Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы реализации исполнительной власти




 

Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции и методы государственного управления указывают на его целевые установки характер и содержание.

Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили своё отражение в функциях методах и формах государственного управления (и местного самоуправления в его административном варианте)

В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности, но если обобщить высказанное по этому поводу суждения, то нетрудно придти к выводу, что, в общем, под методами управленческой деятельности подразумеваются способы приёма анализа и оценки управленческих ситуаций, и использование правовых и организационных форм, воздействие на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

Особенностью этих методов является то, что они применяются в процессах управления по поручению государства, т.е. официально, а также в установленном порядке (процедуре). Требования:

) Обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий.

) Быть разнообразнее и приспособленными к использованию направлений, быть реальными и гибкими. По П.В. Алёхину [1]

Имеются различные классификации методов управленческой деятельности. Такую классификацию даёт Г.В. Атаманчук [2]:

а) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

б) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

Методы функционирования органов государственной власти и органов МСУ охватывают способы, приёмы, действия лиц вовлечённых в процессы государственного управления, которые связаны с подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности.

Главной проблемой государственного управления в целом и в практической деятельности по формированиям и реализации его многогранных проявлений в частности выступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективности всех управленческих функций, организационных структур, форм, методов и стадий управленческой деятельности. Его решению и подчинены методы первой группы.

Так, при подготовке управленческих решений используются следующие способы и приёмы действий:

) изучение конкретных управленческих ситуаций на местах, в управляемых объектах;

) теоретическое осознание существа управленческой проблемы;

) ознакомление с имеющимся опытом решения подобной экономической задачи;

) составление информационных записок, докладных и справок;

) анализ статистических материалов;

) обоснование различных альтернатив решения проблемы в условиях ограничения или возможного изменения ресурсов.

Государственная политика общего перехода к рыночным отношениям, считает А.Б. Венгеров [7], предопределила возрастающее значение методов управленческой деятельности, ведущих к созданию организационных, правовых, экономических деятельности предприятий, учреждений, организаций, как субъектов таких отношений. Данный тезис, хотя и в разной степени относится к государственным и негосударственным предприятиям и учреждениям.

Большая группа методов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Общие характеры имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной и деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров. В общем, с одной стороны в ведении структур государственного управления, и исполнительной власти, в частности, находится много методов, которые позволяют им надлежащим образом функционировать, но, с другой, постоянно ощущается слабость, инертность в деле рационального эффективного его использования.

Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нём главное значение принадлежит приёмам, способам, операциям стимулирования, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций исполнительной власти можно подразделить на: морально-этические, социально-политические экономические и административные. По П.В. Алёхину [1]).

Морально-этические методы представляют собой обращение к достоинству чести и совести человека. Они включают в себя меры воспитания, разъяснение и популяризацию целей и содержания управления, средства морального поощрения и взыскания. Смысл их состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определённые убеждения, духовные ценности нравственные позиции психологические установки в отношении управления и тех действий, которые необходимы для его осуществления. Многие из них сегодня забыты, что не украшает государственное управление и не делает чести исполнительной власти.

Социально-политические методы связаны с условиями труда, быта, досуга людей, их статус в обществе, возможности свободной самореализации. Это влияет на социально-политические взгляды и интересы людей. Углубление демократизма государства объективно ведёт к возрастанию роли данных методов.

Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут многого добиться в реализации целей и функций исполнительной власти и государственного управления.

Особое место в государственно-управленческой деятельности, осуществляемой исполнительной властью занимают административные методы, содержащие способы, приёмы действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих субъектов государства. Их признаки по П.В. Алёхину [1]:

а) прямое влияние государственного органа или должностного лица на волю исполнителей путём установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд;

б) односторонний выбор способа решения стоящей задачи, варианта поведения, однозначное решение ситуации, подлежащее обязательному исполнению.

в) безусловная обязанность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь за собой различные виды юридической ответственности.

В методах воздействия на федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации со стороны федеральных органов государственной власти прямое властное юридическое воздействие уступают оказанию помощи, методом согласования и контроля исполнения федеральных правовых актов местного значения. Однако надо иметь в виду, что государственное управление - юридически властная деятельность, которой, в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов Российской Федерации, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов государственного управления Российской Федерации и его субъектов (государственная власть едина)

В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приёмы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями органам исполнительной власти в обеспечении их реализации.

По мнению В.П. Алёхина [1] наряду с рекомендациями, советами и т.п., органами государственного управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах представленной им компетенции. Более широко они применяются:

) В отношении государственных организаций.

) В сфере административно-политической деятельности.

В настоящее время широко применяется такой метод, как государственные заказы.

Государственные заказы были введены ещё в СССР в 1990 году. Они сужали область применения адресных заказов, но имели директивный характер. Условие, что размещение государственных заказов должно сопровождаться материально-техническим и финансовым обеспечением их выполнения, на практике не соблюдалось.

Институт государственных заказов используется государством и сейчас. Он имеет свою перспективу в условиях рыночных отношений, а также позволяет;

а) обеспечивать государственные потребности и рационально использовать бюджетные средства;

б) содействовать развитию эффективных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры;

в) стимулировать платёжеспособный спрос государства.

Государственные заказы - инструмент осуществления государственных программ (экономических, социальных, научно-технических, экологических)

Экономической и правовой основами формирования и реализации государственных заказов на различных уровнях государственного управления является формирование соответствующих бюджетов и установленные права федеральных органов и органов, субъектов Российской Федерации в их составлении и расходовании.

Следовательно, государственный заказ в современных условиях - гибкий, своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношением. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы.

Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяет выделить их общие и наиболее важные моменты. Они сводятся к следующим:

а) законы формируются, размещаются и исполняются на договорной основе;

б) заказы размещаются на предприятиях, учреждениях и организациях независимости от форм собственности и ими исполняются;

в) государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации и компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики формируют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки продукции для государственных нужд;

г) финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, которые осуществляет финансирование и выполнение заказов;

д) гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти.

Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций, и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы, и в эти пределы он должен вовлекаться в государственное управление, в том числе для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности.

 


Заключение

 

В ходе исследования были проработаны такие понятия, как исполнительная власть, её структура, роль в механизм государства. Выяснилось, что исполнительная власть это одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Имеет совокупность полномочий по управлению государственными делами:

полномочия подзаконодательного регулирования;

полномочия внешнеполитического представительства;

полномочия по осуществлению административного управления и др.

Имеет систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия: Правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, главные управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы.

Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой и в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период. Выяснилось, что формы бывают правовые и организационные, а доминирующие методы: обеспечения и функционирования. К методам функционирования можно отнести правовые и административные методы (согласования и контроля), а к методу обеспечения: морально-этические, социально-политические, экономические и административные. Государственный заказ, метод непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения.

И самое главное то, что формы и методы имеют свою специфичность, то есть не везде одинаковые, а выражаются в разных аспектах. Например, если в работе судебной ветви власти доминирующей формой является правовая, а доминирующим методом - метод принуждения, то у исполнительной власти такой формой является - организационная, а метод - обеспечения (согласования и контроля).

 


Используемая литература

 

1) Алёхин, П.В. Административное право РФ/ П.В. Алёхин. - М.: Зерцало, 2003 - 425 с.

2) Атаманчук Г.В. Теория государственного управления/ Г.В. Атаманчук. М: Омега-Л., 2005 - 360 с.

)   Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации:/Н.А. - М: Монография., 2003. - 137 с.

)   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник./ Е.И. Козлова - М., 2000 - 293 с.

)   Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: ЮристЪ 1997. - с. 70.

)   Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, - с. 115.

)   Горобец Я.Ю. История политических и правовых учений./ Я.Ю. Горобец - М.: Юридическая литература, 1991. - 428 с.

)   Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества./ Г.Н. Манов - М: Наука, 1994. - 275 с.

)   Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества./ Г.Н. Манов М.: Юрид.лит. 1989. - 168 с.

)   Байтин М.И.Механизм современного российского государства / М.И. Байтин. - М: Правоведение 1996, - С. 125.

)   Глебов А.П.Правовая система России и ее развитие / А.П. Глебов. - Воронеж: Социум, 1999. - 325 с.

)   Карташов В.Н. Теория правовой системы общества/ В.Н. Карташов. - Ярославль: МЦФЭР, 2005. - 190 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...