Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании (1; с. 35). Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Немов Р.С. рассматривает ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (59). Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности (22; с. 322).
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.Л. Рубинштейном (67; c. 130-160). Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности (60; с. 51). Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно, когда мы говорим – ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание (7;35).
Члены семьи, как и педагоги, представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок «делает свое черное дело» и втягивает их в поток лжеценностей. Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных ориентиром потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого" (67; с. 365). И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни". Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации старшеклассников соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. (81; с. 42-48). Связь процесса формирования ценностей с воспитанием несомненна. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как "личность". Р.С. Немов под "личностью" понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность (59). В.А. Петровский говорил, что быть личностью – значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром (64). В.С. Мухина личность определяла так: «Личность - это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества» (56). Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свете современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной (49). В период кардинальных изменений в политической, экономической, общественной, духовной сферах нашего общества влечет за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у старшеклассников. Особую остроту и интерес приобретает сегодня изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежна переоценка ценностей в условии ломки сложившихся устоев (26). Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы - таковы основные направления научного поиска (23). Результаты же исследования, во-первых, помогают продвинуться в понимании закономерностей взаимодействия макросоциальных изменений и психологических феноменов сознания личности и социальных групп, способствуя выявлению значимых тенденций в исторических изменениях ценностных ориентации в целом. Во-вторых, они способствуют пониманию направлений общего социального развития других социально-демографических и социально-экономических групп, так как молодежь во многом является детектором приоритетов социального развития. В-третьих, исследования позволяют понять, чем обусловливается социальное поведение личности и группы на уровне не столько отдельных поступков в конкретных социальных ситуациях, сколько более длительных поведенческих программ, направленных на достижение отдаленных целей.
По результатам исследований необходимо отметить: после острого социально-экономического кризиса структура ценностных ориентации старшеклассников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов (26). Сказанное выше дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения (82). В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия человека с миром. С точки зрения содержания, ЦО – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно (28).
В ЦО как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ЦО – это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии. Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, старшеклассники могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми, но эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив (29). Далеко не все то, что для человека важно и значимо, может быть реализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств и причин субъективного и объективного планам. И, в частности, от того, имеет ли для человека какой-то смысл совершать тот или другой поступок, стремиться к избранной цели. То, что человек ставит перед собой цели, еще не говорит о том, что он будет их достигать и знает, как это сделать. Этот момент очень важен в плане понимания того, как человек управляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать то или иное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно, наиболее простой ответ заключается в том, что мы просто знаем, как нужно делать и что нужно делать. Этот ответ хотя и прост, но явно не полон, т.к. смысл и значимость чаще всего обнаруживают себя через привлекательность предметов, вещей и людей, их желательность для человека и эмоционально-чувственное отношение к ним. Эмоции и чувства выступают в данном случае в качестве источника активности, который питает фантазию, стимулирует и побуждает человека проектировать возможные действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких условиях необходимой информации чаще всего бывает недостаточно, и тогда в работу включается воображение; воображение не только помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные краски, что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах. Таким образом, именно через воображение, единство интеллекта и аффекта идет трансформация, изменение и детерминация ценностей и поведения человека. Воображение в данном случае выполняет функцию мостика между тем, что для человека ценно и желательно и тем, какого результата он хочет добиться в реальной жизни. В процессе проигрывания в воображении возможных ситуаций реализации принятых человеком ценностей происходит их осмысление, и они становятся элементами внутреннего мира человека. В реальной жизнедеятельности это выражается в том, что люди не только избирательно относятся к окружающему миру, но и с разной степенью активности реализуют поставленные цели или готовы это сделать. Этот уровень в психологическом механизме регуляция поведения, на котором личность открывает для себя смысл поступков и действий, проигрывает возможные ситуации реализации ценностей и целей эмоционально-чувственно относится к ним, готова действовать определенным образом можно назвать уровнем проектирования (29). Конкретные ситуации отличаются от воображаемых, но те возможные пути достижения целей, которые человек с помощью воображения и мышления готовит заранее, переносятся в реальную жизнь. И здесь они обретают форму мотивов. В некоторых ситуациях жизнедеятельности мотивы побуждают человека совершать определенные поступки и деяния. Этим они регулируют и направляют его поведение. Достижение целей, получение определенного результата, реализация программы поведения имеет для человека личностный смысл. Личностный смысл может быть связан у старшеклассников с самоутверждением среди сверстников, благополучием, установлением отношений и т.д. Описательный уровень регуляции поведения в конкретной ситуации мы называем мотивационным. Три уровня детерминации поведения (уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия человека с миром или с ближайшим социальным окружением (субъективный, объективный и интернациональный) находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в переходах и трансформации одного уровня в другой и это же касается аспектов взаимодействия (29). Формирование и функционирование ЦО имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: 1. со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; 2. со стороны самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов. На каждом из уровней регуляции поведения, названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив это предполагает их субординацию и упорядочение. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию. На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между мотивами во внутреннем мире человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение - это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем (34). В реальном процессе психологической регуляции виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ЦО, понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде. Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений, между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что в ЦО как психологическом механизме существуют трансформации, переходы и связи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали (между уровнями). Формирование ЦО идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия человека с миром. Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно в этот период, а не в более раннем возрасте, формируются ЦО свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования – достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения (И. Ю. Истошин. 1979; Ш.А. Надирашвиди. 1979; 58). Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для старшеклассников большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у них высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении старшеклассников и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации юношей на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый юноша выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим старшеклассников привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у старшеклассников сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении юношеского возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе (32). С одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести себя, чтобы его личные потребности и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой - именно в ранней юности даже те ребята, которые в подростковом возрасте были весьма эгоистичны (54, с. 84-107), испытывают потребность в обособлении, которая присуща юношескому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении, в составе более или менее широких общностей, так и в уединении. В уединении юноши проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи такое большое значение придают юношеской мечте. Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные "проективные ситуации", в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения. Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, что потребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму. Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает старшекласснику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций (48). Согласно исследованиям К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условие формирования ценностных ориентаций – именно умение дифференцировать объекты, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы: 1. старшеклассники, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций; 2. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться; 3. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась. Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности "интересная работа" и "любовь" доминирующие. Далее у них определена "счастливая семейная жизнь", "здоровье", "друзья". У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", затем "здоровье" и "активная деятельная жизнь". А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний (29). Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. А.Г. Здравомыслов выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп: 1. Группа старшеклассников, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации. 2. Старшеклассников второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%. 3. Старшеклассников третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14% (82). 4. У таких старшеклассников имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Их 17%. 5. У старшеклассников этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как "рационалистов с неудовлетворенными запросами". Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% старшеклассников ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций старшеклассников, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится (82). Ценностно-потребностная сфера личности – это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или уже приобретенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки - ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью (76).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|