальных, но после того как уготовано сперва владение, следовало показать и царя [4].

6. Сотворенный человек получил силу и власть над видимым миром, что выражено и в божественных словах о владычестве человека (См: Быт. 1, 26–28; 2, 15), и в поступках первозданного Адама – наречение имен животным, чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19–20). Это лишь один из примеров, подтверждающий не только мудрость Адама, но и его царственное преимущество над всеми живыми существами. Свт. Иоанн Златоуст о наречении имен говорит: «И приведе я, сказано, ко Адаму, видети, что наречет я. Это делает Бог, чтобы показать нам великую мудрость Адама. Впрочем, это делается не для того только, чтобы мы видели мудрость его, но и для того еще, чтобы в наречении имен виден был знак владычества. И у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным... и притом имена собственные и соответствующие каждой породе [5].

Предназначение человека

 

Блж. Августин предназначение человека выразил в одной прекрасной фразе, обращенной к Богу: « Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе [6]. Бог не только первых людей, но и их потомков вплоть до всех ныне живущих творит именно для Себя.

Однако это не означает, что человек является необходимым условием для Божественного бытия. Бог вечен и всеблажен. Он не имеет необходимости в ком-либо или чем-либо внешнем. Сотворенный мир не добавил и не убавил ничего в Боге. Бог Троица пребывает в вечной любви и радости общения Божественных Лиц Отца, Сына и Святого Духа. По Своей милости Он возжелал приобщить этой радости иные существа и для этого замыслил их и сотворил, в том числе и человека. Свт. Григорий Нисский учит : «Бог Слово... есть Творец естества человеческого, не какой-либо необходимостью приведенный к устроению человека, но по преизбытку любви приведший в бытие такое живое существо. Ибо не до′лжно было оставаться и свету Его незримым, и славе незасвидетельствованной, и благости неизведанной, и всему прочему, что усматривается в естестве Божием, праздным, если бы не было наслаждающегося этим причастника» [7].

Свт. Григорий Богослов, исходя из предназначения человека, объясняет сложность человеческой природы, включающей в себя видимый и сверхчувственный мир.

Тварный мир произошел по повелению Божию из ничего.

Возникновение тварных существ происходит через изменение, поэтому изменчивость – это онтологическое свойство всего тварного.

Разумные существа призваны и могут делать это свободно и сознательно через осуществление воли Божией, а

неразумные творения зависимы от человека, они преображаются в связи с состоянием своего владыки.

Таким образом, все в тварном мире способно насладиться радостью богообщения, но в меру своего совершенства.

Поскольку Бог есть высшее Благо, то совершенствование в Боге – это одновременно и восхождение к блаженной жизни, к истинному СЧАСТЬЮ. В этом и заключалось ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: не просто жить с Богом, но преображаться и возрастать в Нем, тем самым достигая новых степеней блаженства. По мысли свт. Василия Великого, человек – это тварь, получившая повеление стать богом [8].

Предназначение человека к бесконечному совершенству через богообщение кратко выразил наш Спаситель в словах: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Этими словами Бог снова напоминает о забытом нами истинном предназначении человека. Это предназначение внутренне выражается в присущем каждому человеку стремлении к счастью, или блаженству[9].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...