Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция истории культуры И.Гердера.




Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.

Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог ^ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784-1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась Гердером как второе рождение человека.

Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

надприродная сущность культуры;
историческая причина развития данного явления.


Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

язык;
государство;
семейные отношения;
религию, искусство, науку и т. д.


Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и... члены его тела» // Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - С. 231. Более того, именно она {культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.

Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером Цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также Славянский мир, культура Германии и т. д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой - представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру:

выступая, при этом, против европоцентристской идеологии;
подчеркивая, одновременно, азиатское происхождение многих культурных феноменов.


Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Гердер отмечает, что данное различие — не качественное, а количественное. Поэтому единая цепь культур имеет «... бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем» //Там же. - С. 230.

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет его (т. е. единство) - общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

разумные способности людей сделать разумом;

данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
влечения личности сделать свободными и красивыми.


Далеко неоднозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, - пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества»,- но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят» // Там же. - С. 427. Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур, никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие.

Культурологические идеи И. Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:


  • позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;

  • явился попыткой выявить ее подлинные закономерности;

  • содействовал формированию методов ее постижения.

Культурологическая рефлексия немецкого романтизма: культура как «эстетическое состояние» (Ф.Шиллер) и «одухотворенная природа» (Ф.Шеллинг). Культура как синтез «естественного» и «искусственного» (Ф.Шлегель).

Романтизм – общеевропейское культурное явление (рассвет 19век). Зарождение связывают с Йенской школой немецких романтиков (Новалис, Гельермин, философ Фихте, Шлеенмахер, поэт Гёте, Шиллер).

Сформировался как ответ или реакция на идеологию просвещения и её персонофикация в классицизме. Эмоции для героев романтиков преобладают над мышлением, внутренние сомнения и переживания над суждениями, неудовлетворённость собой, порыв к бесконечному, единственное что достойно внимания: тонкий мир поэта, мир грёз.

Применительно к истории культурологии обычно выделяют следующие установки философов – романтиков:

 

1. ИСТОРИЗМ (т.е. представление о истории культуры ни как о едином потоке, а как о смене уникальных и неповторимых культурных образований)

2. Для романтиков каждая культурная эпоха самобытна, удивительна, «национальный дух»

3. Романтики считаются родоначальниками герменевтики, поскольку с их точки зрения главное задачей автора считается проникновение в подлинный смысл на языке своей культуры, с их точки зрения понимание чужой культуры равносильно пониманию чужой личности

4. С немецких романтиков начинается, по сути, изучение мифологии, религии и фольклора т.к. с их точки зрения в них наиболее ёмко выражается душа той или иной культуры.

 

 

Центральным понятием эстетической и культурологической теории Шиллера стало понятие «игра». Игра предполагает освобождение от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения, от гнета собственных потребностей и страстного принуждения; она есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение душевных сил человека. Освобождаясь от давления обстоятельств и интересов, от «природы», человек вступает в царство игры как эстетической видимости. Это и есть его вхождение в культуру. Теория культуры выстраивается Шиллером по модели искусства, понятного как игра.

Природа, в соответствии со взглядами этих мыслителей, есть одухотворенный, живой организм: «…Всемирное тело есть целость реально-идеальная, психофизическая или прямо (…) оно есть мистическое» [1]. Развитие природных процессов основано на инволюции и эволюции, причем инволюция предшествует эволюции. Инволюция означает нисхождение духа в материю: «семя должно быть погружено в землю и погибнуть, чтобы мог подняться и раскрыться под лучами солнца прекрасный светлый образ» [2]. Материя содержит в себе самой сущность бога «подобно некой светящейся в глубоком мраке искре жизни», в глубине материи находится божественная идея, которая изнутри вещества его одухотворяет и поднимает. Эволюция означает развитие природы и одухотворение материи, она состоит во внутреннем превращении или преображении первоначально темного начала в свет. Космогонический процесс, а затем и исторический, выполняют одновременно две задачи: с одной стороны, происходит одухотворение материи, а с другой — воплощение духа. Взаимодействие и взаимопроникновение идеального и реального начал обусловливают разные проявления прекрасного в природе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...