Методические рекомендации по использованию методов работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала подростка. В работе с подростками особенно важно обеспечить удачное начало взрослого этапа жизни, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого подросткам учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со старшими школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей этого возраста являются кроме танцевальной деятельности рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Для ведения занятий в хореографическом классе необходимо четко ставить цель: Воспитание творческого воображения школьников в процессе танцевальной деятельности с использованием комплекса разработанных и специально-подобранных дидактических игр и упражнений. Задачи программы: . Разработать систему методов и средств для развития творческого воображения как основ познавательных функций. 2. Способствовать тому, чтобы творческое воображение, составляющие основу танцевальной деятельности сформировалась и преобразовывалась из фантазии сначала в процессе общения и взаимодействия со взрослым, а затем становились в подлинно произвольные, внутренне управляемой самим подростком.
. Развивать познавательные функции с использование развивающих воображение средств и приемов. Организация учебно-воспитательного процесса. Занятия проводятся со всеми детьми выбранного возраста в группах. Частота занятий - со школьниками проводится 2 раза в неделю в течение 30-40 минут. Игры используются как на занятиях, так и в любое в удобное для ребёнка время, когда у него хорошее настроение, но он не перевозбуждён, не переутомлён. Игры, упражнения могут проводиться как в групповой комнате, так и на улице с группой сверстников, которые пожелают принять участие в этой игре. Все это становится возможным при создании эмоционально - положительного отношения к предмету умственной деятельности, посредством поэтапного введения дидактических задач, создавая игровую мотивацию. Все игры способствуют решению главной задачи воспитания, развивать умение ребенка правильно выражать свои мысли, отношение к миру и к другим людям. Этапы реализации программы: 1. Развитие произвольной памяти с использованием игр 2. Развитие произвольного внимания: объема, концентрации, переключаемости . Развитие произвольного восприятия . Развитие мыслительных процессов . Развитие творческих процессов. . Развитие воображения. В течение реализация программ рекомендуется проводить срезовые и итоговые диагностики. В ходе развития познавательных функций школьников, необходимо осуществлять психологическую диагностику процессов и результатов развития в экспериментальной и контрольной группах. Для этого можно использовать традиционные для детской психодиагностики методики Равена, «Пиктограммы», «Лабиринт» Л.А. Венгера. Методика Равена направлена на диагностику основных компонентов наглядно-образного мышления: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей; зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей (закономерностей изображения как целого, так и логических закономерностей). Методика «Пиктограммы» направлена на анализ развития знаково-символической функции (что обусловило ее использование только в конце второго полугодия): способности осуществляется перенос из словесного плана в образный план и обратно, создавать изобразительные символы, заменяющие образ, использовать эти символы для выполнения познавательной задачи - запоминания.
Предполагаемые результаты. Развитие художественной образности личности детей, зависит от умственного и эстетического воспитания и оно осуществимо. Комплексный подход позволяет изучить возможности игровых упражнений с элементами развивающих игр в умственном воспитании школьников подросткового возраста. Смоделированные и апробированные системы игровых упражнений для воспитания творческого воображения школьников, позволят оптимизировать воспитание гармонично развитой личности. Содержание занятий. На первом занятии происходит знакомство с младшими школьниками. На основе бесед и тестирований выявляется исходный уровень развития познавательных процессов. . Игры и упражнения по развитию произвольной памяти. Методы и средства развития памяти: игры-беседы, игры-поручения, игры по подбору ассоциаций. Использование образа как средства развития произвольной памяти предполагает первоначальное обучение детей приемам создания такого образа. В своем сознании дети создают образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях, которые помогают им припомнить впоследствии информацию такого объекта, который невозможно удержать в кратковременной зрительной памяти. Другой вариант упражнения на произвольное запоминание: дети получают задание внимательно рассмотреть рисунок и запомнить как можно больше деталей. Попутно с изучением рисунка дети получают информацию о том настроении, которое рождает в нас этот рисунок. Например, изображение осеннего пейзажа сопровождается переживанием грусти от увядающей листвы, пожелтелой травы и клина улетающих птиц.
Эффективно протекает процесс запоминания в том случае, если в создании образа-мнемознака участвуют двигательные и эмоциональные ощущения. Так, ведущий предлагает детям запомнить серию предметов или геометрических фигур, изображенных в ряд на листе бумаги. В процессе запоминания дети должны, изобразить позой, жестом или пантомимой каждый из этих предметов. Потом дается «стирающее» задание выполнение танца или слушание стихотворения - в целях исключения влияния кратковременной непроизвольной памяти. Убедившись, что это условие соблюдено, просят детей вспомнить по порядку рисунки, которые они изучали и изображали ранее. . Развитие произвольного внимания (объема, концентрации, переключаемости) и произвольного восприятия. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте является одним из направлений умственного развития. Наряду с улучшениями качества деятельности основных сенсорных анализаторов (развитием остроты зрения и слуха улучшением цветоразличения, развитием звуковысотного восприятия). Эти особенности учитываются нами при создании и совершенствовании программы развития воображения. Однако в связи с основным направлением нашей работы - развитием способности детей и созданием новых образов и использованием их как средства управления активностью своих познавательных функций - основной акцент развития восприятия приходится на формирование у детей сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общественно выработанные представления о чувственных свойствах предметов, таких, как цвет, величина, форма, высота, тембр речи. Формирование сенсорных эталонов непосредственно связано с созданием образа, поскольку сенсорные эталоны способствуют быстрому, целенаправленному и планомерному обследованию предметов, а затем оперативному переводу предмета из сферы восприятия в сферу представлений. К тому же быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию, которое в развитых формах мышления предполагает включение таких умственных действий, как
Средства развития ведущих показателей умственного развития Классификация, сериация, обобщение. Эти умственные действия являются атрибутами логического мышления, развитие которого предполагает формирование широкой системы сенсорных эталонов. В ходе формирования сенсорных эталонов и процессов распознания и создания образов на их основе использования богатого опыта отечественной психологии, однако цель развития умения формировать самостоятельные, богатые эмоциональным содержанием, образы предполагала создание оригинальных методов. Такие же операции опознания осуществлять с объемными геометрическими формами. Этому эффекту во многом способствовали упражнения, использующие эффект создания эмоционального образа. Так, детям можно предъявить ряд геометрических фигур, которые они должны изобразить в ряд на листе бумаги. Далее им говорится, что это лица игрушечных человечков и надо их дорисовать, однако (это условие подчеркивается и проверяется) формы тела, черты лица, прическа, обувь, одежда, аксессуары должны полностью соответствовать указанной геометрической фигуре. При этом ведущий подчеркивает, что характер человечка должен, по возможности тоже соответствовать внешнему образу. Усвоение звуковысотного слуха можно использовать яркие эмоциональные образы. . Приемы и упражнения по развитию мыслительных процессов . Приемы на развитие творческих процессов В качестве примеров мы приведем несколько наиболее любимых детьми игр воображения. Созданные в сознании картины очень увлекают детей и требуют немедленного воплощения. После проведения каждой игры просят детей нарисовать увиденное ими, или рассказать об этом (если хватит словарного запаса), или изобразить увиденное в танце под ту же музыку, которая звучала вовремя игры. Все эти процедуры позволяют нам оценить глубину и полноту образов, созданных детьми, степень эмоциональной насыщенности виденного и пережитого. . Тихое озеро. «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Хорошо. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Постарайтесь сделать то, что я говорю. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы тихо сидите около прекрасного озера. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц, жужжанье шмеля. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это прекрасное утро. Слышно лишь ваше дыхание и тихий плеск воды. Это утка проплыла по озеру, она подплыла поближе, чтобы поздороваться с вами. Дважды крякнула на тот случай, если вы не услышали ее первого приветствия. След ее на воде пролег через все озеро. Потом опять стало тихо и спокойно. Туман поднимается над озером и вы чувствуете себя спокойным и счастливым».
. Порхание бабочки. «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и медленно. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Бабочка села на цветок прямо перед вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный рисунок крыльев - линии, темные пятна, светлые пятна, красивые большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг под вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Мед ленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза,). . Полет высоко в небе. (Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя и криком птиц). «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение, - какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени птица медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день. . Всякая всячина. «Закройте глаза и попробуйте ясно представить себе животных, которых я загадала. Вообразите 4 животных с хвостами. Вообразите, что они помахивают хвостами туда-сюда. Вообразите 4 живых существа, которые летают. Вообразите 4 птицы, которые поют. Вообразите животное, которое подпрыгивает... Животное, которое лает... Животное, которое воет... Животное, которое плавает. Вообразите собаку, которая поет... лает... бежит... охотится... плывет... Воображение реальных предметов и животных не составляет труда. Постепенно подростки оказываются готовыми вообразить самые разные фантастические предметы и ситуации. Навык эмоционального предвосхищения, как указывалось выше, выражает активность ребенка и формируется путем социального наследования психического опыта. Он обеспечивает создание мнимой ситуации «как будто это произошло...». Большую роль для создания этого механизма воображения играет сюжетно-ролевая игра, где ребенок, моделируя отношения взрослых, должен проигрывать не только систему действий, но и систему последствий этих действий, осознавая и переживая их смысл. Однако смысловое «обживание» мира отношения взрослых людей происходит не только в игре, но и при восприятии и переживании сказки, кинофильма и т.п. Дети любят смотреть взрослые фильмы, несмотря на то, что мало их понимают. Их захватывает загадочный, манящий, непонятый до конца смысл происходящих в фильме событий. Ребенок при этом достраивает, домысливает этот смысл и вкладывает в это столько души и воображения, что мы вправе говорить, что в этой деятельности существует два похожих, но неодинаковых фильма - один на экране телевизора, другой - в душе ребенка. Если ребенок, став взрослым, увидит вновь этот фильм, его постигнет разочарование. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной. Целиком поглощая сознание ребенка, создаваемые яркие образы ориентируют внимание на процесс деятельности, а не на его результат. Образами воображения проникнута и детская игра, и решение ими интеллектуальных задач. Таким образом, исходя из положения о том, что творческое развитие детей дошкольного возраста, с точки зрения и педагогики и психологии в целом, зависит от целого ряда причин социальных и биологических, среди которых занятие искусством и творчеством занимают особое положение, необходимо эффективней использовать описанные в работе средства.
Выводы
1. Творческое развитие детей дошкольного возраста посредством занятий искусством и творчеством занимают особое положение. Поэтому первый этап обучения хореографии должен протекать имеено в дошкольном возрасте. 2. Анализ литературы оказал, что педагогами дошкольного воспитания не в полной мере используются возможности методов работы над художественным образом 3. На констатирующем этапе контрольной и экспериментальной группы были выявлен приблизительно одинаковый исходный уровень показателей, характеризующих уровень развития хореографической образности. 4. В конце исследования экспериментальной группе прирост показателя, характеризующего уровень развития хореографической образности был гораздо выше. 5. Таким образом, можно предположить, что в этом возрасте может эффективно формироваться и развиваться хореографическая образность, как важная часть творческих способностей и воображения, с помощью специальной методике его развития, представленной в главе 2.1 Результаты эксперимента показали, что организованные занятия хореографией с использованием методов творческого развития в соответствии с Программой «Основы хореографии» в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками более эффективны и могут быть рекомендованы для дошкольников 5-7 лет с учетом методических рекомендаций представленных в главе 2.2.
Список литературы
1.Андреев, А.Л, Художественный образ и гносеологическая специфика искусства [Текст]/ А.Л.Андреев − М.: Наука. 1981 − 192 с. .Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст]/Ю.Б.Борев. − М.: Политиздат. 1981. − 400 с. .Бекина, С.И. и др. Музыка и движение [Текст]/С.И. Бекина. − М., 1983. .Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]/Д.Б. Богоявленская. - М.: ВЛАДОС 2002. .Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве [Текст] /Е.П. Валукин. − М., 1992. .Выготский, Л. С. Психология искусства. 2-е изд. [Текст]/ Л.С. Выготский − М.: Искусство, 2001. .Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии [Текст]/ К. Голейзовский. − М.,2008. .Дубник. И.О.Специфика художественной образности в хореографическом искусстве [Текст]/ И.О.Дубник. - М., 1984. .Дремов, А. Художественный образ [Текст]/ А.Дремов. - М., 2006. − 406 с. .Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] /И.С. Кон. - М., 1988. .Красовская, В.М. О классическом танце//Н. Базарова, В. Мей “Азбука классического танца” − Л., 1983. .Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства [Текст]/ Д.А Леонтьев. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. .Лейзерова, Н.Л. Образность в искусстве [Текст]/ Н.Л. Лейзерова − М., 1974. .Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время [Текст]/ А.М. Мессерер. − М., 1990. .Методы развития детского творчества в процессе обучения хореографии в процессе работы над художественным образом [Электронный ресурс]// otherreferats.allbest. ru/pedagogics /00001855_0.html - 85 Кб .Мирный, В.И. Хореографическая композиция [Текст]/В.И. Мирный. - Самара, 2003. .Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. (4 изд.) [Текст]/Р.С. Немов.− М., 2000. .О музыкальном образе и технических приемах его воплощения [Электронный ресурс]// trumpetclub.ru/index.php?name=Pages=38 .Падалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества [Текст]/ А.Е. Падалко. - М.: Просвещение, 1985. .Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст]/Я.А. Пономарев. - М., 2006. .Сластёнин, В.Г. Возрастная психология школьников [Текст]/В.Г. Сластенин. - М.: Просвещение. 1998. .Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 2006. .Слонимский, Ю. В честь танца [Текст]/Ю. Слоимский.− М., 1988. .Смольянинов, И.Ф. Природа, художественного образа [Текст]/И.Ф. Смольянинов. - М.: Знание. 1982.− 64 с. .Творчество в искусстве − искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. − М.: Наука; Смысл, 2000. .Филатов, С.В. От образного слова - к выразительному движению [Текст]/С.В. Филатов. − М.,1993. .Хореография в системе художественного воспитания дошкольников (Теория и практика) [Электронный ресурс] // www.mirrabot.com/work/work_7602.html - 61 Кб .Художественный образ, центральное понятие эстетики [Электронный ресурс] // http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/hudozhestvennyiy-obraz-tsentralnoe-ponyatie-estetiki.html .Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст]/В.Д. Шадриков. - М.: Воронеж, 1997. .Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]/Под ред. А.Д.Кошелевой. -− М.: Просвещение, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|