Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

1.1 Классификация прав и обязанностей родителей

1.2 Принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей

Глава 2. Особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей

2.1 Реализация права и обязанности воспитывать детей

2.2 Реализация прав на общение с ребенком

2.3 Выполнение обязанностей обеспечить ребенка образованием

2.4 Обязанность реализовать неимущественные права ребенка

2.5 Реализовать права и обязанности защиты интересов ребенка

Глава 3. Меры защиты и ответственности родителей

3.1 Ограничение в родительских правах и отобрание ребенка

3.2 Лишение родительских прав

3.3 Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы исследования объясняется переменами в Семейном кодексе Российской Федерации, вызванными Конституцией РФ 1993 года. Отныне забота о детях, их воспитание рассматривается на конституционном уровне как равное право и обязанность родителей. Это обстоятельство диктует необходимость более пристального и глубокого анализа сущности и содержания, родительских прав в современной России. Кроме того, перенос акцента на права гражданина (ст. 17 Конституции РФ) обязывает к принципиально иному взгляду на институт родительских прав, предоставляемых родителям государством ради достижения главной цели - надлежащего воспитания подрастающего поколения. Остроту проблемы наглядно демонстрирует правоприменительная практика, свидетельствующая о растущей тенденции к злоупотреблению родительскими правами, неисполнению родительских обязанностей, увеличению числа детей, лишенных родительского попечения. Только в 2008 году мерам административного воздействия за злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей были подвергнуты 450 тыс. родителей. (В 2004г. их было 248 тыс., в 2003 - 237, 8 тыс.).1Вместе с тем идет постоянное увеличение количества предъявляемых в суд исков о лишении родительских прав. В2006 году таких исков было 30, 4 тыс., в 2007г. - 33 тыс., в 2008 году 50 тыс. Растет число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (с 2,5 тыс. в 2006 году до 5,5 тыс. в 2008 году).[1] В результате увеличивается контингент детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав: от 41411 чел. в 2003 году до 56350 в 2007 году. Отсюда острота проблемы профилактической работы с неблагополучной семьей, поиска более эффективных мер семейно-правовой ответственности родителей.

Актуальность избранной темы исследования подчеркивается и необходимостью соблюдения Российской Федерацией требований Конвенции ООН 1989 года “о правах ребенка”, Европейской Конвенции “о защите прав человека и основных свобод”, в части, касающейся родительских прав и обязанностей.

Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. Предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав, и достигается, полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Чаще всего в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению. А в результате – искалеченная судьба, ущербная личность, имеющая асоциальные установки, словом, все то, что подрывает корни физического и психического здоровья будущих граждан. Ведь именно семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.

Но все чаще и чаще используется термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием: материальная неустроенность семьи, неполная семья или неблагополучие отношений между родителями и детьми? Мне видится, что именно последнее является основным критерием попадания семьи в данную категорию. Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связей и отношений; низкий культурный общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Проблема заключается в том, что число таких, неблагополучных семей, где родители не могут, а часто и не хотят заботиться о естественных потребностях своих детей, воспитывать детей в духе моральных и правовых норм, проявляют безразличие, отрицательно влияют на них своим образом жизни и психологией, с каждым годом растет. Следует отметить, что влияние стиля жизни неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего настолько высоко, что представляется необходимым какое-то счастливое стечение обстоятельств, чтобы подросток из такой семьи не имел антиобщественной или аморальной ориентации или не стал на путь правонарушений. Беда заключается в том, что ребенок не получая от родителей, прежде всего, удовлетворения в своих естественных потребностях: в пище, тепле, безопасности, вынужден удовлетворять их сам вставая на путь бродяжничества, воровства, попрошайничества, преступности. На улице появились не единицы, а десятки и сотни беспризорных детей, которые «болтаются» на вокзалах, рынках, в поездах. Они отличаются от других детей внешним видом, развязанным поведением, грубой нецензурной речью.

Будущее этих детей с уверенностью можно предсказать. Они пополнят армию безработных, т.к. уже лишены возможности получения полноценного образования, в будущем хорошей профессии, встанут на путь наркомании и преступности. В чем же причина этого явления, принимающей массовый характер? Прежде всего, в родителях, на которых лежит обязанность по воспитанию своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, именно родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Многие родители, и их число с каждым годом растет, нечувствуют ответственности за судьбу своих детей. Одни уклоняются отвыполнения обязанностей родителей, что проявляется в нежелании заботиться о потребностях своего ребенка, оставление его без надзора;другие отказываются от своих детей, оставляя их в родильных домах; третьи,при осуществлении родительских прав причиняют вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Целью исследования является проведение анализа прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на основе действующего законодательства РФ.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи исследования:

1) проанализировать права и обязанности родителей;

2) проследить, как действующее законодательство регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;

3) изучить принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей;

4) проанализировать особенности реализации отдельных прав и обязанностей родителей;

5) рассмотреть правовые последствия неисполнения родителями своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав).

Предмет исследования: в рамках исследования анализируются правовые нормы, содержащиеся в семейном, гражданском, гражданско-процессуальном законодательстве, формулирующие права и обязанности родителей, и устанавливающие порядок их реализации. Изучаются современные проблемы, возникающие в процессе их реализации.

Объектом исследования являются права и обязанности родителей по воспитанию детей, и особенности их реализации.

Методологическая база исследования. В работе использованы как общенаучный диалектический метод познания, так и частные научные методы системно-структурного анализа (функциональный, сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический метод комментирования).

Дипломная работа включает в себя следующие структурные части: введение, три главы и заключение, список использованной литературы, приложения.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных правоведов советского и современного периодов в области общей теории права, гражданского и семейного права- М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.М Пчелинцевой, Ю.Ф.Беспалова, В.В. Мамонова, Ю.А.Королева, Кузнецовой И. М., Л.М. Звягинцевой, Т.И. Илларионовой, О.С. Иоффе, Н.И.Матузова. Нормативную основу составили: Конституция РФ[2], федеральное законодательство, затрагивающее вопросы семейных отношений, положения международных нормативных актов. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума Верховного суда, решениями федеральных и иных судов.


Глава 1. Понятие и объем прав и обязанностей родителей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...