Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Споры о передаче детей на воспитание и определение порядка участия в воспитании ребенка

 

К сожалению, данная тема близка очень многим родителям. На разногласиях в вопросах воспитания ломается немало копьев. Несоответствие взглядов на воспитание детей может привести даже к развалу семьи, после чего споры не утихают, а разгораются с новой силой. Два родителя, являясь одновременно законными представителями ребенка, не могут найти общий язык даже в непринципиальных вопросах. К желанию "сделать, как лучше" часто примешивается желание самоутвердиться, отомстить за прошлые обиды, манипулировать ребенком в своих личных целях. Конечно, чаще всего, в силу различных причин, ребенок остается с матерью, и именно от позиции матери во многом зависит, как сложатся отношения между бывшими супругами по вопросам воспитания их детей. Но, часто и отцы используют данные им законом права для выяснения личных отношений с бывшей женой, расспросов ребенка о личной жизни матери, сведению счетов. Часто отцы после развода вовсе не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию, либо выполняют их нерегулярно и стихийно, "по вдохновению", не понимая или не желая понимать, что ребенок нуждается в полноценном и регулярном общении с отцом, а также в его материальной поддержке вплоть до совершеннолетия. Именно поэтому мне бы хотелось в этом параграфе разъяснить права и обязанности сторон, порядок разрешения споров в таких конфликтах, тем более что данные вопросы, судя по темам в конференциях, волнуют многих и многих.

Материалы по данной тематике подготовлены на основе семейного законодательства России, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, правоприменительной практики. Однако надо иметь в виду, что даже в судебных органах лица, участвующие в разрешении споров, связанных с воспитанием детей, могут столкнуться с нарушением своих прав. Знание закона в такой ситуации просто необходимо, поэтому нужно восполнить пробелы в знаниях родителей и других заинтересованных лиц для правильного и грамотного разрешения конфликтов. Не нужно также забывать о том, что мирное соглашение сторон в таких ситуациях предпочтительнее. Во-первых, потому, что "худой мир лучше доброй ссоры", во-вторых, дети волей и неволей оказываются втянутыми в противостояние сторон и это неизбежно отражается на их психике, а в-третьих, никакой судья и орган опеки не в состоянии распутать сложный клубок отношений в семье, если члены этой семьи (пусть даже и бывшие) не хотят взаимодействовать друг с другом. Также не стоит забывать и о том, что, к сожалению, реально исполнить решение суда по делам данной категории не всегда удается.

К спорам, связанным с воспитанием детей, подведомственным судам (т.е. когда спор рассматривается судом) относятся:

1. споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

2. об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

3. об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;

4. о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения;

5. о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований;

6. о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения;

7. об установлении усыновления;

8. об отмене усыновления;

9. о лишении родительских прав;

10. о восстановлении в родительских правах;

11. об ограничении родительских прав;

12. об отмене ограничения родительских прав.

В первой части мы остановимся подробнее на спорах по воспитанию, указанных в пунктах 1-6.

Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей (независимо от того, состоят они в браке или нет) устанавливается соглашением родителей. В случае если, родители не могут прийти к соглашению по данному вопросу, место жительства ребенка определяется судом. Суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей. Однако, как подчеркивает постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. №10, само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.[49] Надо иметь в виду, что суды при разрешении такого рода споров исходят из принципа, что малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен с матерью. Если ребенок достиг 10-летнего возраста, то учет его мнения по вопросу, с кем он хочет жить, обязателен, за исключением тех случаев, когда это противоречит интересам ребенка. То есть суд может принять решение вопреки желанию ребенка в тех случаях, когда родитель, с которым хочет проживать ребенок, вовлекает его в пьянство, занятие проституцией, бродяжничество, воспитывает его на принципах, не соответствующих нормам морали и нравственности. Все эти обстоятельства тщательно изучаются судом на основании представленных доказательств. Желание ребенка проживать с одним из родителей выявляется путем опроса ребенка в присутствии педагога, классного руководителя и т.п., в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе суд выясняет, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей (других заинтересованных лиц), осознает ли ребенок свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает.

По спорам об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, родители должны знать, что они имеют право заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Таким соглашением может устанавливаться продолжительность и периодичность встреч с ребенком отдельно проживающего родителя, место этих встреч, график встреч и т.п. Если родители к такому соглашению прийти не могут, то по требованию одного из родителей спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.

Суд определяет порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем[50] с учетом обстоятельств каждого конкретного дела, исходя из права такого родителя на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а также из необходимости защиты прав и интересов ребенка при общении с этим родителем. Так, в случае, когда встречи с отдельно проживающим родителем наносят ребенку серьезные психические травмы, и он становится раздражительным, нервным, такие обстоятельства непременно учитываются судом при вынесении решения. Лишь в исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред физическому и психическому здоровью ребенка и его нравственному развитию, суд вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения. Определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, суд предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда. Невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер, может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего.

Надо подчеркнуть, что Верховный Суд РФ обязал в 1998 году нижестоящие суды при вынесении решения о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, принимать меры к защите интересов несовершеннолетних детей независимо от того, возбужден ли спор о детях. Суд в этих целях обязан разъяснять сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому. В случае споров об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников), орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению и предоставлять близким родственникам свидания в установленном этим органом порядке.

Право на общение с ребенком его близких родственников даже отдаленной степени родства, а не только дедушки и бабушки, является новеллой в действующем Семейном кодексе. Родителям надо учитывать, что закон не возлагает на дедушку и бабушку, других родственников обязанность по воспитанию детей. Такая обязанность у них возникает только в случае, если они назначены в качестве опекунов или попечителей. Если после вынесения решения органом опеки и попечительства родители (один из них) продолжает препятствовать общению с ребенком, то близкие родственники, чьи права нарушены, либо орган опеки и попечительства, вправе обратиться с иском в суд для устранений препятствий к общению с ребенком. Суд при вынесении решения по такого рода спорам руководствуется, прежде всего, интересами ребенка и его мнением.

Бывают и такие случаи, когда в силу действий со стороны отдельных лиц или учреждений по различным причинам ребенок не возвращается родителям. Такие ситуации могут сложиться, когда ребенок временно передается на воспитание друзьям, родственникам, опекуну, в детское учреждение в связи с тем, что родители временно не могут осуществлять уход за ребенком (в силу болезни, длительной командировки и т.д.). В этом случае, если по просьбе родителей ребенок не возвращается, возникает спор о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения, который разрешается судом.[51] В силу закона родители имеют преимущественное право перед другими лицами на воспитание своих детей и могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда. Но суд может оставить иск без удовлетворения, если установит, что передача ребенка родителям противоречит интересам несовершеннолетнего. Мнение ребенка по этому вопросу также учитывается в соответствии с положениями Семейного кодекса. При разрешении данного спора, суд оценивает реальную возможность родителей (родителя) обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений ребенка с родителями, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителями, а также лицами, у которых фактически находится и воспитывается ребенок. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, которые удерживают ребенка, не в состоянии обеспечить ему надлежащее воспитание и развитие, суд одновременно с отказом в иске выносит определение о передаче ребенка на попечение органам опеки и попечительства с тем, чтобы был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы.

Право, сходное с правом родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда, предоставлено опекунам, попечителям и приемным родителям. Эти лица имеют право по суду решать спорные вопросы о возврате опекунам (попечителям) и приемным родителям ребенка от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований. Причем, такое право указанные лица могут реализовать даже в том случае, если ребенок удерживается близкими родственниками. Как и во всех спорах, связанных с воспитанием детей, при рассмотрении дела в суде к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам.

Таким образом, делая вывод по данной главе можно говорить о том, что тема правовых последствий неисполнения родителями своих прав и обязанностей в данное время является очень актуальной. Эти последствия проявляются как в форме лишения родительских прав, так и в форме ограничения родительских прав. Все споры, возникающие по этим вопросам, разрешаются судебными органами. И надо заметить, что дела такой категории, рассматриваются судебными органами неоднозначно и нелегко. Так как участниками таких процессов выступают родители и их дети, а это семейные отношения, зародившиеся далеко в древности, поэтому лучше самих участников этих отношений в их делах никому не разобраться.


Заключение

 

Нашей задачей было рассмотреть, основные механизмы реализации отдельных прав и обязанностей родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, определенных законодательством Российской Федерации. Основной вывод из вышеизложенного таков, что государство путем юридического закрепления прав и обязанностей родителей и детей, стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики. Права и обязанности родителей возникают при рождении ребенка.[52] Права и обязанности родителей имеют свои принципы осуществления. В соответствии с Семейным кодексом, родители обязаны не только воспитывать детей, как это было до этого в Кодексе о браке и Семье, но и имеют на это право. Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Следует подчеркнуть, что для воспитания полноценного, здорового, счастливого ребенка родители должны реализовывать не только свои права, но и выполнять на сто процентов возложенные на них обязанности по воспитанию своих детей.

Права и обязанностей родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно. Родители являются самыми близкими людьми для детей, реализующие их права и свободы. В число прав (обязанностей) родителей, входит:

- равенство прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК);

- право (обязанность) по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК);

- право (обязанность) по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК);

- право (обязанность) на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников (ст. 67 СК);

- право (обязанность) по содержанию детей (ст. 80 СК);

Надлежащее достойное воспитание и образование ребенка, забота о нем, немыслимы без необходимых материальных средств, их обеспечивающих. Содержание детей является совместной обязанностью родителей, независимо от того, живут они совместно или раздельно. Сюда входят расходы на питание, одежду, образование, развитие, лечение и уход за ребенком. Они зависят от возраста ребенка, состояния его здоровья и других индивидуальных особенностей его развития.

В случае недолжного исполнения родительских прав в ущерб правам и интересам ребенка, возникают правовые последствия. Такие последствия проявляются как в форме лишения родительских прав, так и в форме ограничения родительских прав. Все споры, возникающие по этим вопросам, разрешаются судебными органами. И надо заметить, что дела такой категории, рассматриваются судебными органами неоднозначно и нелегко. Так как участниками таких процессов выступают родители и их дети, а это семейные отношения, зародившиеся далеко в древности, поэтому лучше самих участников этих отношений в их делах никому не разобраться.

Необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы, уроки, консультации по конституционному и семейному праву, ведь например, есть же такие уроки ознакомительные, касающиеся Правил дорожного движения. Нужно с раннего возраста ребенку, детям разъяснять их конституционные, семейные, гражданские права, ведь эти дети, в скором времени повзрослев, сами станут родителями. А чему могут научить родители, не имеющие представления о своих правах и обязанностях. Я думаю, что проблемы по вопросам реализации прав и обязанностей родителей, закладываются на начальном уровне жизни человека. Ведь, в общем то можно говорить о том, что наше общество юридически безграмотное. У нас нет реального гражданского общества. Управленческой «элитой» созданы все условия для системного нарушения Конституционных прав родителей на участие в воспитании своих детей, а эта проблема снова вытекает от юридической безграмотности наших граждан. И такие пробелы надо устранять, как на государственном уровне, региональном, так и на местном. Нужно относиться к жизни человека, а тем более ребенка как, к чему то, наиболее ценному в нашем мире. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории.

Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки.

Во-первых, нужно на законодательном уровне ввести образовательные программы в школах, детских садах и т.д. по изучению основных конституционных, гражданских, семейных прав детей. Ведь эти отрасли права затрагивают основные личные неимущественные права детей.

Во- вторых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми.

В- третьих, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе, это было бы хорошей новеллой. Если проводить такие лекции, хотя бы один раз в год, мне кажется, это уже будет большим плюсом в понимании родителями своих прав и обязанностей по отношению к своим детям.

В- четвертых, в связи с реформой местного самоуправления, у местных органов власти полномочия расширились. Мне кажется в связи с этим, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах нужно брать инициативу в свои руки, наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать. Надо создавать конкретные, рациональные программы, касающиеся проблем семьи.

В- пятых, в целях эффективного взаимодействия учебных заведений и органов внутренних дел по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, фактов жестокого обращения с детьми предусмотреть введение в учебных заведениях штатной единицы освобожденного педагога-воспитателя;

В-шестых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

В-седьмых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

Рассмотрев и проанализировав проблему правовых последствий неисполнения родителями своих прав и обязанностей, можно говорить о том, что;

Во-первых, абсолютное большинство норм семейного законодательства рассчитано на граждан с позитивной направленностью, а субъекты семейного неблагополучия не воспринимают их вообще. Безусловно, для большинства родителей, применение таких мер семейно-правовой ответственности как лишение или ограничение родительских прав является действительно исключительными, а, следовательно, и высокоэффективным наказанием. Но в силу того, что указанные меры применяются к лицам деморализованным, утратившим понятие ценности отцовства и материнства, они не только не достигают ожидаемого эффекта, но и окончательно снимают с родителей ответственность за воспитание детей. В настоящие время цель защиты интересов ребенка от противоправного поведения со стороны родителей считается достигнутой, если будет предотвращено отрицательное влияние такого поведения на детей, т.е. система права не предусматривает каких-либо мер по отношению к родителям из неблагополучной семьи после достижения этой цели.

Таким образом, ликвидация семейного неблагополучия сводится пока лишь к устранению отрицательного влияния на несовершеннолетних членов семьи.

Во-вторых, Семейный кодекс предоставил ребенку право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих), а также в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения с их стороны обязанностей по воспитанию и образованию несовершеннолетнего.

Своеобразие такой постановки вопроса вызвана тем, что чаще всего дети в семье страдают по вине родителей, что обнаружить совсем непросто. Причем, обратиться за защитой в органы опеки и попечительства может несовершеннолетний любого возраста, а в суд лишь тот, кому исполнилось четырнадцать лет. С одной стороны, закон предоставляет право подростку обратится с иском в суд в защиту своих прав, нарушаемых родителями, а с другой стороны не включает его в перечень истцов по делу о лишении родительских прав. Семейный кодекс эту коллизию никак не разрешает. На мой взгляд, в этой ситуации необходимо обратиться к процессуальному законодательству, которое предоставляет, в случаях предусмотренных законом, по делам, возникающим, из брачно-семейных правоотношений, несовершеннолетнему право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.

В-третьих, вот уже не один год правоведами предлагается внести в Уголовный кодекс норму, предусматривающую для родителей, совершивших умышленное преступление против своих детей, дополнительную меру наказания – лишение родительских прав. Это связано с тем, что совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей является самостоятельным основанием для лишения родительских прав. И достаточно приговора суда по этому факту, чтобы суд удовлетворил иск о лишении родительских прав. Но на сегодняшний день ситуация выглядит так, что если после приговора суда никто из лиц, перечисленных в СК, не обращается с иском в суд о лишении родительских прав, то после отбытия наказания такой родитель возвращается в семью и, как правило, продолжает свои издевательства. Но, несмотря на все это, соответствующие изменения в уголовное законодательство внесены не были. Скорее всего, это связано с тем, что лишение родительских прав это мера семейно-правовой ответственности, а поэтому подлежит рассмотрению только в порядке гражданского судопроизводства.

В-четвертых, не совсем понятна позиция судей в отношении такого основания лишения родительских прав, как злостное уклонение от уплаты алиментов. Чтобы суд удовлетворил иск по этому основанию, требуется приговор суда о привлечении родителя по ст.157 УК: злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Но чаще всего оснований для привлечения родителя к уголовной ответственности не достаточно, а к гражданской в виде лишения родительских прав нет возможности, т.к. отсутствует приговор суда. Получается замкнутый круг. На мой взгляд, достаточно убедиться в постоянном стремлении уклониться от уплаты алиментов, материальной поддержки своих детей, чтобы суд удовлетворил иск по этому основанию, т.к. одна из первейших обязанностей родителей это обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...