Съёмка цветного фотопортрета
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГБОУ СПО «МПКиМ» Предмет «Рекламная фотография» Дистанционное обучение преподаватель Герман И.В. Задание на понедельник, 09.09.2013 г. для групп Ф-31 и Ф-32 повторение пройденного на 2-м курсе 1. Композиция и освещение портрета в тёмной и светлой тональностях. Технология получения фотоизображения в темной и светлой тональностях. Примеры в виде фотографий (можно авторские или из Интернета) 2. Художественный цветной фотопортрет. Роль фона в цветном фотопортрете. Примеры в виде фотографий (можно авторские или из Интернета) 3. Понятие образа в художественном фотопортрете. Влияние композиции и освещения на образ портретируемого. Особенности создания мужского и женского образов. 4. Влияние масштаба портретного изображения на психологическое восприятие образа. Руки в фотопортрете. 5. Технология фотосъемки двухфигурных и многофигурных художественных портретных композиций. Особенности освещения и использования абстрактных и интерьерных фонов при съемке групп. Это задание будет оцениваться, как зачёт по лабораторной работе. Прислать задание нужно в виде архива ZIP или RAR с датой, номером группы, фамилией - именем учащегося и обозначением предмета – пишите название архива русскими буквами (090913_Ф-31_Иванов_Александр_рекламафото) по адресу: photonuance@gmail.com
Пожалуйста, отвечайте сжато, своими словами на вопросы, по которым даю нижеследующие материалы: Материал к вопросу №1 Портрет в тёмной тональности На снимках, выполненных в темной тональности, большую часть кадрового пространства занимают черные и приближающиеся к ним темно-серые тона, минимальную— яркие светлые детали, пятна, линии контура. К таким снимкам в первую очередь относятся ночные пейзажи и сюжеты с преобладанием темных поверхностей (например, стены зданий, различные фоны, водная гладь и т. д.). В технике темной тональности также могут быть выполнены натюрморты, анималистические сценки, портреты людей.
Техника исполнения портрета в темной тональности несколько, проще, чем в светлой. Обязательным условием при выборе модели является лишь темный цвет волос и одежды. Чтобы притемнить их, применяют темные легкие драпирующие ткани или головные уборы. Большая часть лица и фигуры при этом должна находиться в тени,.а детали, расположенные на темном фоне, совпадать с ним по светлоте.,ч Характерным освещением является контровое боковое (скользящее) или заднебоковое, создающее достаточный контраст между объектом съемки и окружающим пространством. Переднебоковое освещение применяется, если модель или окружающие ее предметы имеют малую отражающую способность. Передневерхнебоковое освещение в данном виде портретной съемки используют крайне редко. Контровой свет создает тонкие линий светового контура вокруг лица, волос, одежды, рук. Источник этого света устанавливают сзади,/ выше или ниже головы портретируемого. Необходимым условием получения соответствующего светотеневого' рисунка является четко выраженная направленность основного светового потока. При естественном освещении его источником является солнце, а в помещении — фотолампа мощностью 300—500 Вт в софите, создающем узкий пучок света, который освещает только голову модели. При съемке используют отражающие прямой свет экраны, зеркала или один-единственный источник света, а для подсветки теней — обычное общее освещение. В некоторых случаях источником направленного света может служить и импульсный фотоосветитель. Однако в любом случае освещение не должно подсвечивать фон. В качестве фона при съемке в помещении используют часть стены (в этом случае общее освещение но сравнению с основным съемочным очень слабое); на улице можно использовать темный забор, стену здания, густой кустарник, которые при контровом свете удовлетворяют необходимым условиям. Для визуального отделения модели, одетой в темное, от темного фона, а также для передачи ее рельефности и объемности несколько высвечивают фон или направляют на модель сзади контровой свет; можно осуществить то и другое одновременно.
Экспозицию выбирают с таким расчетом, чтобы наиболее плотные участки негатива не оказались «забитыми» светом, то есть имели бы хорошо заметную проработку деталей, а детали изображения в тенях не были бы полностью утрачены, так как в противном случае снимок будет напоминать фотографику. Для того чтобы застраховаться от ошибок, делают 3—4 кадра с разной величиной экспозиции. Исходной считают экспозицию, определенную по яркости теневой части лица и уменьшенную на 1,5—2 экспозиционные ступени. При съемке портрета используют объективы с /"' = = 80 мм со светозащитными блендами, но без светофильтров. К негативным пленкам в данном случае особых требований нет, так как высокая плотность позитива делает фотографическое зерно на изображении незаметным. Пленки проявляют в выравнивающих, медленно работающих проявителях. Повышенный контраст негатива вызывает исчезновение деталей на светлых и темных участках изображения, что ухудшает его качество. При печати глубокие тени (на негативе это прозрачные участки) передаются насыщенным черным тоном, но с сохранением рисунка и фактуры. Величина экспозиции при печати выбирается так, чтобы детали в тенях были едва различимы, а самые светлые участки имели бы максимальную белизну. Чтобы в изображении были четко выражены света, для обработки отпечатков используют обычный или контрастный позитивные прояви тел и с большой кроющей способностью. Для получения насыщенной глубины и градации теневого ряда применяют контрастную или особоконтрастную фотобумагу. Портрет в светлой тональности (высокий ключ) Снимок с преимущественно светлыми тонами. Изображение в высоком ключе создает яркое, радостное впечатление и вызывает положительные эмоции.
Фон Поскольку делается снимок в светлой тональности, вам нужен светлый фон. Белая бумага без стыков — лучший выбор в этой ситуации. Можно использовать белую ткань, но бумага действует лучше – меньше бликов и нет складок. Вы можете использовать и не совсем белый фон, «выжигая» его светом, но лучше так не поступать, особенно если вы только начинаете работать с этим стилем освещения. Свет Существует несколько подходов к освещению в высоком ключе. Первый — использовать несколько источников света, которые дают полный контроль над результатом. Второй — обойтись одним осветителем. Этот вариант не даст такой управляемости, но позволит получить нужный результат при недостатке оборудования. Несколько источников Разместите свою модель недалеко от фона и настройте свет по ней. В этот момент не обращайте внимания на фон, получите просто хорошее освещение модели. Добившись этого, установите один или два осветителя сзади модели за пределами кадра и направьте их на фон. Здесь хорошо работают зонты, широко рассеивающие свет. Установите мощность фоновых источников больше, чем у рисующего осветителя. Подстройкой их добейтесь нужного вида фона. Вот вы и получили освещение для портрета в высоком ключе. Один источник И вновь это нетрудно. Установите ваш единственный источник в нескольких шагах сбоку от модели. Не используйте никаких модификаторов. Убедитесь, что свет попадает и на модель, и на фон. Теперь поставьте рассеиватель между осветителем и моделью. Он смягчит свет, а также уменьшит его яркость, благодаря чему фон выйдет ярче модели. Наконец, если необходимо, подсветите теневую сторону с помощью отражателя. Большая проблема при работе с одиночным источником — меньшая управляемость и гибкость. Вряд ли стоит пробовать эту методику при съемке портрета в полный рост, поскольку на фоне будет заметна тень от рассеивателя. Гораздо лучше она работает для плечевого портрета. Также, поскольку яркость света быстро убывает, модель приходится располагать очень близко к фону, иначе фон выйдет серым.
Советы
Материал к вопросу №2 Съёмка цветного фотопортрета Известно много различных приемов «связывания» изображения общим тоном. Все они в основном сводятся к требованию ослабить фон и выделить главный объект. Это достигается как направленным освещением (преимущественно боковым и контурным), так и за счет светофильтров. В каждом снимке преобладает какой-то основной оттенок, подчиняющий себе остальные. По степени насыщенности основным тоном портрет может быть сделан в светлой и темной тональности. Получение изображения, выдержанного в высоком (светлом) тональном ключе, зависит во многом от способа проявления, состава ослабителя, промывки. В этом случае тон становится производным режима обработки негатива и позитива. Однако тональность должна предрешаться не столько лабораторной обработкой, сколько содержанием самого образа, то есть предусматриваться еще до съемки. Разве темные, тяжелые тона подойдут портрету невесты, одетой в белое платье? Образ приобрел бы неоправданно мрачное звучание. Правильно поступил фотолюбитель В. Масленников, применив светлую тональность, когда снимал девчурку из детского сада, вышедшую на прогулку с куклой. Это отвечает характеру сюжета. Другой пример — портрет негритянки работы фотожурналиста Л. Лазарева «Наша гостья». Здесь обращение к противоположной, темной тональности также вполне правомерно — оно служит элементом изобразительной характеристики облика. Дать «черное на черном» технически нелегко и, как всякий формальный прием, этот тоже требует чувства меры, художественного такта. Добиться благородства тона всего изображения — одна из задач мастера на заключительной стадии создания портрета. Никому, разумеется, не возбраняется предпочитать глубокую темную гамму. Это можно считать авторской манерой. Но нельзя черноту выдавать за новаторство. Фотография — искусство достоверной подробности, подтверждающей реальность образа. Если же мы видим фотопортрет со сплошными теневыми провалами тончайших форм лица, то подобная «недосказанность» скорее свидетельствует о неумении работать со светом.
Отсутствие полутонов обедняет светописный рисунок и тем самым лишает его пластичности. Портретный снимок зрительно выигрывает от сопоставления объема и плоскости. Нужно показывать не только объемность лица, но и его поверхность, выраженную тоном. Натура предстает перед фотохудожником в перспективе и в цвете. Освещение рождает в природе многообразие цветовых градаций. Научившись переводить ее краски в черно-белые тона, он учится фотографировать и сами цвета. Цветная съемка получает все большее распространение. Новая технология породила и новые творческие проблемы. От фотомастера требуется теперь не только наблюдательность и чутье момента, но и развитое чувство цветового видения. Без этих профессиональных качеств он рискует оказаться в подчинении фотохимическим процессам. Портрет — изображение, ограниченное планами. В нем всякий второй план по отношению к основному объекту (голове или фигуре) становится фоном. Фон — весьма существенный изобразительный фактор. Не случайно ему придавали большое значение выдающиеся мастера живописного портрета. М. В. Нестеров писал художнику П. Д. Корину: «...удачный фон — половина дела, ведь он должен быть органически связан с изображаемым лицом, характером, действием. Фон участвует в жизни изображаемого лица». Портретная живопись знает немало произведений, в которых социальная характеристика персонажа раскрывается через окружающий его антураж, например, через вещи будуара Гиршман в известном портрете Серова. Еще более значительна роль предметного окружения в сюжетных групповых портретах. Здесь оно прямо влияет на содержание. И. Е. Репин, работая над своими «Запорожцами», заметил: «Но ведь аксессуары и фон, собственно, и делают художественное впечатление, чарующее или отталкивающее!..» Фотографический портрет, как и живописный, предусматривает пластическое единство основного объекта и фона. Задний план — отнюдь не инертная часть снимка, он заметно участвует в общей композиции и несет вполне определенную и подчас значительную смысловую нагрузку. Композиция фотопортрета отличается предельной лаконичностью и, как известно, допускает смелые обрезы. Следовательно, речь может идти лишь о портретных изображениях, сохраняющих фон. Фон бывает нейтральным и предметным, плоским и объемным, предельно темным или же, напротив, светлым, как бумажная подложка. Наряду с условными, рисованными задниками, применяемыми в съемочных ателье, фоном служат и любые конкретные объекты (стена здания, пейзаж, интерьер). Осмысленно используя все элементы фона, фотохудожник стремится преодолеть его невыразительность. В безупречно построенном портрете сюжет подкреплен каждым сантиметром площади кадра. Вместе с тем, как бы много места ни занимал основной объект, в снимке всегда должна угадываться пространственность. На уровне перцепции (непосредственного восприятия), происходит также выделение фигуры из фона, причем контур рассматривается как принадлежащий фигуре, а не фону, фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован. Чем резче контраст между элементами фигуры и фона (либо по яркости, либо по цвету или форме), тем легче образуется фигура. Материал к вопросу №3 Художественный образ — это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художественный образ обладает своей логикой. Художник задает все изначальные параметры образа. Художественный образ — единство рационального и эмоционального. Эмоциональность — исторически ранняя первооснова художественного образа. Искусство реалистического портрета, отводя важнейшее место проблеме достижения сходства изображения с портретируемым, исходит из того, что образ человека – это не просто пластика объемных форм лица и фигуры, не чисто внешняя его характеристика, а главным образом – его внутренняя сущность, его психология, социальная и общественная характеристика, находящие свое выражение через внешний облик и деятельность человека. Портретист только в том случае может правдиво и выразительно изобразить человека на снимке, если он правильно понял его сущность и сумел подметить его типические черты. Тогда портрет будет не только передавать индивидуальные внешние черты портретируемого, но явится его художественным образом. Анри Картье-Брессон, выдающийся французский фотограф, как-то сказал, что фотографы делятся на две категории: одни придумывают фотографию, а другие наблюдают жизнь. Рождение фотообраза также идет двумя путями. Обобщение через конкретное — путь Павла Кривцова. Выдуманная, «монтажная» реальность — путь Сергея Потапова. Оба эти пути равновелики и возможны. Главное, что их объединяет, — присутствие в обоих фотообразности. Несмотря на то, что мы несколько теоретизировали понятие «образность», все же главный итог всему сказанному — утверждение, что фотообраз невозможно втиснуть в какую-либо понятийную, умозрительную или словесную формулу, которую можно было бы использовать при создании фотопроизведения. Ибо это категория уникальная и неповторимая, но всякий раз новая и волнующая. Образ в моем воображении ассоциируется с айсбергом, где большая часть невидима, скрыта от глаз, но именно эта невидимая, но ощущаемая часть и позволяет ему существовать... Парадокс в том, что, рассмотрев «под лупой», на конкретных примерах предмет нашего разговора — «образность», определив, казалось, ее конкретные составляющие, мы все же бессильны дать точный «рецепт» создания образа. Скорее всего, это связано с общей неразрешимостью поставленной задачи (существует же в математике «теорема Ферма», которую никто до сих пор не доказал). А может быть, образность, говоря ее же языком, — птица. Мы ловим ее и, желая рассмотреть поближе, раскрываем ладонь, а она — пырх... улетает, так и не показав себя. Неудача? А может быть, наоборот? Ибо самое прекрасное заключено именно в этом мгновении взлета. И в миге отразится вечность...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|