Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология методов и средств обучения




 

Обучение слушателей осуществляется в очень сложном учебном процессе многими разными методами и средствами. Основным средством обучения является речь преподавателей. Речь преподавателя служит и для дачи обучаемым нужной информации о знаниях, которыми должны они овладеть, и для организации и руководства самостоятельной деятельностью обучаемых, и для проведения контроля и оценки результатов этой деятельности.

Другим средством обучения являются наглядные и технические средства. В последние годы в учебном процессе стали широко использоваться также игровые методы обучения.

В данном разделе рассматриваются психологические аспекты всех этих средств и методов обучения.

Язык человека

Язык человека представляет собой сложную систему кодов, сложившихся в процессе общественной истории и обозначающих предметы, качества и признаки, свойства, действия или отношения, которые несут функцию кодирования и передачи информации.

Единицей языка является слово. Основной функцией слова является его обозначающая роль. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету.

Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму существительного (обычно обозначает предмет), или глагола (обозначает действие), или прилагательного (обозначает свойство), или связи – предлога, союза (обозначает известные отношения).

Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел, которыми мог манипулировать.

С помощью языка он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые ранее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие. Удваивая мир, слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.

Слово имеет не одно какое-то значение, а несколько. Выбор того или иного значения слова обычно определяется той ситуацией, тем контекстом, в которых стоит слово, а иногда и тем тоном, которым слово произносится.

Кроме того, наряду с прямым денотативным значением слова существует еще и обширная сфера ассоциативных значений: слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно приводит к всплыванию ряда дополнительных связей, включающих в свой состав элементы близких с ним слов по наглядной ситуации, по прежнему опыту и т. д.

Таким образом, слово становится центральным узлом для целой сети вызываемых им образов и связанных с ним других слов, который говорящий или воспринимающий задерживает, тормозит, с тем чтобы из всей сети коннотативных значений выбрать нужное в данном случае, ближайшее, или денотативное, значение.

Слово способно не только замещать или представлять предметы, возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает, но и анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений, т. е. имеет категориальное значение. Оно обобщает вещи, относит их к определенной категории. Слово «часы» обозначает любые часы, слово «стол» обозначает любые столы.

Значит, абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения. Называя предмет, человек анализирует его, причем делает это не на основе собственного опыта, а передает опыт, накопленный в общественной истории, систему общественно упрочившихся знаний о функциях этого предмета. Слово тем самым позволяет совершить переход, скачок от чувственного к рациональному, оно имеет фундаментальное значение в формировании человеческого сознания.

Культура речи

Владеть речью – это значит уметь передать свою мысль возможно более совершенным образом, передать не только основное содержание, но и тончайшие оттенки ее. Иначе говоря, владеть речью – значит уметь быть до конца понятым другими.

Это достигается различными путями в устной диалогической, устной монологической и письменной речи. Психологическое различие между этими видами речи очень велико: недаром многие известные писатели были слабыми ораторами, и, наоборот, многие мастера устной речи далеко не являются хорошими писателями.

Диалогическую речь называют поддерживающей, ибо речь каждого из участников диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников: если эта поддержка прекратится, то или речь превратится в монолог, или человек замолчит. Монологическая и письменная речь – неподдерживающие.

Очевидно, что поддерживающая речь легче неподдерживающей. Объясняется это тем, что в разговоре собеседники находятся в одной и той же ситуации, воспринимают одно и то же и поэтому могут понимать друг друга иногда даже с полуслова. Многое, кроме того, в диалогической речи дополняется жестами, мимикой, интонацией голоса, паузами.

Совсем иначе строится монологическая, в которой все должно быть сказано до конца, и письменная речь. Читатель только из самой речи может понять, что именно имеет в виду автор, почему он касается того или другого предмета, на какой вопрос он отвечает своими рассуждениями.

Одной из самых распространенных причин плохого владения письменной речью является неумение автора поставить себя на место будущего читателя, учесть то обстоятельство, что читатель не обязан и не может знать заранее той ситуации, той постановки вопроса, из которой исходит пишущий, поэтому самое трудное при письменном изложении своих мыслей – начало.

Сам пишущий, начиная изложение, уже знает смысл всего сочинения в целом, читатель же, читая первые фразы, знать его не может. Не учитывая этого, неумелые писатели часто начинают с таких фраз, которые могут приобрести смысл только при условии знания всего дальнейшего.

Монологическая устная речь и письменная речь должны быть в полной мере развернутыми и связными.

Отсюда понятно, что эти виды речи требуют гораздо более высокого уровня речевой культуры и что нельзя выработать настоящего мастерства излагать свои мысли связно, понятно и выразительно, не овладев упорным трудом, тренировкой и самоконтролем за своей речью, анализом реакций своих слушателей или читателей на свою речь (устную или письменную), постоянным ее совершенствованием.

Однако следует не упускать из виду, что и диалогическая речь предъявляет свои своеобразные требования, неисполнение которых делает человека тяжелым, скучным и даже неприятным собеседником.

Самое важное из этих требований – умение слушать собеседника, понимать его вопросы и возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. У некоторых людей отсутствие интереса к чужим словам и неумение слушать проявляется в очень неприятной привычке – прерывать собеседника, не дав ему договорить до конца.

Имеется еще одно существенное различие между письменной и устной речью. Когда человек пишет, он сознательно и произвольно строит свою речь, подыскивает подходящие слова, находит наилучшее построение фразы, выбирает порядок слов и т. д. Писать – значит работать над словесным выражением мысли.

И письменная речь позволяет писателю неторопливо работать над своим произведением, оттачивать его, возвращаться к написанному и вносить необходимые исправления, перестановки и т. д. в написанное. Именно в такой работе над письменной речью и заключается мастерство писателя.

Устная речь в этом отношении резко отличается от письменной. Хорошая устная речь не допускает сколько-нибудь развернутой и длительной работы над словом. Нельзя в разговоре, перед тем как произнести фразу, долго обдумывать ее построение, тем более нельзя по несколько раз произносить одну и ту же фразу, постепенно усовершенствуя ее.

Этого делать нельзя и в докладе, лекции или выступлении. Устная речь должна литься свободно и без задержек. Сами собой должны приходить на ум нужные слова, и сами собой они должны укладываться в правильные и выразительные фразы.

Итак, устная речь легче, проще по своему строению, чем письменная речь, но она не допускает длительной работы над словом в процессе говорения. Письменная речь труднее, сложнее по своей конструкции, но она позволяет в процессе писания сколько угодно тщательно работать над словесным выражением мысли. Отсюда понятно, какое важное место в развитии общей речевой культуры должна занимать письменная речь, дающая наибольшие возможности для сознательной работы над словом.

Вот почему хорошие лекторы не ленятся свои ответственные лекции сначала дома изложить на бумаге, чтобы тем самым подготовить себя к ответственному выступлению, отнюдь не читая это выступление, лекцию по написанному конспекту, а свободно излагая заранее приготовленный текст.

Понимание речи и текста

Обучаемый понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как количество, качество, движение, развитие, причина и следствие, пространство, время и т. д.) и поместить его в наличных у него непересекающихся классах объектов; если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов объектов. Зачастую непонимание учебного материала вызывается тем, что у обучаемого не сложилась научная категориальная система (плохая предварительная подготовка), тем более что в процессе обучения эта система многократно перестраивается.

Понимание может быть разной степени глубины. Понять что-либо – значит раскрыть его сущность. Основным отличием степени понимания являются прежде всего глубина понимания. Выражением этого являются полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достижения.

Существенное место занимают также различия в отчетливости понимания. Начальной ступенью здесь является предвосхищение понимания: мы еще не поняли, что воспринято, но чувствуем, что вот-вот что-то будет понято нами. На следующей ступени понимание уже имеется, но оно еще находится в самом общем, неразвернутом виде – это ступень смутного понимания.

На следующей ступени понимание субъективно переживается как достигнутое, хотя выразить его мы еще не можем. Дальнейшая ступень отчетливости понимания характеризуется тем, что мы уже можем изложить воспринятое, но пока еще в неизменной формулировке, максимально близкой к словам подлинника.

Наконец, подлинное понимание наступает тогда, когда мы можем изложить воспринятое своими словами, когда воспринятое подвергается некоторой творческой переработке и становится как бы «своим».

Использование в обучении привычных (знакомых) знаков и алгоритмов (формул, правил и т. д.), конечно, необходимо, но в то же время оно может приводить к труднопреодолимому психологическому барьеру.

Вызывая чувство понимания (точнее – иллюзию понимания), ибо привычные знаки и алгоритмы кажутся простыми и понятными, они не вызывают познавательного интереса, что зачастую, когда сущность этих знаков была в свое время усвоена недостаточно глубоко, приводит к формализму знаний, когда обучаемый оперирует знаками и алгоритмами без их понимания. Поэтому, встречаясь в процессе обучения с ранее известными знаками и алгоритмами, всегда полезно проверить знание студентами их сущности (или хотя бы напомнить им ее).

Понимание речевого высказывания, т. е. процесс декодирования поступающей речевой информации, начинается с восприятия внешней развернутой речи, переходит в понимание общего значения высказывания, а далее – и в понимание подтекста этого высказывания.

Мало понять непосредственное значение сообщения. Необходимо выделить тот внутренний смысл, который стоит за этими значениями, т. е. необходим переход от текста к подтексту, к выделению того, в чем состоит центральный внутренний смысл сообщения.

Неверно думать, что целое сообщение состоит лишь из цепи отдельных фраз и что для понимания текста достаточно понять значение каждой фразы. Человек осуществляет ориентировочную деятельность в процессе объединения далеко отстающих друг от друга элементов высказывания, выделяя в сложном сообщении «смысловые ядра».

В устной речи вспомогательные приемы – интонация, выделение слов или выражений акцентом, применение пауз, мимики, жестов и т. д. – позволяют лучше выделить (а следовательно, и понять) существенные смысловые ядра и переходить к общему смыслу сообщения.

В письменной речи вспомогательные приемы – выделение абзацев, разрядка, знаки препинания – еще не обеспечивают полностью возможности понимания внутреннего смысла текста, поэтому процесс понимания подтекста или смысла, таящегося за написанным текстом, требует от читателя сложной самостоятельной внутренней работы над текстом.

Общим условием успешности понимания текста является высокая степень выраженности субъектно-предикативных отношений, а именно признаков новизны субъекта и отнесенности его к уже известной более общей мысли и разрешающей функции предиката.

Новое положение необходимо излагать так, чтобы оно имело не просто какое-то содержание, а такое содержание, которое требует дальнейшего разъяснения, доказательства и т.п.

Эта особенность изложения создает у обучаемого впечатление известной незаконченности мысли, неясности, а поэтому и желание узнать в чем дело, почему, что это значит и т.п., поддерживая тем самым сосредоточенное внимание к изложению. В результате осознается также отличие текстового субъекта от его предиката.

Напротив, законченность, замкнутость в изложении субъекта маскирует содержащиеся в нем скрытые вопросы, скрывает его проблемность, вызывает впечатление мнимой понятности, не побуждает к раскрытию, объяснению смысла.

Понятность научного и учебного текста повышается, если проблемные ситуации излагаются так, что скрытые в них вопросы могут легко обнаруживаться и разрешаться самими читателями.

Среди проблемных текстовых ситуаций (т. е. ситуаций, провоцирующих вопросы) есть такие, которые неизбежны и неустранимы для читателя в любом новом и сложном тексте. Однако можно сделать так, чтобы они легко обнаруживались и осмысливались. Для этого:

а) текст должен иметь ясную, прозрачную логическую структуру;

б) новизна текстовых субъектов или противоречия между ними должны не затушевываться, а выражаться четко, с применением стилистических и логических приемов или особых слов, подчеркивающих их качества, что способствует возникновению у читателей вопроса и потребности найти на него ответ;

в) проблемные ситуации получают свое разрешение в данном тексте или находят опору в имеющихся знаниях.

Если проблемная ситуация в тексте выражена так, что она не осознается большинством обучающихся, или если вызывает вопрос, но ответ на него в тексте отсутствует и вместе с тем не содержится в предшествующем изложении, то причина плохого понимания кроется в самом тексте.

Основой проблемной текстовой ситуации является новизна текстового субъекта (о чем говорится в тексте) в сочетании со сложностью его предиката (что именно говорится об этом). То свойство субъекта, которое заключается в том, что он нуждается в предикации, есть новизна субъекта.

Проблемность такой ситуации состоит в том, что субъект содержит в скрытом виде вопросы типа «Что говорится об этом?», «А что это значит?», «В чем это проявляется?» или «Чем это объясняется?» (доказывается, поясняется), а предикат, содержащий нередко пространный и сложный ответ на этот вопрос, сам вызывает вопрос, но уже другого типа: «О чем это говорит?», «Что этим объясняется?».

В процессе обучения у слушателя вместо значения новых cлов, с которыми он встречается в этом процессе, образуется cмысл – индивидуальное значение, выделяемое из объективной системы связей, зависящее от конкретной ситуации и личностных особенностей обучаемого.

Понятия не могут быть получены им в готовом виде, усвоение научных понятий опирается на значения и смыслы, уже имеющиеся в опыте обучаемого. Показателем освоенности понятий является свобода обучаемого от жестких заданных формулировок, что легко устанавливается во время экзаменов, зачетов или на семинарах.

Преподаватели влияют на речевое развитие и понимание обучаемыми учебного материала не только прямо, осуществляя функции обучения, но и косвенно, через особенности собственной речи.

Наибольшего успеха достигают те преподаватели, которые следят за логикой своих высказываний, используют терминологию и построение фраз, доступные студентам, четкую аргументацию, не употребляют речевых штампов и лишних, навязчиво повторяющихся слов, пользуются экспрессивными возможностями устной речи – выразительной интонацией, акцентами для выделения смысловых опор, паузами, изменением темпа речи, мимикой, жестами и т. д.

Наглядность в обучении

Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений, как думал Я.А. Коменский и многие другие. Чувственность и наглядность – это разные свойства.

Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного субъекта того психического образа, который создается в процессе восприятия и последующей умственной обработки какого-либо реального объекта. Поэтому ненаглядным может быть образ реального объекта или явления, и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующих реально, а созданных нашим воображением.

Наглядность или не наглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

Сам по себе, непроизвольно наглядный образ, как правило, не возникает. Он образуется только в результате активной деятельности субъекта, направленной на его создание. Поэтому если несколько человек рассматривают один и тот же реальный объект, то у одних возникает наглядный образ этого объекта, они понимают, что это за объект, а у других наглядного образа объекта не образуется, хотя они также смотрели и разглядывали этот объект, но так и не поняли, что он собой представляет.

Наглядный материал (пособия) служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых обучаемым в процессе овладения соответствующими знаниями.

При введении в обучение наглядного материала нужно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в процессе усвоения;

2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяется отношением к той деятельности обучаемого, в которой данный материал способен занять структурное место, к цели его действий и той деятельности, которая ведет к осознанию того, что нужно усвоить.

Это отношение может быть трояким. Во-первых, та и другая деятельности могут совпадать между собой, что обеспечивает прямую действенность наглядности. Далее, первая деятельность может подготовлять собой вторую, и тогда требуется лишь правильно и четко выделить соответствующие этапы педагогического процесса.

Наконец, та и другая деятельности могут не быть связаны между собой, в таком случае наглядный материал бесполезен, а иногда может играть даже роль отвлекающего фактора.

Виды учебной наглядности:

1. Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты различных объектов, технические образцы, фотографии, картины и т. д.).

2. Условные графические изображения (чертежи в разных проекциях, эскизы, различные технические и технологические схемы и т. д.).

3. Знаковые модели (графики, географические карты, топографические планы, диаграммы, химические формулы и уравнения, математические формулы и другие интерпретированные и иконические модели).

4. Динамические наглядные модели (кино– и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.).

Функции наглядного материала. Функция наглядного материала может быть очень разной. Одно дело, когда в процессе обучения возникает задача дать студентам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления – словом, сделать для них, возможно, более конкретным, более точно представленным тот или иной круг явлений.

В этом случае использование фотографий, картин, кино– и телефильмов и других видов иллюстраций поможет обучаемым сделать более ощутимым то, о чем идет речь в обучении.

Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий в физике, химии, технических предметах и т. д. Наглядный материал в этих случаях представляет собой именно материал, в котором и посредством которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден.

Эффективность использования наглядного материала в этом случае зависит от того, что фактически осознается обучаемыми в наглядном материале и что должно ими осознаваться в связи с определенной педагогической задачей.

Обогащая опыт обучаемых или помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд преподавателя. Однако избыток наглядности, и особенно построение ее без учета механизмов ее восприятия обучаемыми, может не облегчить, а затруднить учебный процесс.

Преподавателю следует учитывать возможность осознания обучаемыми не заложенного в наглядном пособии соотношения между объектами и явлениями, а непосредственно изображенной на нем предметной реальности. В этой связи более однозначно воспринимаемыми, более удобными являются различные абстрактные схемы и знаковые модели. Они лучше усваиваются и приносят наибольший развивающий эффект при самостоятельном построении обучаемыми.

Речь как средство наглядности

Для создания наглядных образов изучаемых объектов преподаватель располагает разными средствами материальной, знаковой и иной наглядности. Однако наиболее универсальное средство для создания у студентов наглядных образов изучаемых объектов – это речь преподавателя.

Правильное обучение требует сочетания и взаимодействия различных средств наглядности при обязательном участии речи преподавателя.

Возможны следующие формы использования речи для форми рования у обучаемых наглядных образов изучаемых объектов:

1. Наглядные образы создаются в результате лишь одних словесных объяснений, без привлечения других средств наглядности. Это, пожалуй, наиболее трудный и сложный способ формирования наглядных образов. К этой форме приходится прибегать в тех случаях, когда объекты изучения – строго абстрактные или такие, для которых нельзя создать какие-либо материальные или материализованные средства наглядности.

Для создания наглядных образов большое значение имеет владение ораторским искусством: интонацией, жестами, умением образно нарисовать словами изучаемое явление, событие, понятие.

Огромное значение имеет опора на жизненный опыт и знания слушателей. Приведение ярких, образных примеров, знакомых слушателям из опыта или из предшествующего обучения, живой рассказ об истории создания и развития изучаемого понятия также способствуют формированию у слушателей адекватного наглядного образа.

Полезно, чтобы слушатели после этого попытались составить схему или план воспринятого описания изучаемого понятия, вообще поупражнялись в его использовании.

2. Наглядные образы создаются с помощью словесных объяснений, которые сопровождаются показом различных наглядных пособий. Эти пособия используются для иллюстрации содержания рассказа или для подтверждения сформулированных утверждений.

3. Наглядные образы создаются с помощью наглядных пособий, использование которых сопровождается речью.

Речь при этом выполняет различные функции:

Первая функция – побуждающая и направляющая наблюдение предъявляемых пособий.

Вторая функция речи преподавателя – уточнение наблюдений слушателей.

Третья функция – организация анализа результатов наблюдений.

Четвертая функция – объяснение устройства, назначения и функций этих пособий.

Таким образом, речь преподавателя играет главную роль в создании у слушателей наглядных образов изучаемых объектов. Наглядные пособия должны использоваться лишь во взаимодействии со словом преподавателя.

Гигиена органов чувств в учебных помещениях

Условия, в которых осуществляется учебный процесс: освещение и окраска помещения, его оборудование, уровень звукового давления, степень удобства рабочего места и рациональность рабочей позы, – вовсе не безразличны для обучаемых, они либо благоприятствуют работоспособности, либо вызывают ее падение.

Уровень освещенности имеет чрезвычайно большое значение для работоспособности, сказывается и на качестве работы, выполняемой обучаемыми. Острота зрения при освещенности, равной 30 лк, начинает снижаться уже после первого часа занятий и к пятому падает на 22% по сравнению с утренним уровнем.

Если же занятия проходят при освещенности 100 лк, то острота зрения от первого к третьему часу занятии повышается, а снижение к концу занятий не достигает исходного, утреннего уровня. Во все часы занятий показатели устойчивости ясного видения при люминесцентном освещении оказываются выше, чем в те же часы при освещении лампами накаливания.

Помимо достаточной освещенности рабочих мест, наиболее благоприятно влияет на работоспособность равномерно рассеянное освещение учебных помещений. Слепящий, а также мелькающий свет оказывает крайне неблагоприятное воздействие не только на зрительные функции, но и на состояние сердечно-сосудистой системы.

Небезразличной для работоспособности обучаемых является окраска помещения и оборудования, мебели, рабочего инвентаря. Светлые, теплые тона при одной и той же мощности источников света намного повышают уровень освещенности помещений и уже этим оказывают положительное влияние на работоспособность. Кроме того, окраска и цвет играют известную психогенную роль.

В одно и то же время дня, при одинаковой ориентации окон и окраске стен в аудитории и мебели в светлые тона освещенность на 20% выше, чем в аудиториях со столами, окрашенными в черный цвет. Лучшее состояние зрительных функций и положительный психологический эффект получается в тех случаях, когда тексты написаны на зеленой доске желтым мелом, чем белым мелом на черной доске.

Лучшая освещенность помещений и благоприятная их окраска не только повышают зрительные функции слушателей, но и обостряют остроту слуха, что также благоприятствует работоспособности.

С повышением температуры воздуха в помещении замечено снижение работоспособности. Внимание, способности к запоминанию снижаются при повышенной температуре воздуха и улучшаются с ее понижением и доведением до комфортной комнатной температуры в 18–20 градусов. Важно также обеспечение помещений воздухообменом.

Известно, что в закрытых, плохо проветриваемых помещениях одновременно с повышением температуры воздуха резко ухудшаются его физико-химические свойства. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в невысоких помещениях, влечет за собой существенное ухудшение работоспособности.

Изменения функционального состояния центральной нервной системы проявляется у слушателей под влиянием шума. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы, а увеличение шума до 50 дБ и выше приводит к снижению внимания на 12–16%.

Соответствие учебного оборудования (столы, стулья и др.) длине и пропорции тела обучаемых представляет главное условие, обеспечивающее возможность сохранения наименее утомительной рабочей позы и воспроизведения наиболее экономных движений. Однако и тогда, когда размеры оборудования и мебели соответствуют росту, длительное вынужденное положение тела вызывает утомление и отрицательно сказывается на работоспособности. Регламентированные прямая и склоненная позы за столом наиболее утомительны.

Нередко это может быть усугублено нерациональной формой учебных помещений, которая требует иной, чем обычно, расстановки мебели – большого числа рядов и сокращения расстояния от доски до первых учебных столов.

Все это необходимо учитывать при строительстве и оборудовании учебных зданий или при переоборудовании обычных зданий в учебные.

Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении

Для того чтобы овладение обучаемыми знаниями и умениями соответствовало особенностям их мышления, необходимо чтобы лектор, приступая к изложению учебного курса, дал обучаемым ясное понимание основной структуры этого курса, его теоретического и практического значения, составных частей курса. Это можно сделать в виде вводного предисловия к программе курса, в самой вводной лекции либо в том и другом.

Усвоение структуры учебного предмета – это понимание всех основных взаимосвязей в нем. Ведь одна из важнейших целей обучения – сделать результат обучения полезным в будущем, построить обучение так, чтобы результат, достигнутый на одной ступени, помогал обучению на следующих ступенях, был полезен в будущей профессиональной деятельности.

Имеются два пути использования результатов обучения в будущем. Первый из них состоит в применении этих результатов в своей будущей профессиональной деятельности. Для этого преподавание любого учебного предмета в вузе должно проводиться в контексте будущей профессии обучаемых. Это путь генерализации полученных знаний и умений.

Второй путь – это неспецифический перенос, или перенос принципов и отношений. Он заключается в том, что в процессе обучения слушателям дают такие принципы, которые они могут в дальнейшем использовать при обучении других предметов, при решении других задач, рассматривая частные случаи этих общих принципов. Этот тип переноса составляет сердцевину педагогического процесса, в котором происходит непрерывное расширение и углубление знаний.

Преемственность обучения, создаваемая переносом второго типа, как раз и зависит от овладения обучаемыми структурой учебного предмета. Ведь чем более глубоким и основным является понятие, которым овладел студент, тем более широким будет его применение к новым задачам.

Полезно на первом занятии дать обучаемым представление о структуре начинающегося курса в форме наглядной схемы, на которой условными знаками выделены все основные понятия и разделы курса, связи и отношения между ними. Эта схема послужит обучаемым хорошим ориентиром при восприятии материалов последующих занятий и пособием для подготовки к экзаменам.

Для выделения в учебном предмете его основной структуры необходимо исходить из следующих четырех принципов:

Первый принцип состоит в том, что усвоение основных понятий делает весь изучаемый предмет более доступным.

Второй принцип состоит в том, что до тех пор, пока какой-либо частный факт не соотнесен с общей структурой, он быстрее забывается. Отдельные факты или детали учебного материала сохраняются в памяти посредством включения их в определенную структуру или схему.

Обучение общим, основным принципам способствует сохранению материала в памяти, позволяет студенту восстанавливать отдельные подробности, когда это необходимо. Хорошая теория является не только средством понимания явления, но и средством его последующего воспроизведения по памяти.

Третий принцип заключается в том, что усвоение основных понятий обеспечивает и перенос упражнений, генерализацию навыков.

Четвертый принцип состоит в том, чтобы посредством постоянного повторного прохождения на новой основе ранее изученных основных понятий помочь обучаемым уменьшить разрыв между элементарными, поверхностными и глубокими научными знаниями.

На основе этих принципов каждый преподаватель при подготовке к чтению нового курса должен составить четкий план – программу изучения этого курса и в том или ином виде донести до сознания обучаемых.

Самоактуализация

Суть подлинного обучения состоит в передаче путей, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это и есть способ самоактуализации личности.

Все они без исключения вовлечены в какое-то дело, которое является чем-то ценным для них, своего рода призванием. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску предельных ценностей бытия – красоты, добра, истины, совершенства. Что означает самоактуализация в реальном поведении?

Перечислим восемь основных условий, которых должна придерживаться самоактуализирующаяся личность:

1. Самоактуализация означает полное, иное и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, т. е. без подростковой застенчивости. Молодые люди часто страдают от недостатка бескорыстия и избытка застенчивости и самомнения.

2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация – это непрерывный процесс, она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек – это не tabula rasa и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура, и нужно предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство молодых людей прислушиваются не к самим себе, а голосу мамы, папы, вышестоящих лиц, традиций и т. д.

4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бываем не правы. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа,– это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он актуализируется.

5. Предпочтение выбора роста выбору страха, честность и принятие на себя ответственности – это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит.

Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, это мне не нравится». Для того чтобы высказать честное мнение, человек должен быть неконформистом.

6. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие своих умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает р<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...