Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика роли исполнительной власти государства




Методы реализации исполнительной власти

 


Введение

власть исполнительный разделение государственный

Тема настоящей работы является актуальной т.к. в современных условиях усложнилось управление производством, средствами производства, и обществом в целом.

Это связанно с тем, что согласно действующей Конституции Российская Федерация перешла к новым формам хозяйствования. Если в СССР допускалось только государственная собственность (кооперативная и личная), то по новой Конституции 1993 года в России частная собственность стала основной формой хозяйствования.

Предпринимательской деятельностью стали заниматься многие граждане страны.

Управлять при таком многообразии форм собственности стало значительно сложнее, поэтому, изменены формы и методы управления.

Был принят целый ряд законов, указов Президента, постановлений Правительства, в которых отражены новые формы и методы управления.

Будущий специалист в области государственного управления должен хорошо владеть современными методами управления, поэтому выбранная тема является актуальной.

Цель данной работы - проанализировать формы и методы реализации исполнительной власти государства в процессе управленческой деятельности.

Субъектами такой реализации являются государственные органы исполнительной власти на местах, органы местного самоуправления.

Объектом изучения является реализация исполнительной власти государства.

Предметом изучения являются формы и методы реализации исполнительной власти.

Для раскрытия избранной темы предполагается изучить само понятие «исполнительная власть», изучить механизм её реализации. Только после этого можно говорить о формах и методах её реализации.

Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой и в наши дни. Главное заключается в изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период.

Исполнительная власть:

одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве;

имеет совокупность полномочий по управлению государственными делами;

полномочия подзаконного регулирования;

полномочия внешнеполитического представительства;

полномочия по осуществлению административного управления и др.

 


Общая характеристика роли исполнительной власти государства

 

Исполнение законов - главная функция исполнительной власти. Оно требует большего числа распорядительной деятельности и неизбежно затрагивает права и интересы граждан. Государство тщательным образом подходит к формированию организации и ответственности органов исполнительной власти.

Исполнительная власть олицетворяют принудительную силу государства, и поэтому, является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы.

В социально-культурной сфере от исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

Выполняя свои функции, исполнительная власть во всех странах мира, обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции и чиновничьему произволу.

Проблемой так же является установление деловых, бесконфликтных отношений между исполнительной, законодательной и судебной властью. Эта проблема стоит более остро в федеративных государствах, где исполнительная власть неизбежно сталкивается с трудностями распределения и компетенции между Центром, Субъектом федерации и органами местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно велика там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. Тут на власть ложится главная тяжесть проводимых хозяйственных реформ и создание рыночной экономики. Органы этой ветви власти играют важную роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права и интересы граждан.

С одной стороны, органы исполнительной власти - разновидность органов государственной власти, с другой - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать её формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность - государственное управление. Следовательно, являясь органами государственного управления, они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Для выполнения своих функций органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочиями, реализуемыми ими в характерных для этих органов правовых формах. В пределах своей компетенции они издают правовые акты и обеспечивают их выполнение. Наличие у органов исполнительной власти указанных полномочий, предназначенных для реализации именно исполнительной власти существенно отличает их от деятельности органов других ветвей государственной власти.

Стоит заметить, что орган исполнительной власти - всегда орган государственного управления, в то время, как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвлённый организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного порядка, чем органы исполнительной власти. Так, сформированный исполнительной властью орган какого-либо государственного объединения выполняя управленческие функции не не относится к органам исполнительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с законодательными и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов…) В палатах Федерального Собрания и Конституционном суде Российской Федерации имеются полномочные представители Президента Российской Федерации, а в указанных палатах - представители Правительства.

По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории большинством отраслей и сферами управления, обеспечивают там экономическое и социокультурное развитие. К ним относятся правительства, администрации субъектов РФ.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными отраслями например - министерство путей сообщения.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающее руководящее воздействие на группы специализированных отраслей, выполняя различные функции.

Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей, порученными участками работ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. (Ст. 77 Конституции РФ) Таковы чётко определённые конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

Исполнительная власть, в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путём проводится разграничение предметов ведения и полномочий (т.е. компетенции) между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.

Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении её субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия, и иные воинские формирования (например, внутренние, железнодорожные войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени - категория политико-правовая, а государственной управление - организационно правовая.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...