Методы реализации исполнительной власти
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции и методы государственного управления указывают на его целевые установки характер и содержание. Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили своё отражение в функциях методах и формах государственного управления (и местного самоуправления в его административном варианте) В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности, но если обобщить высказанное по этому поводу суждения, то нетрудно придти к выводу, что, в общем, под методами управленческой деятельности подразумеваются способы приёма анализа и оценки управленческих ситуаций, и использование правовых и организационных форм, воздействие на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях. Особенностью этих методов является то, что они применяются в процессах управления по поручению государства, т.е. официально, а также в установленном порядке (процедуре). Требования: ) Обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий. ) Быть разнообразнее и приспособленными к использованию направлений, быть реальными и гибкими. По П.В. Алёхину [1] Имеются различные классификации методов управленческой деятельности. Такую классификацию даёт Г.В. Атаманчук [2]: а) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. б) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления. Методы функционирования органов государственной власти и органов МСУ охватывают способы, приёмы, действия лиц вовлечённых в процессы государственного управления, которые связаны с подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности.
Главной проблемой государственного управления в целом и в практической деятельности по формированиям и реализации его многогранных проявлений в частности выступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективности всех управленческих функций, организационных структур, форм, методов и стадий управленческой деятельности. Его решению и подчинены методы первой группы. Так, при подготовке управленческих решений используются следующие способы и приёмы действий: ) изучение конкретных управленческих ситуаций на местах, в управляемых объектах; ) теоретическое осознание существа управленческой проблемы; ) ознакомление с имеющимся опытом решения подобной экономической задачи; ) составление информационных записок, докладных и справок; ) анализ статистических материалов; ) обоснование различных альтернатив решения проблемы в условиях ограничения или возможного изменения ресурсов. Государственная политика общего перехода к рыночным отношениям, считает А.Б. Венгеров [7], предопределила возрастающее значение методов управленческой деятельности, ведущих к созданию организационных, правовых, экономических деятельности предприятий, учреждений, организаций, как субъектов таких отношений. Данный тезис, хотя и в разной степени относится к государственным и негосударственным предприятиям и учреждениям. Большая группа методов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Общие характеры имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной и деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров. В общем, с одной стороны в ведении структур государственного управления, и исполнительной власти, в частности, находится много методов, которые позволяют им надлежащим образом функционировать, но, с другой, постоянно ощущается слабость, инертность в деле рационального эффективного его использования.
Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нём главное значение принадлежит приёмам, способам, операциям стимулирования, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций исполнительной власти можно подразделить на: морально-этические, социально-политические экономические и административные. По П.В. Алёхину [1]). Морально-этические методы представляют собой обращение к достоинству чести и совести человека. Они включают в себя меры воспитания, разъяснение и популяризацию целей и содержания управления, средства морального поощрения и взыскания. Смысл их состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определённые убеждения, духовные ценности нравственные позиции психологические установки в отношении управления и тех действий, которые необходимы для его осуществления. Многие из них сегодня забыты, что не украшает государственное управление и не делает чести исполнительной власти. Социально-политические методы связаны с условиями труда, быта, досуга людей, их статус в обществе, возможности свободной самореализации. Это влияет на социально-политические взгляды и интересы людей. Углубление демократизма государства объективно ведёт к возрастанию роли данных методов. Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут многого добиться в реализации целей и функций исполнительной власти и государственного управления.
Особое место в государственно-управленческой деятельности, осуществляемой исполнительной властью занимают административные методы, содержащие способы, приёмы действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих субъектов государства. Их признаки по П.В. Алёхину [1]: а) прямое влияние государственного органа или должностного лица на волю исполнителей путём установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд; б) односторонний выбор способа решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначное решение ситуации, подлежащее обязательному исполнению. в) безусловная обязанность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь за собой различные виды юридической ответственности. В методах воздействия на федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации со стороны федеральных органов государственной власти прямое властное юридическое воздействие уступают оказанию помощи, методом согласования и контроля исполнения федеральных правовых актов местного значения. Однако надо иметь в виду, что государственное управление - юридически властная деятельность, которой, в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов Российской Федерации, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов государственного управления Российской Федерации и его субъектов (государственная власть едина) В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приёмы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями органам исполнительной власти в обеспечении их реализации.
По мнению В.П. Алёхина [1] наряду с рекомендациями, советами и т.п., органами государственного управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах представленной им компетенции. Более широко они применяются: ) В отношении государственных организаций. ) В сфере административно-политической деятельности. В настоящее время широко применяется такой метод, как государственные заказы. Государственные заказы были введены ещё в СССР в 1990 году. Они сужали область применения адресных заказов, но имели директивный характер. Условие, что размещение государственных заказов должно сопровождаться материально-техническим и финансовым обеспечением их выполнения, на практике не соблюдалось. Институт государственных заказов используется государством и сейчас. Он имеет свою перспективу в условиях рыночных отношений, а также позволяет; а) обеспечивать государственные потребности и рационально использовать бюджетные средства; б) содействовать развитию эффективных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры; в) стимулировать платёжеспособный спрос государства. Государственные заказы - инструмент осуществления государственных программ (экономических, социальных, научно-технических, экологических) Экономической и правовой основами формирования и реализации государственных заказов на различных уровнях государственного управления является формирование соответствующих бюджетов и установленные права федеральных органов и органов, субъектов Российской Федерации в их составлении и расходовании. Следовательно, государственный заказ в современных условиях - гибкий, своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношением. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы. Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяет выделить их общие и наиболее важные моменты. Они сводятся к следующим: а) законы формируются, размещаются и исполняются на договорной основе; б) заказы размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимости от форм собственности и ими исполняются; в) государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации и компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики формируют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки продукции для государственных нужд;
г) финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, которые осуществляет финансирование и выполнение заказов; д) гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти. Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций, и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы, и в эти пределы он должен вовлекаться в государственное управление, в том числе для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности.
Заключение
В ходе исследования были проработаны такие понятия, как исполнительная власть, её структура, роль в механизм государства. Выяснилось, что исполнительная власть это одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Имеет совокупность полномочий по управлению государственными делами: полномочия подзаконодательного регулирования; полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по осуществлению административного управления и др. Имеет систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия: Правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, главные управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы. Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой и в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период. Выяснилось, что формы бывают правовые и организационные, а доминирующие методы: обеспечения и функционирования. К методам функционирования можно отнести правовые и административные методы (согласования и контроля), а к методу обеспечения: морально-этические, социально-политические, экономические и административные. Государственный заказ, метод непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения. И самое главное то, что формы и методы имеют свою специфичность, то есть не везде одинаковые, а выражаются в разных аспектах. Например, если в работе судебной ветви власти доминирующей формой является правовая, а доминирующим методом - метод принуждения, то у исполнительной власти такой формой является - организационная, а метод - обеспечения (согласования и контроля).
Используемая литература
1) Алёхин, П.В. Административное право РФ/ П.В. Алёхин. - М.: Зерцало, 2003 - 425 с. 2) Атаманчук Г.В. Теория государственного управления/ Г.В. Атаманчук. М: Омега-Л., 2005 - 360 с. ) Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации:/Н.А. - М: Монография., 2003. - 137 с. ) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник./ Е.И. Козлова - М., 2000 - 293 с. ) Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: ЮристЪ 1997. - с. 70. ) Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, - с. 115. ) Горобец Я.Ю. История политических и правовых учений./ Я.Ю. Горобец - М.: Юридическая литература, 1991. - 428 с. ) Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества./ Г.Н. Манов - М: Наука, 1994. - 275 с. ) Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества./ Г.Н. Манов М.: Юрид.лит. 1989. - 168 с. ) Байтин М.И.Механизм современного российского государства / М.И. Байтин. - М: Правоведение 1996, - С. 125. ) Глебов А.П.Правовая система России и ее развитие / А.П. Глебов. - Воронеж: Социум, 1999. - 325 с. ) Карташов В.Н. Теория правовой системы общества/ В.Н. Карташов. - Ярославль: МЦФЭР, 2005. - 190 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|