Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод фокальных объектов




Развитие связной речи детей посредством инновационных технологий и методик

 

 

Содержание

 

  1. Введение.
  2. Методики и технологии:

2.1.«Раскадровка» сказки.

2.2. Метод «Закрытой картинки».

2.3.Метод фокальных объектов.

2.4.Упражнения для работы с картинкой.

2.5.Работа по серии сюжетных «закрытых картинок»

2.6.Работа со сказкой.

2.7.Игра «БИНОМ»

2.8.Игра «Брошенный камень»

  1. Заключительная часть.
  2. Список литературы.
  3. Приложение

 

 

Введение

Развитие речи является важным условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью ребёнок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи дошкольника. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Работая в коррекционном учреждении, видишь реальную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. В коррекционной логопедической работе с детьми ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы педагогов, родителей, детей. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В своей работе с детьми использую игры, упражнения методики ТРИЗ и тифлопедагогики.

 

 

«РАСКАДРОВКА» СКАЗКИ

 

1.Детям предлагается создать мультфильм по знакомой сказки, например «Колобок»

2.Дети последовательно рассказывают события, происходящие в сказке. Воспитатель при помощи условных обозначений фиксирует на доске «рисует кадр» или выставляет приготовленные картинки.

3.Предлагается изменить конец сказки. Для этого надо изменить ход событий в сказке в 1-м кадре, 2-м или в 4-м.

4.Дети предлагают разные варианты: бабка перепутала сахар с солью, и колобок оказался солёным, волшебник «Великан – Кроха» сделал колобка очень большим и т.д.

5.Предложить придумать новую сказку.

Анализируя с детьми сказку по кадрам, можно придумать поговорки. Например, сказка «Кот, петух и лиса».

-Кто друзей бросает, тот их и теряет.

-Кто глуп, тот попадает на зуб.

-Кто хитрым бывает, тот с добычей бывает.

 

 

Метод «закрытой картинки»

1-й этап.

Цель: научить задавать вопросы.

- Воспитатель предлагает детям узнать, что нарисовано на картине, которую она держит в руках (картинка закрыта). Для этого надо правильно задать вопросы:

  1. Где происходит действие? (на улице или в помещении)
  2. Какое время года изображено на картине? На доске рисуем схему рассказа, для детей рисуем в линию.
  3. Кто нарисован на картине?
  4. Сколько людей нарисовано?
  5. Кто нарисован в центре?
  6. Что делает?
  7. Что держит?
  8. Что делают остальные люди?
  9. Что ещё нарисовано на картине?

- Вспоминаем ответы по картинке.

- Рассказ детей, опираясь на схему (2-3 ребёнка).

-Схема стирается.

- Рисование по памяти содержание картинки.

2-й этап.

1-й вариант: На отдельных карточках сюжеты из содержания, «путанка». Дети отбирают тех героев, которые подходят к картинке. Отобранные картинки выставляют. Дети составляют рассказ по своему рисунку.

2-й вариант: Выставляются рисунки всех детей. Обсуждение (кто нарисовал правильно, кто не точно и т.д.). Открывается картинка, совместно составляется рассказ с более мелкими подробностями.

 

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьёзного изобретательства. Метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Выбирается любой предмет, это будет фокальный объект. Свойства случайных предметов переносим на объект в «фокусе».

Можно придумать что-то новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.

Первый шаг: фокальный объект – мячик.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.

Третий шаг: даём характеристику выбранным объектам.

Электрическая лампочка – светится, тёплая, прозрачная…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поёт.

Четвёртый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

Теперь можно фантазировать и особенно не заботиться о возможности реализовать то, что придумали.

-Мячик светится изнутри, может освещать дорогу, когда темно, не потеряешь.

-Мячик всегда тёплый, можно греть руки.

-Мячик прозрачный, сквозь него интересно смотреть на то, что окружает тебя.

-Мячик летает как стрекоза, у него есть прозрачные крылья.

-Мячик можно надуть нужного размера, смотря, во что играешь.

-Мячик подаёт сигнал, и родители знают, где ребёнок находится.

 

Можно придумать новый нож, чтобы облегчить маме домашнюю работу.

«Нож» - слово в «фокусе» «Чайник» - найденное слово.

Чайник фарфоровый, расписной, круглый, носатый.

-Нож фарфоровый – красивый, но хрупкий, резать им можно только мягкое – торт, мороженое…

Нож расписной – сувенир, расписанный цветами, из цветного металла, переливается всеми цветами.

Нож круглый – закруглённый, им удобно резать круглые вещи, фрукты, овощи, вырезать фигурные вещи.

Нож носатый – для вырезания глазков в картошке, серединки в яблоке…

 

1. Детям очень нравится, когда в «фокус» помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды.

2. Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков…

3.До начала реализации идей, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, почему и кому хорошо, а почему плохо.

4. Лучшие выдумки надо хвалить.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...