Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для семинарского занятия




  Второе поколение китайских лидеров (Дэн Сяопин, Ху Яобан)
1. Оценка исторического прошлого   – героическая борьба китайского народа за освобождение создала возможность построения социализма с китайской спецификой – эксплуататоры как класс ликвидированы, однако классовая борьба в определенных рамках будет существовать еще в течение длительного времени – сохранение культа «великого кормчего» Мао Цзэдуна как символа революционных достижений народа. – осуждение ошибок прежнего руководства – стратегии «великого скачка» и «культурной революции», отказ от стратегии «политических кампаний», то есть курса на обострение классовой борьбы внутри и вовне страны
2. Социально-политическая стратегия   – обобщение «исторических успехов социалистического строительства», переход от «революции» к «строительству», сосредоточение усилий на решении проблем «практического» характера – строительство социализма с китайской спецификой на его начальной стадии предполагает необходимость сплачивать многонациональный народ Китая на основе четырех принципов: твердое отстаивание социалистического пути, демократической диктатуры народа, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна, сочетание построения социализма с опорой на собственные силы с политикой открытости миру. – «энергично завершить четыре дела»: перестройку руководящего аппарата и реформу системы хозяйственного управления, революционизирование и омоложение армии кадров и вооружение ее общими и специальными знаниями; строительство социалистической духовной культуры; пресечение преступной деятельности в экономической и других областях, подрывающей социализм; упорядочение стиля партии и партийных рядов на основе глубокого изучения нового Устава партии
3. Экономические и культурные реформы   – модель «плановой экономики с элементами рыночного регулирования» – отказ от командно-административной модели управления экономикой, возврат к многоукладной экономике – система хозяйственного расчета в деятельности предприятий при сохранении государственной собственности – стимулирование иностранных инвестиций («специальные экономические зоны) – ускорение развития легкой промышленности для массового выпуска товаров народного потребления – ликвидация «народных коммун» и ввод системы «доведения производственных заданий до отдельного двора» – в перспективе обеспечение среднезажиточного уровня жизни населения – строительство социалистической духовной культуры – пресечение преступной деятельности, подрывающей социализм, в экономической и других областях
4. Политические реформы, партийное и военное строительство   – принятие конституции, направленной на закрепление основ социализма – укрепление законности с помощью создания народных прокуратур – изживание фракционности в партии – реабилитации представителей старого партийного руководства, – омоложение армии кадров и вооружение ее общими и специальными знаниями – политическое объединение армии и партии, создание Центрального военного совета – переход управленческих функций от парткомов в руки директорского корпуса – повышение политической активности народа на местах (волостное звено органов власти) – жесткое пресечение антиправительственных выступлений
5. Единство страны (Тайвань) и внешняя политика   – мир во всем мире – борьба против идеологического гегемонизма на мировой арене – попытка конструктивного решения проблемы противостояния мирового Севера и Юга – Тайвань – часть священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины – священный долг всего китайского народа – внешняя политика зависит от практических задач социалистического строительства

 


Третьей поколение китайский руководителей (Цзян Цзэминь): стратегия «среднезажиточного общества» и «тройного представительства». Тяньаньмэньские события заметно ослабили влияние Дэн Сяопина. В руководстве партии усилились позиции противников реформ. Цзян Цзэминь постепенно укреплял свое положение, но не спешил предпринимать радикальные шаги. Перелом наступил в 1992 г. В начале весны Дэн Сяопин совершил вояж но южным провинциям, с огромным успехом проведя множество пропагандистских мероприятий. Это дало шанс Цзян Цзэминю усилить позиции реформаторов в партийном и государственном руководстве. Между двумя политиками было заключено негласное соглашение о постепенном переходе власти в «третьему поколению» руководителей. Дэн Сяопин при этом оставался в роли «патриарха реформ», а Цзян Цзэминь позиционировался как его преемник. Осенью 1992 г. на XIV съезде КПК они выступали «единым фронтом». На съезде дано «каноническое» изложение теории Дэн Сяопина о построении социализма с китайской спецификой, был провозглашен курс на строительство «социалистической рыночной экономики», в том числе поставлена задача ускорения процесса реформ и открытости, стимулирования экономического развития и глобального прогресса. Таким образом, модель «плановой экономики с элементами рыночного регулирования» уступила концепции «социалистической рыночной экономики». В социальном плане очень важную роль играла сформулированная Цзян Цзэминем (с подчеркнутой ссылкой на авторство Дэн Сяопина) концепция «среднезажиточного общества». Изначально она включала два основных момента: возможность развитым в экономическом отношении районам, отдельным лицам и слоям населения обогащаться «в опережающем порядке» и необходимость оказания помощи неразвитым в экономическом отношении провинциям и бедному населению со стороны разбогатевших провинций и деловых людей. Но при этом концепция «среднезажиточного общества» имела и более глубокий смысл – она представляла собой отсылку к модели идеального общества «сяокан», популярной среди древнекитайских мыслителей (впервые это понятие было упомянуто в известном сборнике песен «Книга песен»). В прямом переводе это «общество малого достатка», но его смысл ближе к таким характеристикам как «упорядоченное», «благонравное», «уютное», «дружное». Понятие «сяокан» иногда использовал в своей политической риторике Дэн Сяопин – с его помощью он объяснял отличие задач китайской модернизации от западной, основанной на конкуренции и состязательном стиле жизни. Цзян Цзэминь же использовал понятие «среднезажиточное общество» более прагматично и именно с экономическим уклоном – как необходимость «поднять жизнь народа с уровня удовлетворения самых насущных жизненных потребностей до уровня среднего достатка». При этом формирование «среднезажиточного общества» он рассматривал как этап социалистической модернизации. «Период с нынешнего времени до середины следующего столетия – важнейшая и неоценимая пора обеспечения процветания и могущества нашей Родины, подъема и расцвета дела социализма, – заявил Цзян Цзэминь на съезде. – На нас возложены тяжелое бремя и огромная ответственность. В 90-е годы нам предстоит создать новый экономический механизм и подняться до уровня обеспечения среднезажиточной жизни, определенного в качестве цели второго этапа развития. В результате последующих 20 лет упорного труда, к столетию создания нашей партии, возникнет цельная, более зрелая и четче оформленная во всех отношениях система. На этой основе к середине следующего века, то есть к столетней годовщине образования нашего государства, появится возможность достигнуть цели третьего этапа развития, то есть в основном осуществить социалистическую модернизацию».

В 1993 г. политический курс на модернизацию «социализма с китайской спецификой» был упрочен конституционными поправками. В Конституцию было внесено сформулированное еще в конце 1880-х гг. понятие «начальной стадии социализма», в рамках которой сосуществует многообразие форм собственности. Появилось в Конституции и такое определение, как «социализм в модернизированном виде». В число задач, стоящих перед китайским народом, в преамбулу (Введение) Конституции включено превращение страны в «богатое, могучее, демократическое, цивилизованное государство» (ранее слова «богатое» и «могучее» отсутствовали, а говорилось о высокоцивилизованном, высокодемократическом государстве). Из новаций, относящихся к политической системе, в преамбуле можно указать на введение формулы «многопартийное сотрудничество под руководством Коммунистической партии Китая». Важными были и изменения по конкретным статьям Конституции. Так, в поправке к статье 7 значительным нововведением было преобразование «государственного сектора экономики» в «сектор экономики, основанной на государственной собственности» (что означало не простую смену наименований, а преобразование производственных отношений, поскольку новая формула предполагает, что право владения собственностью государства может перейти к самостоятельным хозяйственным организациям). Поправкой к статье 8 было снято упоминание о народных коммунах. Очень важным явилось и изменение статьи 15, прежде закреплявшей осуществление планового хозяйства. Теперь функции государства стали концентрироваться на строительстве рыночной экономики, усилении хозяйственного законодательства, совершенствовании макрорегулирования. Требование неукоснительного выполнения хозяйственных планов из Конституции было исключено. Конкретизация изменений в системе хозяйствования продолжена в статьях 16 и 17 Конституции, установивших право на хозяйственную самостоятельность предприятий государственной и коллективной собственности. Эти изменения в Конституции КНР означали существенный отход от командно-административной модели управления экономикой. В меньшей степени конституционные поправки касались политической системы. Но в середине 1990-х гг. шел интенсивный процесс совершенствования работы ВСНП и СНП, прежде всего, системы выборов делегатов в представительные органы. В 1995 г. был принят важный партийный документ «Временное положение о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов» – первый открытый акт, определяющий формирование партийно-государственной номенклатуры в руководящих структурах. В 1995-1996 гг. последовал целый ряд нормативных актов Министерства кадров КНР, определявших и регулировавших деятельность государственных служащих. В итоге постепенно создавалась законодательная основа перехода от всеобщего централизованного распределения кадров к современной системе государственной службы со всеми вытекающими из нее особенностями, внутренними правилами, механизмом саморегуляции, возможностями некоторого регулирования кадровой политики КПК. В меньшей степени это касалось судебно-прокурорской системы.

В сентябре 1997 г., уже после смерти Дэн Сяопина, состоялся XV съезд КПК. Он поставил задачу дать новый импульс реформе государственных предприятий на путях их акционирования при сохранении за государством контроля над общеэкономическими процессами, а за госсектором – доминирующих позиций в ключевых отраслях. Решениями съезда предусматривались меры по увеличению доли негосударственных форм собственности в народном хозяйстве, по либерализации внешней торговли и улучшению условий для зарубежных инвестиций. При этом съезд подтвердил незыблемость политического строя КНР, ядром которого были названы система собраний народных представителей и система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК. Прозвучало и предложение по совершенствованию управленческих функций КПК (как задача «построения системы управления страной на легитимной основе»). На съезде открыто было заявлено о том, что «борьба с коррупцией – это серьезная политическая битва, от исхода которой зависит само существование партии и страны». Вскоре после съезда Цзян Цзэминь был переизбран на посты председателя КНР, а также председателя Военного совета ЦК партии, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Заместителем председателя КНР на сессии ВСНП избрали Ху Цзиньтао, который стал будущим преемником руководителя партии и главы государства. Таким образом, был окончательно закреплен политический механизм смены «поколений китайских руководителей».

В 1999 г. последовала новая серия конституционных поправок. В частности, положение о том, что «Китай находится на начальной стадии социализма» было заменено на «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма», слова «вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна» дополнены «и теорией Дэн Сяопина», в той же фразе среди задач китайского народа отмечена задача «развивать социалистическую рыночную экономику». К статье 5 Конституции, устанавливавшей принципы соблюдения законности, был добавлен новый абзац, в котором провозглашено: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством». Еще одна поправка исключила из конституции понятие «контрреволюционное преступление». Эти изменения отразили становление концепции «социалистического правового государства». Коснулись конституционные поправки и экономической сферы. В статье 6 Конституции, в которой говорилось об общественной собственности на средства производства как основе производства и осуществления принципа оплаты по труду, появился новый абзац, устанавливающий, что «на первоначальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно; придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими формами распределения». Новую редакцию получила и 11 статья: частный сектор экономики приобрел статус «важной составляющей социалистической рыночной экономики» (ранее о нем говорилось лишь как о дополнении «к социалистической экономике, основанной на общественной собственности»).

Политической стабилизации в Китае способствовали значительные успехи в экономическом развитии. В 1993 г. начался новый этап реформ, которые были призваны осуществить продвижение по пути строительства «социалистической рыночной экономики». В его рамках предусматривались совершенствование банковской системы, а также изменения в налоговой системе, нацеленные на уменьшение различий в экономическом положении бедных и богатых регионов. Уже в первой половине 1990-х гг. Китай вышел на первое место в мире по общему объему производства в таких отраслях, как сбор зерна, добыча угля, производство цемента, хлопка, мяса, телевизоров. К концу 1990-х гг. доход на душу населения в КНР увеличился до 840 долл. по сравнению с 500 долл. в конце 1980-х гг. Доля сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта уменьшилась до 16%, а удельный вес индустриальных секторов повысился до 49%. Хотя малая доля сектора услуг (34%) говорила о недостаточной сбалансированности экономического роста. Значительные результаты были достигнуты и во внешнеэкономической деятельности. В середине 1990-х гг. объем внешней торговли Китая составил около 200 млрд. долл. Иностранные вложения в экономику страны превысили 1000 млрд. долл. Правда, при этом совокупные вложения из США, Японии и Европы, будучи примерно равными по объему, составляли около 20-30% этой суммы. Остальные 70-80% были инвестициями зарубежных китайских предпринимателей, которые эксплуатировали дешевый труд местных рабочих. В сентябре 2001 г. КНР была принята во Всемирную торговую организацию.

На фоне этих успехов значительно укрепилось внешнеполитическое положение Китая. Негативное впечатление от «событий на площади Тяньаньмэнь» была вскоре забыто, и Китай начал рассматриваться странами Запада как перспективный экономический партнер. Заметное потепление в китайско-американских отношениях последовало после визита Цзян Цзэминя в США осенью 1997 г. и ответного посещения Китая президентом США У. Клинтоном летом 1998 г. Трижды с 1994 по 1998 г. Цзян Цзэминь приезжал в Россию. Встреча в Шанхае руководителей пяти государств – КНР, Российской Федерации, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в 2001 г. положила начало деятельности «Шанхайской пятерки», которая позднее была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества, куда вступил и Узбекистан. Нерешенной проблемой оставалась судьба Тайваня. Но в 1997 г. в состав КНР вернулся Сянган, а в 1999 г. – Аомынь (Макао).

Таким образом, на рубеже веков Китай переживал одновременно четыре взаимосвязанных переходных процесса: в области экономики – от системы директивного планирования к социалистическому рынку; в социальной сфере – от традиционного крестьянского общества к современному урбанизированному обществу; в политической области – от жесткой партократии к социалистической демократии; во внешней политике – от противостояния сверхдержавам к политике открытости внешнему миру. По мере достижения качественных успехов на этом пути становилось очевидным, что прежние стратегические установки уже не отражают динамику развития страны. В обществе усилились тенденции деидеологизации и отторжения наиболее одиозных идеологических штампов, проявилась потребность в понятных для всего общества новых целях.

Эту задачу дожжен был решить XVI съезд КПК, состоявшийся в июле 2002 г. Съезд стал политическим триумфом Цзян Цзэминя, но одновременно послужил стартом для передачи власти «четвертому поколению руководителей». В ходе съезда КПК была сформулирована задача перехода от модели «экономической модернизации» к модели «системной модернизации», то есть сбалансированного и скоординированного развития страны. При этос социальная политика и, прежде всего, повышение благосостояния населения, выдвигается в число основных критериев и базисных положений продолжения политики реформ. В материалах съезда, а затем и Конституции (в виде поправок, внесенных в 2004 г.) было введено новое понятие «среднего достатка», или «малого благоденствия» («сяокан»), которое интерпретировалось одновременно в духе конфуцианских ценностей и «заветов» Дэн Сяопина. Подчеркивалось,что повышение благосостояния народа в течение текущей пятилетки (2006-2010 гг.), обязательное удвоение дохода на душу населения и другие меры социальной направленности должны быть обеспечены при опоре на науку и «самостоятельное новаторство». Еще одной новацией XVI съезда стало утверждение концепции «трех представительств» Цзян Цзэминя в качестве руководящей идеи партии наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Как следует из новой редакции Устава, принятой съездом, «КПК представляет интересы развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоев китайского народа». Одновременно идею «трех представительств» можно было толковать и как теоретическую основу курса на повышение уровня благосостояния населения на основе более гармоничного развития экономики, политики и социальной сферы. Раскрывая суть «тройного представительства» Цзян Цзэминь подчеркивал, что «ее ключевым звеном является постоянное движение в ногу со временем, ее ядром – постоянное сохранение передового характера нашей партии, а сущностью – постоянное осуществление правления во имя народа».

XVI съезд КПК стал серьезным прорывом и в области партийного строительства. Принятые съездом поправки к Уставу КПК придал толчок демократизации внутрипартийной жизни. Особое значение имело положение новой редакции Устава о расширении социального состава КПК и возможности вступления в правящую партию представителей предпринимательских слоев. Но усиливая тенденцию вступления в партию представителей новых социальных слоев, руководство КПК предпринимало меры по консолидации партийных рядов, борьбе против коррупции и бюрократизма. Еще накануне съезда был принят новый партийный акт «Положения о работе по подбору и назначению на должности руководящих кадровых работников партийных и государственных органов». Он вводил в жесткие нормативные рамки деятельность парткомов и организационных отделов по выдвижению и назначению руководящих кадровых работников, гарантии открытости и демократизации этого процесса, меры по искоренению коррупции. Впервые были внесены четкие положения об увольнении: в связи с достижением пенсионного возраста, а также с учетом негативного результата годовой аттестации, которая проводится демократически путем голосования. В целом, была поставлена задача создания корпуса управленцев-профессионалов, обладающих политической сознательностью и высокими нравственными качествами, свободных от местничества и клановых связей.

Четвертое поколение китайский руководителей (Ху Цзиньтао): «Социалистическое гармоничное общества» и «научная концепция развития». XVI съезд КПК символично завершился выходом из состава ЦК КПК генерального секретаря Цзян Цзэминя и его пяти ближайших соратников по Постоянному комитету Политбюро ЦК КПК. Но передача власти новому поколению руководителей растянулось до 2004 г. Лидер этого поколения Ху Цзиньтао занял пост Генерального секретаря ЦК КПК в 2003, Председателем КНР стал в марте 2003 г, а Военный совет ЦК КПК возглавил в сентябре 2004 г. И лишь в октябре 2005 г. на 5-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва Ху Цзиньтао выступил в качестве лидера, обладающего всей полнотой власти. К этому времени ситуация в стране заметно изменилась. Годом ранее была принята новая серия конституционных поправок, включивших положение о «гармоническом развитии социалистической материальной, политической и духовной культуры» (концепция социалистической модернизации трех культур»), введение компенсационной основы национализации земель, расширение форм охраны государством права собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и т.п., постановку задачи по созданию государством системы социального страхования, «соответствующей уровню экономического развития страны», замену в ряде статей тезиса введении «военного положения» на введение «чрезвычайного». При характеристике состава Единого фронта вслед за «социалистическими тружениками» и перед «патриотами, поддерживающими социализм» введена новая категория участников фронта – «строители дела социализма» (в эту категорию вошли «появившиеся в ходе социальных перемен» предприниматели, управленческий и технический персонал, работающий по контракту на предприятиях иностранного капитала, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных профессий). И, наконец, самый большой резонанс вызвала поправка к статье 33 Конституции, провозгласившая: «Государство уважает и защищает права человека». Все эти конституционные поправки отражали глубинные изменения, происходящие не только в политическом строе, и прежде всего в социальной структуре китайского общества. По сути, Ху Цзиньтао оказался первым за всю историю КНР лидером, которому не пришлось решать проблему выбора «новой» стратегии – период социалистической модернизации сменился устойчивым инновационным развитием, все в меньшей степени требующим прямого политического регулирования со стороны партийного руководства. Однако, в действительности, задачи, стоявшие перед «четвертым поколением китайский руководителей» оказались достаточно непростыми. Они были связаны с растущей открытостью китайского общества, влиянием процессов глобализации, в том числе информационной, распространением среди молодежи либерально-демократических идей. Обострились вопросы имущественного расслоения, кор­рупции, экологического и сырьевого кризиса. На этом фоне Ху Цзиньтао пришлось уже в 2006 г. вновь заявить о необходимости «нового курса», хотя на этот раз речь шла скорее о поиске баланса между экономической либерализацией и политической стабильностью. Соответствующий лозунг строительства «социалистического гармоничного обще­ства» вошел в официальную поли­тическую лексику еще в конце 2004 г. В качестве характеристик «гармоничного общества» Ху Цзиньтао называл шесть: демократическая правовая система, равенство и справедливость, доверие и дружба, наполнение [общества творческой] жизненной силой, стабильность и упорядоченность, гармоничное сосуще­ствование человека и природы. Одновременно в официальной пропа­ганде усилилась старая тема противодействия «чуждой идеологии», спо­собной расшатать устои китайской однопар­тийной системы. Но современная идеология КПК более не акцентиру­ет ни идеи классовой борьбы, несовмести­мые с построением рыночной экономики, ни идеи интернационализма, противореча­щие националистической программе постро­ения «специфически китайского социализ­ма».

Особым направлением в политическом развитии КНР в 2000-х гг. стала и корректировка внешнеполитического курса. Ее лейтмотивом стало не развитие «особых» отношений с теми или иными отдельными странами или блоками, а использование «нематериальных властных ресурсов» культу­ры и китайских политических идеалов для создания положительного имиджа Китая и в интересах вли­яния на поведение людей в зарубежных странах. Для обозначения такого курса часто используется термин «мягкая сила», впервые предложенный американцем Джозефом Наем. Считается, что наиболь­шей притягательностью обладает избран­ный КНР путь экономических преобразова­ний. Ее успехи выглядят особенно впечатля­ющими на фоне серьезных проблем, вставших перед мировым сообществом в годы финансового кризиса. Показательно, что в ходе обсуждения многие китайские авторы заговорили не только о превосходстве избранной в КНР модели перехода к рынку, но и о ее всеобщей при­менимости, что указывает на отход от преж­него акцента на специфичность национального пути раз­вития. В контексте обновленного внешнеполитического курса большое значение имеет сотрудничество КНР со странами БРИКС (группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Немалую роль в формировании нового имиджа «Поднебесной» сыграла и Пекинская олимпиада 2008 г.

Пиком политической карьеры Ху Цзиньтао стал XVII съезд КПК, состоявшийся в октябре 2007 г. Доклад Ху Цзиньтао носил характерное название «Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества». В нем были отражены основные достижения Китая в различных областях, обозначены новые цели и задачи внутригосударственного строительства, а также ключевые внешнеполитические позиции КНР. При этом пролеживались любопытные различия между докладом Ху Цзиньтао и аналогичным выступлением Цзян Цзэминя на предыдущем съезде: Ху Цзиньтао добавил в структуру доклада особые разделы, посвященные оценке опыта и исторического значения политики реформ и открытости, а также принципиально новую главу «Ускоренно стимулировать социальное строительство с акцентом на улучшение жизни народа», он акцентировал тему «чрезмерно большой расплаты ресурсами и экологией за прирост экономики» и сохранения неравномерного развития города и села, в трактовке идеи «среднезажиточного общества» Ху Цзиньтао подчеркивал роль усиления гармоничного развития всех сфер жизни китайского общества, а не повышения уровня благосостояния граждан. Впервые за историю съездов КПК был поднят вопрос о формировании в обществе чувства удовлетворенности и покоя: в докладе Ху Цзиньтао было выдвинуто требование «обратить внимание на гуманитарную заботу и психологическое регулирование, наладить межличностные отношения» с целью создания общественной атмосферы «взаимоуважения, взаимодоверия и взаимопомощи». Совершен новой темой стала активная поддержка развития высоких технологий при увеличении внимания к рискам развития современных СМИ и Интернета. Блок, посвященный оборонному строительству, в докладе Ху Цзиньтао был сопровожден рядом принципиально новых задач (например, «ускорять композитное развитие механизации и информатизации, интенсивно вести военное обучение в условиях информатизации, создавать целиком и полностью современную тыловую службу, форсировать подготовку большого контингента высококвалифицированных военных кадров нового типа, практически трансформировать модель формирования боеспособности»).

В целом, Ху Цзиньтао стремился позиционировать свои идеи как «претворение в жизнь научной концепции развития», которая, с одной стороны, отражает специфику начального периода строительства социализма, а с другой, сопряжена с новейшими мировыми тенденциями общественного развития – информатизацией, урбанизацией, маркетизацией и интернационализацией. «Ключевым по важности содержанием научной концепции развития является само развитие, – отметил Ху Цзиньтао. – Поэтому в центре ее находится человек, ее основными требованиями являются всесторонность, гармоничность и устойчивость, а базовой методологией – единое и комплексное планирование». Тезис о «центральной роли человека» означал «беззаветное служение народу» («продвигаться по пути всеобщей зажиточности, стимулировать всестороннее развитие человеческой личности и тем самым обеспечивать развитие во имя народа и с опорой на него, а также всенародное пользование плодами этого развития»). Так же прагматично раскрывалось и требование «твердо держаться всестороннего, гармоничного и устойчивого развития»: «В соответствии с генеральной схемой дела социализма с китайской спецификой полностью продвигать экономическое, политическое, культурное и социальное строительство, стимулировать координацию всех звеньев и аспектов модернизации, соответствие производственных отношений производительным силам, а надстройки - экономическому базису». И вполне органичным дополнением в данном контексте выглядела установка на «единое и комплексное планирование» («Верно познавая и разумно разрешая важнейшие взаимоотношения в деле социализма с китайской спецификой, в едином порядке планировать развитие города и села, регионов, социально- экономической сферы, гармоничное развитие человека и природы, внутреннее развитие страны и открытость для внешнего мира, в едином порядке согласовывать отношения между центром и местами, личные интересы с коллективными, локальные с общими, а текущие с перспективными, словом, полностью выявлять активность всех сторон»). Стоит отметить, что идеологема «претворения в жизнь научной концепции развития» была закреплена XVIII съездом и в обновленном Уставе КПК. Внесение ее в Устав символизировало роль Ху Цзиньтао как одного из ведущих идеологов Компартии.

Период правления «четвертого поколения китайский руководителей» пришелся на один из самых успешных этапов экономического развития страны. За эти годы китайский ВВП вырос почти в шесть раз, с 1,5 трлн до более 8 трлн долл., КНР поднялась с девятой на вторую строчку в мировой табели крупнейших экономик. Бурное и, главное, стабильное экономическое развитие дало шанс миллионам жителей Поднебесной серьезно повысить свое благосостояние. В Китае появилось порядка миллиона долларовых миллионеров. На этом фоне технократический оттенок программы Ху Цзиньтао выглядел вполне оправдано, хотя Китай не избавился не от проблемы коррупции, ни от дисбаланса в социальном развитии.

XVIII съезд КПК, состоявшейся в ноябре 2012 г., открыл дорогу к власти представителям «пятого поколения китайских руководителей». Однако при подготовке и проведении съезда ключевую роль сыграл Ху Цзиньтао, стремившийся в максимальной степени обеспечить преемственность политической стратегии. В отчетном докладе он заявил, что реализация концепции научного развития позволяла поднять «на новый уровень постижение закономерностей социализма с китайской спецификой, открыть новые горизонты в развитии марксизма современного Китая». При этом по прежнему сохранилась задача до 2020 г. построить в Китае среднезажиточное обществ. Достижение этой цели требует первостепенного внимания к задачам развития экономики и продолжения политики реформ и открытости как главного средства «освобождения и развития производительных сил общества». Важнейшее значение при этом придается обеспечению социальной справедливости, рассматриваемой как «внутреннее требование социализма с китайской спецификой», что требует обеспечения всем гражданам равных прав и возможностей, формирования справедливой общественной среды, «гарантирующей статус народа как хозяина». Важным условием построения «среднезажиточного общества» является путь «мирного развития» Китая, означающий продолжение политики внешней открытости и сотрудничества и достижение взаимной выгоды в развитии благодаря мирной международной обстановке, борьбу за прочный мир, совместное процветание и построение гармоничного мира. В докладе были упомянуты успехи в реализации политики «одно государство – два строя»: «Произошел «важный поворот в отношениях двух берегов Тайваньского пролива» в направлении развития мирных связей, прежде всего благодаря подписанию рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве между двумя берегами и расширению разносторонних связей». Залогом успеха в деле построения «среднезажиточного общества» на съезде объявлено строгое соблюдение руководства со стороны Коммунистической партии Китая, «являющейся руководящим ядром в деле социализма с китайской спецификой» и действующей по принципу «партия для всех, правление для народа». Партия обязалась соблюдать выдвинутые Дэн Сяопином на заре эпохи проведения политики реформ и открытости «четыре основных принципа» («твердо придерживаться социалистического пути, диктатуры пролетариата, руководства коммунистической партии, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна»). Ху Цзиньтао призвал совершенствовать партийное руководство, усиливать координацию работы всех руководящих центров, сохранять чистоту рядов и авангардный характер КПК, повышать «научный, демократический и правовой уровень правления». Обозначив основные направления и принципы работы по построению «среднезажиточного общества», он подчеркнул, что Китай находится и еще долгое время будем находиться на начальной стадии социализма, будут сохраняться противоречия между постоянно растущими материальными и культурными потребностями населения и отсталым общественным производством, а также положение Китая в мире, как самой большой развивающейся страны.

Среди важнейших задач на ближайшую перспективу в докладе было обозначено продолжение и развитие реформы политической системы как «важной составной части общих реформ». Здесь акцент был сделан на совершенствование методов и стиля партийного руководства и обеспечение эффективного управления страной на основе закона. Призвав к «оздоровлению демократической системы, обогащению форм демократии», в том числе к «активному привлечению полезных достижений мировой политической культуры», Ху Цзиньтао вместе с тем предупредил о недопустимости «ни в коем случае следовать политической модели Запада». На первое место в реформе политической системы было поставлено совершенствование работы системы собраний народных представителей (СНП) по осуществлению законодательной деятельности, контроля за деятельностью правительств разных уровней, назначения и смещения руководящих кадров. Были также поставлены задачи повышения доли представителей рабочих, крестьян и интеллигенции в СНП при сокращении доли партийных кадровых работников и совершенствования механизмов консультативной демократии, которая должна стать «системной и многоуровневой», при которой проведение политических консультации включено в процесс принятия решений. Это увязывалось с необходимостью сохранять и совершенствовать сотрудничество КПК с другими имеющимися в Китае партиями «на основе единства и демократии». Среди важных направлений развития политической системы в докладе было названо совершенствование перви

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...