Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путь преодоления с пункта 5 – 1.




Прп. Максим учил, что предназначением человека в раю было преодоление всех этих пяти разделений путем богоугодной жизни. Средства для такого восхождения находятся внутри человека. Личное совершенствование в соответствии с замыслом Божиим стало бы основанием для преодоления этих онтологических рубежей. Конечно, созданный Богом мир был прекрасен, но через осуществление своего предназначения человек должен был возвысить его до качественно иного, облагодатствованного состояния. Он был призван осуществить единство всего мира, обо′жить весь тварный космос через полноту своего единения с Богом. Человек должен был преодолеть эти разделения, последовательно восходя от последнего к первому. Преодоление этих разделений не есть их уничтожение, но возвышение над ними путем духовного совершенствования.

Соединять относительно разобщенные сферы бытия человек должен был в последовательности, обратной той, в которой перечислены разделения.

1. Вначале человек должен был преодолеть разделение на два пола путем бесстрастной жизни - через совершенно чистое отношение раскрывая в себе образ Божий, который не связан с полом. Ведь пол - это не только особенность, но и определенное ограничение. В состоянии человека по грехопадении это выражено особенно явно и проявляется на всех уровнях человеческого бытия - от физиологических особенностей до социальных норм и культурных запретов. Но и в райском состоянии можно говорить об определенной ограниченности: женщина названа в Священном Писании помощницей (Быт. 2, 18): тем самым обнаруживается определенная неполнота и взаимозависимость мужчины и женщины друг от друга. Согласно Божественному замыслу, человек должен был превзойти эти ограничения. Средством для этого человеку была дана любовь. Если, с определенной натяжкой, у свв. отцов и можно найти нечто "уничижительное" в вопросе о браке, - это никогда не относится к основе брака - любви. По определению св. Дионисия Ареопагита, "любовь - это соединяющая и скрепляющая сила, подвигающая высших существ к промышлению о низших, равных же, напротив, к общению между собою, и наконец, обращающая младших к старшим и вышестоящим "[18]. Мир построен иерархически. Это означает не только признание иерархии живых существ (ангелы - люди - животные), но и некоторое отличие в достоинстве, существующее внутри разных видов творения (ангельская иерархия, у людей - родители и дети, правители и народ и т.д.). Кроме того, на одном уровне может находиться множество существ. Таким образом, для существования мира как единого целого нужны, так сказать, вертикальные и горизонтальные связи, соединяющие иерархию творения. Связующей силой такой иерархии и является любовь. Конечно, любовь проявляется по-разному у разных существ. Св. Дионисий выделяет, в частности, духовную, душевную и природную любовь.

ДУХОВНАЯ - это любовь к единству, присущая прежде всего христианам (в силу любви и существует Единая Церковь) и вообще людям, связанным отношениями дружбы.

Под ДУШЕВНОЙ любовью понимается любовь бессловесных (т.е. лишенных ума или духа), но одушевленных существ. Комментарий к тексту св. Дионисия говорит, что, например, "по причине этой любовной силы птицы летают стаями".

ПРИРОДНАЯ любовь - это любовь, присущая неодушевленным существам, - они "устремляются к Богу своим природным движением"[19].

Имея в себе родство со всеми перечисленными видами творений, человек призван проявлять свою любовь на всех уровнях, соблюдая их иерархию. Нежное прикосновение - пример проявления любви на природном уровне у человека - некоторым образом приоткрывает тайну природной любви, присущей даже неодушевленным существам, однако по грехопадении проявления природной любви "зашумлены" совершенно чуждыми первозданному человеку сексуальными импульсами.

Духовная любовь. (Любовь Божия)

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.» (1 Ин. 4:9-12)

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1 Ин. 4:16)

Николай Сербский, свт. Мысли о добре и зле [20]

Любовь Божия к человеку предвосхищает любовь человека к Богу. Кто знает, любил бы ребенок мать, если бы прежде не ощутил ее любви к себе? Также и человек не может возжечь в себе любовь к Богу до тех пор, пока не ощутит неистощимой любви Божией к самому себе. Какова же она эта ЛЮБОВЬ БОЖИЯ? Об этом ап. Павел говорит:

(1 Кор. 13) 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Душевная любовь

Роберт Рождественский ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ...[21]
Все начинается с любви... Твердят: "Вначале Было слово..." А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!.. Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка -- все начинается с любви. Все начинается с любви, С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть -- родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох.   Трагедия, тоска и подвиг -- все начинается с любви..   Весна шепнет тебе: "Живи..." И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви!

ПРИРОДНАЯ (плотская любовь)

Николай Гумилев ДВЕ РОЗЫ http://www.foreverlove.ru/nikolaj_gumilev_stihi_o_ljubvi.html  
Перед воротами Эдема Две розы пышно расцвели, Но роза — страстности эмблема, А страстность — детище земли. Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена, Другая, пурпурная, рдеет, Огнем любви обожжена. А обе на Пороге Знанья... Ужель Всевышний так судил И тайну страстного сгоранья К небесным тайнам приобщил?!
Владимир Маяковский (ОБЛАКО В ШТАНАХ. отрывок) http://www.foreverlove.ru/stihi_o_ljubvi_majakovskogo.html  
…Поэт сонеты поет Тиане, а я — весь из мяса, человек весь — тело твое просто прошу, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

 

2. Далее, согласно прп. Максиму, человек должен был соединить рай и прочую землю святостью жизни ( соединяя рай и прочую землю святостью жизнь, он превращает землю в одно целое, не разделенное на различные части, а собранное воедино, тем, что не питает никакого пристрастия к какой-либо из его частей " (Прп. Максим Исповедник. Указ. соч.).). Необходимым условием для этого было отсутствие у него " пристрастия к какой-либо из частей земли ". Действительно, с самолюбивым пристрастием относясь к своему блаженнейшему жилищу - раю, человек никогда не вышел бы за его пределы, и земля лишилась бы его попечения. Попечение неразрывно с деятельностью - созданный Богом человек должен был трудиться: " И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его " (Быт. 2, 15). Этот райский труд был легкий и естественный - в противоположность тому, каким он стал по грехопадении и о котором сказано: " В поте лица твоего будешь есть хлеб " (Быт. 3, 19).

В деятельности человек познавал мир, деятельность поддерживала и мобилизовала внутренние силы человека, но главное - деятельность первозданного человека, как посредника между Творцом и земной тварью, рассматривалась как особого рода СЛУЖЕНИЕ.

Это служение было тройственным: пророческое, священническое и царское[22].

а). Как ПРОРОК, человек был призван возвещать волю Божию земной твари словом и делом. Слова св. Амвросия Медиоланского о том, что человек создан "для правды, чтобы быть провозвестником правды между прочими живыми существами"[23] , показывают, что человек имел общение с видимым миром, являя миру волю Божию. В свою очередь, тварный мир тоже общался с человеком. Прп. Иоанн Дамаскин замечает, например, что змей "своими приятными телодвижениями" как бы разговаривал с человеком, так что именно через общение змея с человеком диавол, обольщая человека в раю, смог подать лукавый совет человеку [24]. Это показывает, что, выражаясь современным языком, - коммуникация человека с видимым миром в райском состоянии была полноценной и помогала пророческому служению человека.

б). Как СВЯЩЕННИК человек должен был возносить от лица всей земли жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю благословение. Этот род служения наиболее отчетливо демонстрирует синергию - совместное действие Бога и человека. На хвалу и благодарение, возносимое человеком от лица всей твари, благословение и освящение всей твари Богом.

в). Наконец, как ЦАРЬ человек был поставлен владыкой всего видимого мира. Ему было подвластно все, "что находится на земле и в водах" [Там же.]. Это позволяло ему - при послушании со стороны твари - не только возвещать волю Божию, но и претворять ее в подвластном ему видимом мире.

3. Вместе с тем видимое небо и все, что находилось "не на земле", - было не вполне подвластно человеку. На следующем этапе он должен был преодолеть разделение на небо и землю - фактически преодолеть силу земного притяжения. Это может показаться невозможным, поскольку человеческое тело подчиняется законам гравитации. Но человек - не только тело, он еще и душа, не зависящая от условий пространства и гравитации. Наличие в человеке двух субстанций - тела (относящегося к материальному миру) и нематериальной души (которая по природе родственна ангелам) делает человека особым - третьим видом творения. Он, по выражению свв. отцов, "мир второй", или "мир малый": подобно тому, как мир во всей совокупности состоит из видимого и невидимого, человек состоит из невидимой, невещественной души и видимого материального, вещественного тела. Таким образом, господство гравитации над человеческим естеством не безусловно. Вопрос в том, какое начало - "тяжелое" тело или нематериальная душа - будут преобладать в человеке. Последнее происходит, когда душа устремляется не к вещественному миру, а к Богу.

4. (Мир видимый и умопостигаемый) Душа есть и у животных, однако это не делает их посредниками между видимым и невидимым мирами. Разницу души человека и души животных священный язык Библии фиксирует следующим образом.

Души животных "производит земля " (Быт. 1, 24), в то время как душу человека " вдыхает " в человека Сам Бог (Быт. 2, 7). Поэтому души человека и животных имеют, так сказать, разный онтологический статус, и душа человека имеет одну природу с ангелами. Это проявляется, в частности, в том, что человеческой душе присущи некоторые высшие силы, "чистейшая часть" - ДУХ, ИЛИ УМ. По словам свт. Феофана Затворника, " ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и ожидание лучшего "[25].

Ум принципиально отличает человека от животных и роднит его с ангелами. Его наличие приводит к тому, что человек имеет ДВА СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ [26].

Известное из современной психологии восприятие, вызываемое ощущениями, называется у свв. отцов чувством телесным, поскольку осуществляется посредством тела.

Вместе с тем, существует другой способ постижения - духовное чувство (или постижение с помощью ума), не нуждающееся в посредстве тела, чтобы воспринимать.

Иногда под чувством понимается телесное чувство. Тогда воспринимаемое посредством телесного чувства называется чувственным, а воспринимаемое посредством духовного чувства - умопостигаемым, или "умным".

ДУХОВНОЕ ЧУВСТВО НЕОБХОДИМО человеку прежде всего для того, чтобы постигать Бога и невидимый мир, который часто и именуется умопостигаемым.

"Чувственный", т.е. материальный мир можно постигать и посредством телесного чувства, но это - не единственный способ его познания: АНГЕЛЫ ВОСПРИНИМАЮТ ЭТОТ МИР ТОЛЬКО ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНОГО ЧУВСТВА, ПОСКОЛЬКУ ТЕЛА У. НИХ НЕТ. Может воспринимать видимый мир посредством духовного чувства и человек, однако по грехопадении духовное чувство оказалось притупленным.

Таким образом, человеческое сознание имеет особый канал восприятия, не опосредуемый ощущениями, связанными с функционированием человеческого тела. Именно постижение посредством ума и позволяет человеку выполнить синтез мира чувственного и умопостигаемого. Прп. Максим описывает это так: "Затем, достигая равенства с ангелами в познании, человек соединяет чувственное и умопостигаемое".

Прп. Максим не конкретизирует, в чем будет выражаться единение чувственного и умопостигаемого мира, но следует отметить, что для него познание является онтологическим принципом: познавая, человек изменяет себя и окружающий его мир: " И наконец - о удивительное человеколюбие Божие! - он, сверх сказанного, любовью соединяет тварную природу с нетварной, являя их как единое и одно, благодаря усвоенному состоянию благодати, которого он достиг".

5. (Бог и тварный мiр.) Любовь как соединяющая и скрепляющая сила является на последнем этапе, равно как и на всех предыдущих, средством соединения. Однако ее одной недостаточно - как мы видели, любовь к Богу присуща всем видам творений. Подобный же синтез мог осуществить только посредник между тварным и нетварным. Возможность такого посредничества заложена в образе Божием, который есть в человеке.

Рассмотрим далее, каким был человек до его грехопадения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...