Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание в младшем школьном возрасте




 

Как и дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает непроизвольное внимание, ребенок реагирует на новое, яркое.

Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения (желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.) Происходит интенсивное изменение свойств внимания: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. Развивая различные свойства внимания можно помочь ребенку успешно учиться в школе, осваивать информацию.

При овладении математикой ведущая роль у объема внимания: успешность усвоения русского языка связано с точностью распределения, обучение чтению – с устойчивостью внимания.

Если у ребенка нет неврологических проблем, произвольность, устойчивость внимания можно развивать с помощью различных игр.

 

Организация внимания на уроке

Заинтересовать младших школьников на уроках можно различными яркими картинками или какими-либо интересными историями. Сосредоточенность снимания остается до тех пор, пока ребенок заинтересован воспринимаемыми объектам: предметам, событиям, людям. Так же внимание можно организовать с помощью различных игр.

 

Вопрос

Вопрос

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).

3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызывать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях и вполне приличные, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные. Поэтому школьному психологу необходимо учитывать и содержание этих переживаний, и их адекватность.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации четвероклассников к новым учителям, сопровождающаяся часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Иногда появляются специфические трудности у классного руководителя в его контактах не только с детьми, но и с родителями.

Билет.

Социальная ситуация развития – сущностная характеристика возрастного периода развития, введённая Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и средой, определяет объективное место ребёнка в системе социальных отношений. Определяет требования, которые предъявляет к ребёнку общество. Ребёнок должен понимать занимаемую им социальную позицию и свои взаимоотношения с окружающими людьми. Скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

Подростковый возраст — возраст наиболее интенсивного развития личности — период жизни человека от детства к юности (от 11-12 до 14-15 лет). Подростковый возраст протекает очень бурно, самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее.

Физиологические причины трудностей. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой.

Психологические причины трудностей. Это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Мучительно - тревожные сомнения в себе, в своих возможностях. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между хотеть и мочь. В поведении, в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее.

Социально-психологические причины трудностей. Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами.

 

Основное противоречие подросткового возраста: подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно.

 

51.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».

Его проявления:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

 

 

Вопрос

Часть1 про сверстников

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью.

В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее до­верительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества.

По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.

Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать по крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей:

1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения.

2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имею­щими иное воспитание, опыт и взгляды.

3. Быть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение.

4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам.

5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку).

6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение.

 

В мотивах равнения подростка на сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы:

утверждение собственных возможностей;

приобретение качеств взрослого через равнение на "более взрослого" товарища;

стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым;

взаимоотношения с другим полом;

защита собственного достоинства.

В своем психосоциальном развитии человек проходит через три фазы: аутосоциальную, гомосоциальную и гетеросоциальную. Одна из важней­ших задач — благополучно пройти гетеросоциальную ступень и найти друзей обоих полов.

Стрем­ление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформ­ностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Подростки — особая со­циально-психологическая и демографическая группа, имею­щая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к “подростковой” общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами про­ведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет суще­ственное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

Часть2 про взрослых

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные ис­следования показывают сложность и амбивалентность от­ношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стрем­ление противопоставить себя взрослым, отстаивать собст­венную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо про­является в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с пра­вами взрослого человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...