Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приёмы придания образности фотопортрету




Верное определение взаимоотношения фигур.

Создание явных различий между доминирующими и второстепенными единицами композиции. Центральное и наиболее объёмное расположение сюжетно-важного объекта.

Использование обособленности объекта в композиции - средство придания ему важности.

Усиление сюжетно-композиционного центра изображения посредством углубления перспективы.

Создание иерархии объектов посредством светового и цветового контраста. Тёмный и тусклый по цвету, предмет выглядит гораздо меньше, чем яркий, при одинаковых геометрических размерах.

Определение решающего мгновения съёмки.

Схватывание во времени наиболее характерных (по мнению фотохудожника) особенностей объектов.

Использование движения в кадре для усиления роли главного объекта композиции.

 

Выбираемая для съемки схема света и весь характер освещения должны давать наиболее полную и правильную характеристику фотографируемому человеку, чтобы свет выявлял и подчеркивал характерные его особенности.

К фотографии мужского портрета предъявляются особые требования.

Если Вы фотографируете парня впервые, будьте готовы к тому, что самоуважение не позволит ему признаться, что он может испытывать некоторое смущение (да-да, в этом и юноши, и девушки могут вести себя одинаково). Вероятно, парень будет молчать и выглядеть сверхсосредоточенным. В итоге, первые полчаса получаем снимки «как на паспорт». Или же, напротив, он может болтать без умолку и хорохориться: эффект гиперкомпенсации, так сказать. Переждите эти моменты без комментариев. Лучше свет продумайте еще раз.

 

В отличие от девушек, молодые люди, если у них появляются какие-то идеи во время съемок, действуют по наитию, без подготовки. Юноша не станет возвращаться к зеркалу и десять раз поправлять прическу, не станет и обсуждать с вами новую идею слишком долго. То есть, ваше умение быстро реагировать на его инициативу ценится особенно высоко. Мобильность и собранность – вот, что потребуется. Больше действия, меньше рассуждений.

 

При этом важно помнить, что, если девушка может довериться фотохудожнику и делать, как он скажет, не вдаваясь в подробности, то парню обычно важно знать, что и зачем вы в данный момент делаете. Молодой человек в качестве модели может требовать обстоятельности и прозрачности. Строго говоря, его волнует, какого эффекта вы хотите добиться, и что именно видите такое особенное в его внешности, что хотите, вероятно, подчеркнуть. Объясняйте по ходу дела.

 

Парни не всегда спокойно реагируют на прямые указания «принять такую-то позу» или «улыбнуться так-то». Ненавязчиво комментируйте все свои действия, но без менторского тона и повторений. Эффект «растолковывания» может сбить парня с толку, и он почувствует себя первоклашкой, особенно, если выступать в роли модели для него внове. Выстраивайте совместную работу над портретом в духе сотрудничества, а не управления.

 

Фотограф-мужчина всегда может сам показать, какую позу принять, и парню останется только скопировать. Это гораздо удобнее подчас, чем с девушками, которым приходится объяснять, как положить руку, и как называется та часть тела, куда ее положить. Еще менее удобно «ваять» нужную позу, как скульптор, – методом прямого тактильного контакта. С некоторыми парнями это, однако, работает – но нужно помнить о деликатности. В наш век испорченной молодежи юноша может подумать о ваших намерениях все, что угодно: дистанция между фотохудожником и моделью слишком мала. Будьте предупредительны.

Сфотографируйте мужчину в спокойном и расслабленном состоянии, например, в кругу близких, в неформальной обстановке. Такая фотография отразит положительные эмоции мужчины, и тогда его портрет будет нести заряд радости, создаст приподнятую атмосферу, а сам изображенный будет смотреть на свой портрет с удовольствием. Можно попробовать крупный план лица. Стиль модных мужских журналов – трехдневная небритость, с курительной трубкой или сигарой. Можно устроить мужчине веселую фотосессию в различных временных эпохах: винтаж, мафия 30-х годов, строгий костюм, ретро, репперские балахоны и очки. Не бойтесь экспериментировать – в итоге у Вас появится удачный снимок мужского портрета.

При съёмке мужского портрета необходимо учитывать особенности личности мужчины, его выдающиеся качества, присущие лишь ему, чтобы портрет стал максимально достоверным. С развитием духа патриотизма в России все чаще снимают мужской портрет на военную тематику, в военной одежде разных эпох. Сюжеты и возможности для создания хорошего мужского портрета сегодня неисчерпаемы! Мужчину можно изобразить в образе любимого героя из книг, фильмов, исторических событий или за его любимым занятием, на отдыхе, охоте, у костра, увлеченным работой. Старинный костюм, кресло-качалка у камина, исторический образ античного или средневекового воина, рыцаря в латах посреди поля боя, в мундире генерала XVI-XIX веков, в стиле старых мастеров. При создании нужного образа специфика одежды помогает уловить и передать тонкие нюансы.

Их истории женского портрета

Создание женских образов - одно из любимых направлений портретного творчества всех эпох. Художники всех времен стремились постичь тайны женской души и передать ее неповторимость в своих полотнах. Они старались запечатлеть навеки представительниц прекраснейшей половины человечества. На протяжении столетий женский образ в портрете являлся прекрасным неприкосновенным чудом природы. Передаваемые черты: взгляд, улыбка, выражение лица, гордая осанка, простота, душевность и загадочность передают трепетное отношение художников к женщине как живому источнику настоящего искусства.

Женский фотопортрет

Разнообразие образов для съёмки фотохудожником женского портрета - бизнес-леди, мать, обольстительница, вамп, хранительница домашнего очага… Женский портрет переживает настоящий бум. Почему так происходит? Да потому что женщина - начало всех начал, неисчерпаемое вдохновение к созиданию.

Снимая женский портрет, мастер находится под влиянием личности женщины, ее обаяния и красоты. У него две основные задачи - как передать истинный образ женщины и как захочет увидеть себя женщина на ее портрете? Со стороны фотохудожника нужен более тонкий подход к женскому портрету, что само по себе превращается в искусство.

Красота женского лица передается цветовой гаммой и техникой в зависимости от возрастной категории женщины, цвета глаз, волос, тона лица. Особенно это можно выделить за счет неконтрасного освещения и легких, мягких теней.

Материал к вопросу №4

Восприятие человеческого лица является одной из самых разработанных тем в рамках изучения восприятия человека человеком, проблемы формирования первого впечатления, межличностной перцепции (непосредственного восприятия).

Общий план на портрете не дает возможности показать конкретного человека со всеми его особенностями и характерными чертами, действующего в определенной обстановке.

Средний план показывает объект съемки с более близкого расстояния, в более крупном масштабе изображения и тем самым как бы приближает зрителя к происходящему, останавливает его внимание на определенном участке объекта съемки, на конкретном моменте действия.

Средний план, как правило, показывает человека в действии, в движении, так как при этой крупности хорошо рисуются положение человека, поза и жест, его взаимодействие с другими людьми или связь с окружающими его орудиями труда, предметами быта, обстановки и пр. Средний план предполагает заполнение фигурами людей большей части картинной плоскости. Все это делает его чрезвычайно важным и распространенным в таких снимках, как производственный портрет, жанровые сцены, в таком разделе фотографии, как фоторепортаж.

Дальнейшее приближение точки съемки к объекту съемки, дальнейшее ограничение пространства кадра и укрупнение масштаба изображения приводит к образованию крупного плана.

Понятие " крупный план " обычно связывается с портретной съемкой и часто применяется в этом жанре. Показывая человека в таком масштабе, что его лицо занимает, по существу, почти все поле изображения, крупный план позволяет воспроизвести облик человека с большими подробностями, с предельной степенью индивидуализации, со всем богатством и многообразием мимики лица, дает возможность убедительно передать на снимке характер, внутреннюю сущность человека.

Жест, активно помогающий выразительности человеческой речи и проявлению чувств, внутреннего состояния человека, повышает эмоциональную выразительность портрета и вполне может быть воспроизведен крупным планом.

Крупный план всегда охватывает малые пространства, что в значительной мере исключает показ движения, обычно связанного с просторами. Это не значит, что композиции, построенные крупным планом, теряют свою динамичность, так как показ физического движения и внутренняя динамика кадра – это далеко не одно и то же.

Развернутый показ окружения, обстановки в крупном плане исключается. Обстановка здесь может быть передана с помощью отдельных её элементов, деталей, включенных в общую композицию и расположенных часто за главным объектом изображения, позади портретируемого, в глубине кадра.

Другой разновидностью сверхкрупного плана является так называемый фрагмент, который в ряде случаев дает возможность выразительно раскрыть средствами фотографии взятую тему. Фрагмент, то есть некоторая часть целого, должен быть выбран и взят в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом, которое должно иметь здесь образное и лаконичное выражение.

Руки в фотопортрете.

Руки в портрете:

а – рука поддерживает голову;

б – руки, подпирающие щеку;

в – рука, подпирающая подбородок;

г – руки как дополнительная точка опоры;

д – руки, занятые предметом;

е – руки при чтении книги

 

Руки, особенно пальцы, могут передать самые тончайшие душевные переживания, их типичное индивидуальное положение характеризует эмоциональный тип человека.

 

Они способны указать на такие важные черты и состояния, как темперамент, доброта, возраст, социальный тип человека, профессию и многое другое. Очень выразительны бывают лишь те руки в портрете, в мягкости или напряженном жесте которых отражается душевное состояние. Положение рук в жизни обусловлено внутренним состоянием человека, оно может выражать определенное действие, движение. Жестикуляция рук представляет собой внешнее движение, вытекающее из внутреннего. Правдивость жеста заключается в синхронности внутреннего и внешнего движения. Иначе какими бы энергичными внешне ни выглядели руки, в портрете неизбежна потеря выразительности.

Руки, не выражающие определенного действия, не выявляющие внутренней сущности человека, не улавливающие его душевных качеств, выглядят манерно, надуманно, неестественно. Как часто нам встречаются фотографии, где оттопыренные пальцы приложены к щеке, подбородку, лбу и ничего не выражают, представляя некий шаблон, повторяющийся от портрета к портрету без учета эмоционального типа портретируемого и переживаемых им чувств.

 

Правдивость положения рук в портрете мы оцениваем, когда видим их запечатленными в одной из реальных фаз жизнедеятельности человека. Например, человек взял очки, снял их, далее они оказались у подбородка, далее движение руки привело их на уровень груди и, наконец, рука с очками обрела опору на столе. Движение руки закончилось. Оно претерпело множество фаз. Наиболее удачным моментом окажется тот, который запечатлит на фотоизображении руку и очки в понятной и красивой проекции. Мастерство фотографа заключается в умении организовать реальное действие рук и выбрать для фиксации наиболее выразительную фазу.

 

Само собой разумеется, что для студийного портрета неприемлемы стремительные движения. Более подходят продолжительные паузы, дающие возможность оценить выразительность положения рук. Не следует регламентировать положение рук в портрете. Рецепты невозможны и вредны. Одному человеку свойственно подпирать голову рукой в момент раздумья, другому – поддерживать рукой подбородок, третьему – подпирать двумя руками щеки и т. д.

 

В руке может находиться шляпа, перчатки, книга. В руке женщины может оказаться цветок, она может придерживать шаль или мех. Это вносит в портрет то лирический, то жанровый мотив.

 

Руки усиливают динамичность портрета. Однако далеко не всегда в этом есть необходимость. Существует жизненная правда в изображении человека в статическом состоянии.

 

Объясняя оправданность введения рук в кадр, Кочар Андраник указывает: "Для того чтобы решить, в какой степени нам удалось выполнить свою задачу, прикройте на портретном изображении руки. Если ничего не изменилось или их отсутствие вас удовлетворяет, значит цель не достигнута, так как полноценный образ, оказывается, можно было в данном портрете "прочесть" без помощи рук". (Советское фото, 1965, №7, с. 31.)

 

Иногда встречаются руки, выделяющиеся своей красивой формой, они служат как бы украшением портрета. В этом случае у фотографа может появиться желание привлечь к ним внимание зрителя. Конечно, имеется в виду не манерное положение рук, а расположение их на груди, коленях, на ручке кресла, на столе и т. д., при этом подчеркивают красивую кисть, гибкие или тонкие длинные пальцы. Здесь речь идет о руках вне движения, присутствие которых в портрете не ставит цели усиления динамичности. Руки могут указывать на болезненность человека или на его силу, на спокойный нрав или нервозность – все это надо учитывать не только тогда, когда руки показаны в одной из фаз движения, но и тогда, когда они даны в бездействии.

 

Руки не следует "облагораживать" ретушью. Сильные руки с толстыми венами и грубой фактурой кожи или тонкие голубые сосуды под нежным покровом кожи – это важные характеристики рук, к которым вообще не следует прикасаться ретушеру (исключение, конечно, составляют натуралистические детали: бородавки, татуировка и т. п.).

 

Материал к вопросу №5

Двухфигурный фотопортрет

Снимок не одного человека считается групповым. Двухфигурная композиция, или, как ее иначе называют, «парный портрет», по части компоновки кажется более простой, чем группа большей численности, так как фотографу предстоит создать композицию всего из двух лиц. В действительности это много сложнее, ибо чем меньше конструктивных элементов, тем меньше возможности разнообразия в построении кадра.

В двухфигурной композиции имеется всего два варианта:

1) головы портретируемых располагаются примерно на одной высоте. Этот композиционный вариант

именуется равновысоким;

2) головы портретируемых размещаются на разной высоте, т. е. одна

выше другой. Такое построение называется разновысоким.

Когда снимок строится по равновысокому варианту, то этим самым предопределяется горизонтальное построение кадра. Если же попытаться разместить фигуры по вертикали,

то при крупноплановой съемке срежутся плечи, а если уменьшить масштаб до таких пределов, чтобы плечи вошли полностью в кадр, то получится поясное или даже поколенное изображение, что в большинстве случаев неприемлемо.

При фотографировании по разно высокому варианту неизбежно вертикальное построение кадра, так как при крупном масштабе лиц в горизонтальном кадре нижняя голова окажется без плеч. Если же сократить масштаб и дать изображение нижней фигуры хотя бы по бюст, то справа и слева образуются неоправданные пустоты, а изображение людей будет несоразмерно мелким по отношению к площади кадра.

Независимо от того, строится ли композиция по равновысокому или разновысокому варианту, фигуры

следует располагать так, чтобы плечо и часть корпуса одной модели перекрывали плечо и часть фигуры другой. Это называется наложением фигур.

Фигуры без наложения, не имея взаимосвязанных линий, распадаются на два изолированных изображения.

От наложения фигур зависит выбор стороны направления светового потока. Осветительный прибор устанавливают со стороны, с которой не могут появиться падающие тени от выдвинутой вперед фигуры. Иными словами, его устанавливают с противоположной стороны от наложения.

При компоновке надо учитывать тональность лиц — более темное лицо располагают ближе к источнику рисующего света.

Несобранной выглядит композиция, когда лица значительно отдалены друг от друга. Однако не следует забывать, что очень близкое расположение лиц свидетельствует о близости в отношениях людей и придает снимку интимную окраску.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...