Игра «Путешествие по предложениям»
Стр 1 из 7Следующая ⇒ О. Н. ЯВОРСКАЯ
ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ (7-10 ЛЕТ)
Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей Научный редактор Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО Санкт-петербург УДК 376 ББК 74.3 Я22 Научный редактор кандидат педагогических наук, зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева
Иллюстрации художника Л. А. Иванова Яворская О. Н. Я22 Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — 112с. + 24 с. цв. вклейка. — (Серия «Мастер-класс логопеда»). 18ВМ 978-5-9925-0020-2
Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе. Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путешествие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. — можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью. Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учителя начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет. УДК 376 ББК 74.3 15В,\ 978-5-9925-0020-2
© Яворская О. Н., 2007 © КАРО, 2007 Все права защищены
ВВЕДЕНИЕ Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: недостаточным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений устной речи преобладают различные дефекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием. В основе дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова — на слоги, слоги — на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. У детей могут встречаться следующие ошибки: • пропуск гласных (собака — «сбака»; дома— «дма»); • пропуск согласных при их стечении (диктант— «дикат»; школа — «кола»); • перестановки букв (тропа— «прота»; окно — «коно»); • добавление букв (таскали— «тасакали»); • пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота»; стакан — «ката»). Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляются: • в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь»; в доме — «вдоме»); • раздельном написании слова (Белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»); • раздельном написании приставки и корня (наступила — «на ступила»).
Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зрительного анализатора, имеют предрасположенность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера. Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.
У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.
Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов. У детей могут быть специфические нарушения, не связанные с письменной речью: • нарушения зрительного восприятия; • неточность представлений о форме, величине, цвете; • недоразвитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и представлений; • трудности оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения; • неточность тонких движений руки. Эти нарушения будут влиять на овладение процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок кинетического характера останется прежним. Неточность в изображении букв может выражаться в следующем: • в не д списывании элементов букв; • в добавлении лишних элементов (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3); • в написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент буквы к); • а неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
Неточности в изображении букв у некоторых детей имеют очень устойчивый характер и не исчезают сами по себе, поэтому необходимо проведение коррекции. Чтобы помочь детям получить положительный результат в коррекционном процессе, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе. Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых имеются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые связаны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состояния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя начальной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) классов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рамки для использования игр — 7-10 лет.
ОПИСАНИЕ ИГР
Игра «Цветные слова» Цели: • развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры); • совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геометрических фигур. Использование: 1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает внимание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах; 2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в последовательности, соответствующей схеме. Например: в образце 4 фигуры — желтый круг, желтый овал, желтый треугольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, называют буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь. Игра «Филлворд» Цели: • закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы; • развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное восприятие; • обогащать словарь. Оборудование: таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска. Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.
В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева — справа, снизу — сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).
Игра «Волшебное чтение» Цели: • развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления; • совершенствовать навык чтения; • формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; • обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов. Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга. Использование: дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов). Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках. Игра «Ромб» Цели: • совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева — справа, вверху — внизу); • развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез). Оборудование: таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа). Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию. Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают) Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содержится во втором варианте — в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда; 2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражающей структуру этого предложения.
Игра «Улитка» Цели: • развивать умение анализировать предложения на слова (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении); • закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка). Оборудование: игровые карточки «Улитка». Использование: детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине которой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным). Игра «Змейка» Игра «Змейка» — усложненный вариант игры «Улитка», количество предложений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание предлогам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написанию букв. Цели: • совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения; • развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы); • совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка). Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка. Использование: логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри туловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предложения (либо графически — в виде схем, либо обычным способом). Игра «Путешествие по предложениям» Цели: развивать оптико-пространственные представления; • совершенствовать навык чтения; • формировать навыки языкового анализа и синтеза; * активизировать слуховую память. Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка. Использование: логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координаты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение. В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов. С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|