Метод фокальных объектов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Развитие связной речи детей посредством инновационных технологий и методик
Содержание
2.1.«Раскадровка» сказки. 2.2. Метод «Закрытой картинки». 2.3.Метод фокальных объектов. 2.4.Упражнения для работы с картинкой. 2.5.Работа по серии сюжетных «закрытых картинок» 2.6.Работа со сказкой. 2.7.Игра «БИНОМ» 2.8.Игра «Брошенный камень»
Введение Развитие речи является важным условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью ребёнок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи дошкольника. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Работая в коррекционном учреждении, видишь реальную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. В коррекционной логопедической работе с детьми ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы педагогов, родителей, детей. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
В своей работе с детьми использую игры, упражнения методики ТРИЗ и тифлопедагогики.
«РАСКАДРОВКА» СКАЗКИ
1.Детям предлагается создать мультфильм по знакомой сказки, например «Колобок» 2.Дети последовательно рассказывают события, происходящие в сказке. Воспитатель при помощи условных обозначений фиксирует на доске «рисует кадр» или выставляет приготовленные картинки. 3.Предлагается изменить конец сказки. Для этого надо изменить ход событий в сказке в 1-м кадре, 2-м или в 4-м. 4.Дети предлагают разные варианты: бабка перепутала сахар с солью, и колобок оказался солёным, волшебник «Великан – Кроха» сделал колобка очень большим и т.д. 5.Предложить придумать новую сказку.
Анализируя с детьми сказку по кадрам, можно придумать поговорки. Например, сказка «Кот, петух и лиса». -Кто друзей бросает, тот их и теряет. -Кто глуп, тот попадает на зуб. -Кто хитрым бывает, тот с добычей бывает.
Метод «закрытой картинки» 1-й этап. Цель: научить задавать вопросы. - Воспитатель предлагает детям узнать, что нарисовано на картине, которую она держит в руках (картинка закрыта). Для этого надо правильно задать вопросы:
- Вспоминаем ответы по картинке. - Рассказ детей, опираясь на схему (2-3 ребёнка). -Схема стирается. - Рисование по памяти содержание картинки. 2-й этап. 1-й вариант: На отдельных карточках сюжеты из содержания, «путанка». Дети отбирают тех героев, которые подходят к картинке. Отобранные картинки выставляют. Дети составляют рассказ по своему рисунку. 2-й вариант: Выставляются рисунки всех детей. Обсуждение (кто нарисовал правильно, кто не точно и т.д.). Открывается картинка, совместно составляется рассказ с более мелкими подробностями.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьёзного изобретательства. Метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Выбирается любой предмет, это будет фокальный объект. Свойства случайных предметов переносим на объект в «фокусе». Можно придумать что-то новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект. Первый шаг: фокальный объект – мячик. Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор. Третий шаг: даём характеристику выбранным объектам. Электрическая лампочка – светится, тёплая, прозрачная… Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает… Телевизор – показывает, говорит, поёт. Четвёртый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
Теперь можно фантазировать и особенно не заботиться о возможности реализовать то, что придумали. -Мячик светится изнутри, может освещать дорогу, когда темно, не потеряешь. -Мячик всегда тёплый, можно греть руки. -Мячик прозрачный, сквозь него интересно смотреть на то, что окружает тебя. -Мячик летает как стрекоза, у него есть прозрачные крылья. -Мячик можно надуть нужного размера, смотря, во что играешь. -Мячик подаёт сигнал, и родители знают, где ребёнок находится.
Можно придумать новый нож, чтобы облегчить маме домашнюю работу. «Нож» - слово в «фокусе» «Чайник» - найденное слово. Чайник фарфоровый, расписной, круглый, носатый. -Нож фарфоровый – красивый, но хрупкий, резать им можно только мягкое – торт, мороженое… Нож расписной – сувенир, расписанный цветами, из цветного металла, переливается всеми цветами. Нож круглый – закруглённый, им удобно резать круглые вещи, фрукты, овощи, вырезать фигурные вещи. Нож носатый – для вырезания глазков в картошке, серединки в яблоке…
1. Детям очень нравится, когда в «фокус» помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды. 2. Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков… 3.До начала реализации идей, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, почему и кому хорошо, а почему плохо. 4. Лучшие выдумки надо хвалить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|