Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Интеграция со смежными предметами дополнительного образования, такими как, фольклорный ансамбль «Оберег», вокально хоровой коллектив «Радуга», хореографическая студия «Микс», видеостудия «Планета 49ТВ», эстрадный коллектив «Лад», младшими воспитанниками школы искусств школы №49 позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные и разносторонние знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов, в процессе интегрированных работ пробы своих возможностей в другой области художественного направления. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их разностороннему развитию. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля). Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника. Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Год обучения Главная задача театральных занятий в первый год обучения -развивающие игры и формирование навыков коллективной работы и тренировку произвольного внимания. Четыре темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок. Суммирующей и Основной является первая тема, реализуется ее освоение в процессе работы над второй темой, упражнения по третьей теме обязательны на каждом занятии. Целью введения театрально развивающих игр в режим учебной работы учащихся является в помощь и детям и учителю в создании психологической комфортной атмосферы занятий. Ребенок испытывает большие затруднения в диалоге со взрослым, если этот диалог носит черты официального общения, необходимо создание условий, в которых дети общаются друг с другом и имеют желание и интерес делиться друг с другом своими мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые учитель предлагает детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий; развивают в детях полезные для учебы и искусства
Немаловажное значение имеет работа над созданием организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе». Необходимо приучать детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя, для чего постоянно помогать детям простыми, доступными заданиями, выполняя которые дети будут заняты полезным делом. На 1-ом году обучения возникает представление, о том, что задание -этюд -можно выполнить, выдумав историю. Формируется критерий «верим» -«не верим», «кривляется» -«по правде». Подобраны упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания детей. Предметом их внимания становятся и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми. К этой цели ведут и задания точно повторить или дополнить исполнение этюда кем-то из ребят. Задание, которое делают все сразу, чередуется с заданиями, которые выполняются индивидуально или вдвоем перед всеми. Каждый ребенок должен получить возможность тренировать способность абстрагироваться от посторонних раздражителей и приобрести смелость выступить. Эта смелость должна корректироваться необходимостью точно и интересно выполнить поставленное задание. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только речь
Год обучения. Главной задачей театральных занятий на втором году обучения является освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности. Темы:
Обобщая зрительский опыт и собственную практику игры-выступления, педагог постепенно и последовательно разбирает каждый из слагаемых сценического образа. С этой целью следует конструировать разные сочетания: те же слова и другое поведение; то же поведение и другие слова; не меняется костюм, но меняется место действия и предлагаемые обстоятельства и т. д. Понятие о предлагаемых обстоятельствах закрепляется на третьем году обучения в процессе работы над «вежливыми действиями». Надо позвать человека; надо опросить; ответить; сделать замечание; обсудить и т. п. Сочинение и проигрывание разных ситуаций и историй, где выполняются «вежливые действия». На втором году обучения должно быть теоретически и практически освоено детьми понимание того, что поведение, действие – это основной выразительный язык актера. А далее, что актер - главное чудо театра. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют подготовительную работу для будущей работы над художественным чтением. Качество исполнения – «как» -начинает вычленяться от содержания этюда -«что» играет актер. Основным критерием на втором году обучения является достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. Год обучения Театральные занятия на третьем году обучения реализуют, как главную, задачу формирования представлений об образе героя в театре. С этой.целью организуется работа по развитию у детей интереса и умений оценить точность реализации исполнительского замысла. Темы:
Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудным. Так подготавливается база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых на четвертом году обучения основной упор делается на игры со словом, с текстом и подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, отделываться, утверждать, предупреждать, звать, ободрять). Слово раскрывается детям как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия по различным текстам или одного текста на различные действия, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Особое место на третьем году обучения занимает работа с баснями как чтецким и драматургическим материалом. Для расширения диапазона чтецкой выразительности можно предложить детям читать басню от лица каждого из действующих в ней персонажей. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен на каждом уроке предлагается вариативность трактовки и оформления басни: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальноe понятия о жанре, а главное решаются вопросы о герое и комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении. На третьем году обучения впервые возникает понимание конфликта как двигателя действия, уточняется представление о сценической задаче и понятие о точности, правдивости, целенаправленного действия. У детей формируется навык воссоздавать за произносимым словом картину, за текстом -подтекст, за высказыванием -мотив. Знакомство с работой актера в театре, его разными ролями должно привести детей к содержательному представлению о перевоплощении, превращении как феномене театрального искусства. Осваивается представление об актерских амплуа, о типаже, узнаваемости, о штампах в актерской работе. Следует создать условия для открытия детьми значения паузы в актерской исполнительской деятельности: «актер познается в паузе». Дети размышляют над различными характерами положительных героев, достигают понимания исполнительского замысла. Учащиеся уясняют себе значение творческого ансамбля, до конца осознают, что такое репетиция, начинают понимать значение своего места, как исполнителя в будущем спектакле, учатся понимать, что такое режиссерское указание и как ему следовать. Педагогу на этом этапе обучения обращает внимание на создание благоприятной атмосферы в репетиционном процессе, которая становится залогом успешной коллективной работы. Спектакли показываются зрителям в гриме, костюмах и с декорациями. Как правило, в течение 2-го и 3-го года обучения должны быть показано 3 спектакля, полностью раскрывающие состав участников. После исполнения спектакля на публике с учащимися проводится целый ряд итоговых бесед-обсуждений с педагогами и ребятами, имеющих целью проанализировать прошедшую работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Й год обучения.
Й год обучения.
Й год обучения.
Формы организации учебного занятия: Занятия проходят в практической форме. Теоретические сведения по актерскому мастерству, сценической речи, движению, истории театра даются в процессе практических занятий. · Занятие-треннинг; · Групповые занятия · Индивидуальные и парные занятия · диспут; · репетиция; · урок-лекция; · урок-путешествие; · просмотр и анализ спектакля; · творческая мастерская; · урок-игра.
Методы реализации программы: · эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер · объяснительно-иллюстративный: ориентирует на грамотное, эмоциональное, творческое
· импровизация, как способ ознакомления с материалом; · применение полученных знаний на практике- закрепление, повторение -репетиция · итоговое выступление– коллективное обсуждение, просмотр видео
Материальные средства, необходимые для реализации программы: · - учебный кабинет или сценическая площадка; · - магнитофон; активная колонка, блютуз колонка · - компьютер, оснащенный звуковыми колонками и звукозаписывающими возможностями; · - раздаточный материал и рабочий реквизит; · - фонотека; · - использование сети Интернет; · - наглядные демонстрационные пособия; · - материальная база для создания костюмов и декораций; · -бутафория, костюмы, декорации
Дополнительные условия, необходимые для решения поставленных задач: · Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми; · Взаимное общение детей из различных художественных коллективов города. · Участие в различных конкурсах, в общешкольных мероприятиях в качестве ведущих, авторов сценария. · Интеграционные проекты, предполагающие совместную работу нескольких коллективов школьного театра: Фольклорная студия «Оберег», эстрадная студия «Лад», видео студия «Планета 49ТВ», вокально-хоровой коллектив «Радуга», школа искусств с 1 по 4 классы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате реализации программы каждый воспитанник должен: Знать: - о истории, о жанрах и видах театрального искусства; - о цехах и устройстве театра; - теоретические основы актёрского мастерства; - этапы работы над спектаклем, событийный ряд пьесы - законы сценического действия; - принципы построения литературной композиции;
Уметь: - воспроизводить свои действия в предлагаемых обстоятельствах или заданной ситуации и создавать точные и убедительные образы в сценке или спектакле; - выступать в роли ведущего, держаться на сцене уверенно и убедительно, импрвизировать, общаться со зрителем; - читать стихи, прозу убедительно, с выражением и в образе; - самостоятельно сочинять и придумывать этюд на заданную тему, разрабатывать сценарий концерта; - работать с текстом, анализировать текст, определять тему, основную мысль, и сквозную линию своего героя - высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, слушать и слышать -работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга
Владеть: - элементами внутренней и внешней техники актёра; - театральной терминологией - словесным действием в спектакле, чтецкой работе; - речевым общением; техникой артикуляционной и дыхательной гимнастики; - основные приёмами техники гримирования;
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть активным участником в жизни класса, школы, в Вузе и в будущем в трудовом коллективе; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы. В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих. А так же ожидаемые результаты личностного роста: • повышение уровня общей культуры; • приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика; • развитие индивидуальных способностей и лидерских качеств, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография; • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника. Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня.
Формы для подведения итогов: Положительный результат программы заключается в освоении программного материала, в осмысленном отношении к театральному произведению как к художественному, в понимании единства формы и содержания. Проверка результатов проводится через участие в концертах-каждый из участников должен не менее 2 раз попробовать себя в роли ведущего, смотрах и конкурсах театральных коллективов. Формой подведения итогов служит участие детей в школьном Гала-концерте, районных, городских и республиканских фестивалях и конкурсах чтецов и театральных коллективов. · театральные постановки · открытые занятия; · концерты; · анкеты; · тесты; · фестивали; · конкурсы.
Приложение
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине. Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.
· Роботы Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям: 1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота». 2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии. Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.
· Что ты слышишь? Цель: тренировать слуховое внимание. Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий (за окном, в коридоре) в течение определенного времени.
· Передай позу Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку. Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей следует поделить на исполнителей и зрителей. · Веселые обезьянки Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Ход игры. Дети стоят врассыпную – это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
· Вышивание Цель: тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение. Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий – «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним – «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия.
Упражнения и этюды · Угадай: что я делаю Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение. Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее. 1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку. 2. Сидеть на корточках. 3. Наклониться вперед. Кругосветное путешествие Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей. Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, в горах, через лес, джунгли, по реке, по болоту, через океан на корабле – и соответственно изменять свое поведение.
· Превращение предмета Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. Ход игры. Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: • карандаш – ключ отвертка, вилка, градусник, зубная щетка, дудочка, расческа; • маленький мячик – снежок, колобок, яблоко, ежик, картошка.
· Превращение детей Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, лягушек, котят и т.д. · Король (народная игра) Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно. Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю. Работники: Здравствуй, король! Король: Здравствуйте! Работники: Нужны вам работники? Король: А что вы умеете делать? Работники: А ты отгадай! Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.д. Король должен отгадать профессию работников.
· День рождения Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить. · Буратино и Пьеро Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. Ход игры. Дети двигаются под музыку по залу хаотично, по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро. · Снежная Королева Цель: умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения. Ход игры. Сначала педагог (затем ребенок) превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая нога, корпус), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца (расслабляются шея, руки, корпус, ноги). Дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
· Не ошибись Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп ускоряется.
· Ползущие змеи Цель: развивать гибкость, пластическую выразительность. Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги – «хвост» - и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ».
· Скульптор Цель: развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером. Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя, рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. Затем можно предложить существу ожить и начать двигаться. После этого дети меняются ролями.
· Музыкально-пластические импровизации Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. -Утро Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром… Музыкальное сопровождение: «Утро», Э.Григ. -В стране цветов В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение. Музыкальное сопровождение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковский. -Умирающий лебедь Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю. Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь», К.Сен-Санс («Карнавал животных»). -Танцующий огонь Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры… Музыкальное сопровождение: «Время, вперед!», Г.Свиридов.
· Игра с воображаемой свечой Цель: развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
· Мыльные пузыри Цель: развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»: Осторожно – пузыри! - Ой, какие! - Ой, смотри! - Раздуваются! - Блестят! - Отрываются! - Летят! - Мой – со сливу! - Мой – с орех! - Мой – не лопнул дольше всех!
Артикуляционная гимнастика · Зарядка для губ
|