Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поворот исполнения судебного акта




 

В случаях, предусмотренных АПК РФ, арбитражный суд решает вопрос о повороте исполнения судебного акта, т.е. возвращения сторон в прежнее состояние, имевшееся до исполнения судебного акта.

1. Если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

2. Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.

Статья 326. Разрешение вопроса о повороте исполнения судебного акта

1. Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

2. Если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции.

3. Заявление о повороте исполнения судебного акта рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 324 настоящего Кодекса.

4. Определение арбитражного суда о повороте исполнения судебного акта или об отказе в повороте исполнения может быть обжаловано.

5. Арбитражный суд первой инстанции выдает исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости по заявлению организации, гражданина. К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта.

 

24. Арбитражные расходы, их состав. Государственная пошлина.

 

Судебные расходы — ϶ᴛᴏ затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьих лиц с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству, побуждения заинтересованных лиц к урегулированию споров в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом без вмешательства суда.

В ст. 89 АПК РФ установлены два вида судебных расходов: государственная пошлина и судебные издержка. Эти виды имеют существенные различия.

В первую очередь, государственная пошлина представляет собой обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом, а издержки призваны покрывать затраты, связанные с проведением экспертизы, вызовом свидетелей и пр.

Во-вторых, размер государственной пошлины установлен законом и зависит от цены иска, а судебные издержки определяются фактически произведенными затратами.

В-третьих, государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет, а судебные издержки выплачиваются лицу, участвующему в деле, осуществившему ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие расходы, или непосредственно свидетелям, экспертам, переводчикам и др.

Государственная пошлина - ϶ᴛᴏ обязательный платеж за действия, совершаемые арбитражным судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру арбитражных дел, а также за выдачу документов.

Государственной пошлиной оплачиваются: исковые заявления; заявления о признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан; заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение; апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда; апелляционные и кассационные жалобы на определения арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

Государственной пошлиной оплачиваются как первоначальные, так и встречные исковые требования имущественного или неимущественного характера.

Взыскание и уплата государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируется Законом РФ «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» (с изменениями от 20 августа 1996 г., 19 июля 1997 г., 21 июля 1998 г.).

 

 

28. Сроки в арбитражном процессе.

 

На эффективность защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в порядке арбитражного судопроизводства существенное влияние оказывает временной фактор с точки зрения быстроты рассмотрения спора, предоставления заинтересованным лицам возможности максимально результативно участвовать в процессе разрешения дела. Значение фактора времени все более возрастает в условиях рыночной экономики, характеризуемой значительной динамикой в отношениях между хозяйствующими субъектами. Поэтому правовое регулирование сроков рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах, исполнения решений суда, совершения отдельных процессуальных действий приобретает весьма важное значение.

Сроки в арбитражном, процессе, или процессуальные сроки, — это устанавливаемая законом или арбитражным судом продолжительность времени для совершения процессуальных действий в арбитражном судопроизводстве.

Процессуальные сроки определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени, в течение которого действие может быть совершено.

Сроки в арбитражном процессе можно разделить на два вида:

1. Сроки, установленные законом — Арбитражным процессуальным кодексом или иными федеральными законами:

— для арбитражного суда;

— для лиц, участвующих в деле.

2. Сроки, назначаемые арбитражным судом:

— для лиц, участвующих в деле;

— для лиц, не участвующих в деле.

1. Сроки, установленные законом для арбитражного суда в свою очередь могут быть подразделены на сроки:

А) разрешения споров, пересмотра дела;

Б) совершения отдельных процессуальных действий.

А. В соответствии с арбитражным процессуальным законодательством дело должно быть рассмотрено, решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 114 АПК РФ). В отличие от АПК РФ 1992 г., предусматривавшего ряд исключений из общего срока разрешения дел, действующий Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает единый общий срок.

Срок рассмотрения жалобы на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, в апелляционной инстанции устанавливается в один месяц со дня ее поступления в арбитражный суд (ст. 156 АПК РФ).

Рассмотрение кассационной жалобы на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и поста-новление апелляционной инстанции должны осуществляться в месячный срок со дня ее поступления вместе с делом в федеральный арбитражный суд округа (ст. 173 АПК РФ).

Следует отметить, что действующим АПК РФ не предусматривается возможность продления сроков рассмотрения дел в суде первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанциях, что ранее было возможно по АПК РФ 1992 г.

Сроки пересмотра вступивших в законную силу решений и постановлений всех арбитражных судов Российской Федерации в порядке надзора действующим АПК РФ не устанавливаются.

Заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражный суд рассматривает в месячный срок со дня его поступления (ст. 195 АПК РФ).

Б. Действующим законодательством устанавливаются сроки совершения арбитражным судом отдельных процессуальных действий. Как правило, в законодательстве определяются фиксированные сроки, в течение которых суд должен совершить определенные процессуальные действия.

Так, например, в соответствии со ст. 107 АПК РФ судья арбитражного суда, отказав в принятии искового заявления, обязан не позднее пяти дней со дня его поступления направить определение сторонам и другим лицам, участвующим в деле.

В АПК РФ предусмотрена возможность в исключительных случаях по особо сложным делам отложения составления мотивированного решения на срок не более трех дней, при этом резолютивная часть решения объявляется в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ст. 134 АПК РФ).

В АПК РФ определены и иные сроки, необходимость соблюдения которых предписывается арбитражному суду. Например, рассылка решений, определений, постановлений арбитражными судами, судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций — в пятидневный срок со дня их принятия (ст. 137, 159, 177, 187 АПК РФ); направление определения арбитражного суда, вынесенного в виде отдельного акта, лицам, участвующим в деле, и другим лицам, которых оно касается, в пятидневный срок после вынесения (ст. 142): объявление перерыва в судебном заседании в исключительных случаях на срок не более чем на три дня (ст. 117 АПК РФ);, выполнение судебного поручения не позднее чем в десятидневный срок (ст. 73 АПК РФ); направления судом, вынесшим решение, в пятидневный срок кассационной жалобы или протеста вместе с делом в суд кассационной инстанции (ст. 163 АПК РФ).

В некоторых случаях в законодательстве требования к арбитражному суду относительно совершения отдельных процессуальных действий формулируется без указания на фиксированные сроки, а определяется период времени, в течение которого они могут или должны быть совершены.

Например, арбитражный суд при наличии достаточных оснований вправе привлечь в период до вынесения решения по делу с согласия истца к участию в деле другого ответчика (ст. 35 АПК РФ).

Арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случаях невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемым 6 порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства (ст. 81 АПК РФ).

Протокол судебного заседания подписывается судьей, председательствующим в заседании, не позднее следующего после заседания дня (ст. 123 АПК РФ).

Как отмечалось выше, в действующем законодательстве устанавливаются сроки, соблюдение которых требуется от лиц, участвующих в деле.

Так же как и при установлении сроков для арбитражного суда, для лиц, участвующих в деле, сроки определяются, как правило, в конкретном выражении.

Например, в АПК РФ содержатся требования относительно необходимого соблюдения лицами, участвующими в деле, сроков подачи апелляционной жалобы — в течение одного месяца после принятия арбитражным судом решения (ст. 147 АПК РФ), кассационной жалобы — в течение одного месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (ст. 164 АПК РФ); заявление о пересмотре решения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам — не позднее одного месяца со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра судебного акта (ст. 193 АПК РФ); предъявления исполнительного листа к исполнению — шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 201 АПК РФ).

Или, участникам арбитражного процесса предоставлено право знакомиться с протоколом судебного заседания или процессуального действия и представлять замечания относительно полноты и правильности его составления в трехдневный срок после подписания протокола (ст. 123 АПК РФ).

Предписания АПК РФ, адресованные лицам, участвующим в деле, равно как и арбитражному суду, касающиеся отдельных процессуальных действий могут быть выражены указанием на событие, с наступлением которого возможно их совершение, период времени, в течение которого они могут или должны быть произведены.

Так, в соответствии со ст. 109 АПК РФ лицо, участвующее в деле, вправе направить арбитражному суду отзыв на исковое заявление в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения дела.

Лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения дела по существу, может быть заявлен отвод составу суда, эксперту, переводчику (ст. 19 АПК РФ); до принятия решения истец вправе изменить предмет или основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска (ст. 37 АПК РФ); вступление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, в дело допускается до принятия решения арбитражным судом (ст. 38 АПК РФ); предъявление ответчиком встречного, иска возможно только до принятия решения по делу (ст. 110 АПК РФ).

2. Арбитражному суду действующим законодательством предоставлено право устанавливать для лиц, участвующих в деле, и лиц, не участвующих в деле, сроки, в течение которых должны быть совершены ими определенные действия.

Так, в соответствии со ст. 54 АПК РФ арбитражный суд вправе истребовать от участвующего или не участвующего в деле лица доказательства необходимые для рассмотрения дела. Если лицо, от которого арбитражным судом истребуется доказательство, не имеет возможности его представить вообще или представить в уста-новленный судом срок, оно обязано известить об этом арбитражный суд с указанием причин в пятидневный срок со дня получения соответствующего запроса арбитражного суда

 

29. Третейские суды. Закон РФ «О третейских судах в РФ». Порядок образования третейских судов в РФ. Виды третейских судов. Преимущества и недостатки третейских судов в сравнении с государственными арбитражными судами.

 

   

третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане - предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

 

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

 

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

 

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

 

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

 

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

 

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

 

4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

 

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 - 14 настоящего Федерального закона.

 

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

ПО СРАВНЕНИЮ С ОБЫЧНЫМ СУДЕБНЫМ

ПРОЦЕССОМ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

1. Существенно меньший срок с момента подачи искового заявления до момента выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения. При обращении в третейский суд этот срок составляет в среднем 40-50 дней, в то время как в арбитражном суде 120-180 дней, а с учетом апелляционного и кассационного обжалования этот срок может увеличиться до 210-360 дней.

2. Гарантия исполнения решения третейского суда. Этот вопрос в наибольшей степени беспокоит предпринимателей при принятии решения о передаче споров на рассмотрение третейского суда. Однако, следует пояснить, что проблема исполнения решения третейского суда точно такая же как и при обращении в арбитражный суд. Дело в том, что в случае неисполнения ответчиком решения третейского суда, арбитражный суд выдает исполнительный лист на его принудительное исполнение, точно такой же, как и на свое собственное. Таким образом, с точки зрения гарантии исполнения, решение третейского суда практически не отличается от решения арбитражного суда, но при этом имеет некоторые уже описанные преимущества. Вероятность невыдачи исполнительного листа, существует, но практика судов свидетельствует, что эти случаи крайне редки, и связаны, конечно, с дефектами самого решения, а вовсе не с предвзятым отношением к третейским судам вообще.

3. Размер третейского сбора, особенно при крупных исках, как правило, ниже, чем госпошлина в арбитражном суде, следовательно, стороны экономят не только время, но и деньги. При этом в некоторых случаях часть сбора может быть возвращена, что еще больше увеличивает финансовую привлекательность такого способа разрешения споров.

4. Зачастую есть возможность предоставления отсрочки в уплате третейского сбора, что особенно важно для истца находящегося в тяжелом финансовом положении или для организаций которым необходимо подать одновременно большое количество исков, что приводит к изъятию из оборота значительных денежных средств.

5. Для стороны находящейся в том же субъекте Федерации, что и третейский суд и имеющих деловых партнеров в других регионах, очень важным моментом является то, что дело будет рассматриваться именно в месте нахождения третейского суда, а не по месту нахождения ответчика. Значит, истец избегает значительных накладных расходов на командировки и экономит время.

6. Третейская оговорка является как бы дополнительной гарантией обоюдного исполнения обязательств, поскольку сокращенный срок рассмотрения спора стимулирует стороны к пунктуальности, поскольку ответственность в случае нарушения договора, не через 3,5 месяца, а через 1,5-2.

7. Возможность выбора сторонами арбитра. Данное положение приобретает свои преимущества, особенно когда рассматриваемый спор, находится в какой либо сфере требующей специальных познаний и высокой квалификации именно в этой области, например деятельность на рынке ценных бумаг, межбанковских взаимоотношений и т.д. В список арбитров третейского суда, как правило, включены специалисты обладающие практическими навыками работы в самых разных областях права.

8. Возможность исполнения решения третейского суда на территории другого государства, что особенно важно для участников внешнеэкономических связей. Исполнить решение третейского суда за пределами России намного легче, чем решение государственного суда. Поскольку, приведение в исполнение решения третейских судов регулирует Нью-Йоркская конвенция "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", которую ратифицировали более 100 стран, включая страны бывшего СССР, а в случае с государственным судом необходимо наличие двустороннего договора о правовой помощи между странами, которые Россия заключила далеко не со всеми государствами.

9. Возможность мирного урегулирования спора, ведь арбитражный и третейский суды преследуют разные цели. Если целью арбитражного суда можно назвать определение и наказание виновного, то цель третейского суда - достижение сторонами мирового соглашения, что и зачастую партнерам действительно удается достичь компромисса и сохранить нормальные деловые отношения.

Образно говоря, обращение в арбитражный суд можно сравнить с юридической войной, в то время как рассмотрение спора третейским судом - скорее переговорами с участием посредника. Именно за счет этого существуют третейские суды в большинстве зарубежных стран, где считается, что обращение в третейский суд хуже, чем переговоры, но лучше чем судебный процесс.

 

30.

Решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей с местом арбитража на территории РФ (третейские суды) могут быть оспорены путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со ст.ст. 418, 419 ГПК РФ следующими лицами:

    1. сторонами третейского разбирательства, а также
    2. иными лицами, в отношении прав и обязанностей которых вынесено решение третейского суда;
    3. прокурором, если решение третейского суда затрагивает права и охраняемые законом интересы граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно оспорить решение третейского суда.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...