Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерность использования методов обучения




 

Продуктивность методов зависит от: 1) знаний и навыков их использования педагогом; 2) целей и задач; 3) содержания; 4) возраста и уровня развития обучаемых; 5) их учебных возможностей; 6) материально-технических возможностей; 7) организации педагогического процесса.

 

Закономерность управления

 

Продуктивность учебно-воспитательного процесса зависит от:

1) интенсивности обратных связей в педагогической системе;

2) обоснованности корректирующих педагогических воздействий.

 

Закономерность стимулирования

 

Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) внутренних стимулов (мотивов) обучаемых; 2) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

 

Закономерность динамики

 

Величина всех последующих изменений, происходящих в педагогическом процессе, зависит от продуктивности предыдущих этапов и достигнутых на них результатах. Это легко видеть как на примерах отдельных занятий, так и на больших отрезках. Суммарный итог складывается постепенно, из частных достижений.

 

Закономерность качества

 

Продуктивность каждого нового этапа обучения зависит от: 1) характера и объема изучаемого материала; 2) организационно-педагогического влияния преподавателей; 3) обучаемости; 4) времени обучения.

Анализируя приведенные закономерности, мы видим, от каких общих причин зависит продуктивность учебно-воспитательного процесса. Эти условия создают среду, в которой развивается конкретный процесс, их можно считать основными ее характеристиками.

 

Активное учение

 

В основе принципа сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения:

подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко, самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;

сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от определенных условий и факторов: мотивов учения и обучения, уровня и характера познавательной активности обучаемых, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.

Собственная познавательная активность обучаемого – важный фактор обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Только разумная система дает нам власть над нашими знаниями.

Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал:

человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет четкую картину внешнего мира, представляющую систему взаимосвязанных понятий;

универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение;

система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями обучаемых;

процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;

если систематически не упражнять навыков, то они утрачиваются;

если не приучать обучаемых к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности;

если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития обучаемых замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения.

Прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения.

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. Согласно последним исследованиям, доказано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное.

Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

Можно перечислить и другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности:

доступность обучения определяется возрастными особенностями обучаемых и зависит от их индивидуальных особенностей;

доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых преподавателем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения, доступность обучения определяется его предысторией;

чем выше уровень умственного развития обучаемых и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний;

постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие обучаемых и формирование их моральных качеств, обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

У педагога, нарушающего принцип научности, могут появиться трудности. Этот принцип, как известно, требует, чтобы обучаемым на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Основой принципа связи теории с практикой является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики – первая и основная точка зрения познания.

Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал:

продуктивность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой;

практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности;

эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней;

эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей обучаемых;

чем больше приобретаемые обучаемыми знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

 

Выбор методов

 

Одна из плодотворных современных идей состоит в том, чтобы рассматривать метод как многомерное явление, охватывающее множество отношений, которые существуют в учебно-воспитательном процессе.

Что прежде всего проявляется в методе? Конечно, запроектированные преподавателем цели учебно-воспитательной деятельности; пути, которые избирает педагог для их достижения; способы взаимодействия, соответствующие поставленным задачам; содержание обучения в единстве с конкретным учебным материалом; сотрудничество преподавателя с обучаемыми; логика учебно-воспитательного процесса (законы, закономерности, принципы); источники информации; активность участников учебно-воспитательного процесса; мастерство преподавателя; система приемов и средств обучения и другие существенные признаки.

Для решения задач продуктивного обучения представим метод как единство внутренней логики и внешних способов ее реализации. Внутренняя логика методов – это пути достижения намеченной цели, а внешнее проявление – способы взаимодействия преподавателя с обучаемыми. Пути рассчитываются, проектируются, а взаимодействие требует культуры, мастерства, педагогической техники.

Основная задача прогнозирования методов состоит в том, чтобы с помощью научного анализа получить знание о целесообразности применения тех или иных методов для достижения намеченных целей. Научное предвидение отличается от интуитивных предположений прежде всего обоснованностью, логической четкостью и последовательностью.

На пути научного прогнозирования и выбора методов немало препятствий. Если бы критерием продуктивности и качества учебно-воспитательного процесса был какой-то один показатель, то задача оптимального выбора методов решалась бы сравнительно просто. Но в реальном процессе этот критерий всегда комплексный, содержит в себе разноплановые показатели.

Одни нужно минимизировать, сделать наименьшими (например, затраты времени), другие – максимизировать, сделать наивысшими (например, качество знаний). Если к этому добавить еще несколько важных педагогических условий, хотя бы то, что нельзя постоянно использовать только один метод, необходимо разнообразить способы деятельности из-за колебания внимания, активности, работоспособности и т. д., а также и то, что каждый преподаватель отдает предпочтение «своим» методам решения проблем, то видим, что прогнозировать методы и правда трудно.

Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. Для каждой технологии, для каждой группы задач существуют некоторые «свои» методы, с помощью которых получают самые высокие результаты. Эффективность применения метода зависит от того, правильно ли он подобран, отвечают ли его возможности тем задачам, которые собираются решать с его помощью.

Вторая составная часть успеха – мастерство применения метода непосредственно на занятии. Таким образом, нет методов эффективных или неэффективных, хороших или плохих. Есть методы неправильно подобранные. Каждый метод эффективен – нужно лишь правильно его выбрать и мастерски применить.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно хорошо знать функции и возможности каждого метода. Как известно, все методы выполняют три функции – обучающую, развивающую, воспитательную. Причем для какой-то одной функции метод всегда более пригоден, чем для других. Общими функциями всех методов являются также побуждающая и контрольно-коррекционная. В пределах общих функций выделяются задачи, которые эффективнее решаются с помощью отдельных методов или их групп.

Какие же методы наиболее пригодны для решения задач и достижения результатов в продуктивной педагогической технологии? Между тремя основными педагогическими технологиями – продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной) и технологией сотрудничества (предметно-личностной) имеются существенные различия. Определим теперь методы, максимально соответствующие задачам и особенностям каждой из них. Фактически выстроим новую классификацию педагогических методов в зависимости от технологий.

Продуктивная педагогическая технология берет явления в реалиях их существования и отвергает любые надуманные построения. В области методов их много. Достаточно сказать, что до сих пор нет непротиворечивой классификации методов, вместе уживаются десятки субъективных построений. Но дело даже не в этом. Сейчас нам интересны вопросы более важные.

Какие методы больше всего отвечают требованиям продуктивной педагогической технологии? Отвечая на него, придется посмотреть возможности многих методов и сделать предварительную селекцию. Хотелось бы обойти дискуссионные вопросы, где практика, как водится, отступает на второй план, а сущность проблемы теряется в путанице многочисленных ограничений, уточнений, объяснений.

Сделаем единственное, но необходимое теоретическое уточнение. Будем различать методы и способы их реализации. От того, что они четко не определены и не разведены, много недоразумений. Путаясь в индуктивных, дедуктивных, устных и письменных, под руководством преподавателя или же без оного, дифференцированных, перцептивных, групповых и фронтальных и еще многих других методах, мы ни на шаг не приближаемся к цели, потому что в основе всех новообразованных систем нет логической целостности.

Каждый преподаватель, применяя, например, словесный метод, использует дедуктивный или индуктивный способ изложения. Способы реализации всех методов могут быть различными. Меняется от этого сам метод, скажем, лекция или объяснение? Нет, метод тот же, иным становится лишь способ его применения. Так, метод обучающего контроля остается неизменным независимо от того, проверяются ли задания устно или письменно, с помощью перфокарт, компьютером, индивидуально или фронтально. Следовательно, когда мы выделяем метод, то в связи с ним подразумеваем и все многообразие возможных способов его применения.

Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить только обеспечивающие необходимую продуктивность обучения по заданным критериям. Решение задачи сопряжено с большими трудностями и затратами времени.

Рассказ. Он относится к словесным методам устного изложения. Основная функция данного метода – обучающая. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить обучаемых к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий заключает отрезок обучения.

Эффективность этого метода зависит в основном от умения преподавателя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для обучаемых и соответствуют их уровню развития. Поэтому преподаватель должен учитывать имеющийся у обучаемых опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для обучаемых образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Готовясь к рассказу, педагог намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования.

Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 мин), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, а также от условий – места и времени, выбранных педагогом для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

Беседа. Беседа – наиболее известный метод. Основная функция этого метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить обучаемых к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседа заставляет мысль обучаемого следовать за мыслью преподавателя, в результате чего обучаемые шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил обучаемых, создает условия для оперативного управления процессом познания.

В некоторых технологиях беседа поднимается до уровня ведущего метода обучения. Но с ее помощью нельзя достичь всех педагогических целей. Если у обучаемых нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Поэтому она не может быть универсальным методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает обучаемым практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.

Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным или индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных обучаемым общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.

Согласно современным исследованиям, беседа наиболее эффективна для:

– подготовки обучаемых к работе на занятии;

– ознакомления их с новым материалом;

– систематизации и закрепления знаний;

– текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Предложено несколько способов классификации бесед.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные или организующие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.

Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли обучаемые поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

Беседа – сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей обучаемого перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные преподавателем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности.

В настоящее время преимущественно используются эвристические беседы. Преподаватель, умело задавая вопросы, побуждает обучаемых размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы обучаемые приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у обучаемых знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется для диагностики, а также в том случае, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у обучаемых знания.

Для успешного применения беседы необходима прежде всего серьезная подготовка к ней преподавателя. Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения – порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т. д.

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития обучаемых. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задается всей аудитории. И только после небольшой паузы для обдумывания вызывается обучаемый для ответа. Не следует поощрять обучаемых, «выкрикивающих» ответы. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся длинные или «двойные» вопросы.

Если никто из обучаемых не может ответить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности обучаемых, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, особенно не размышляя.

Успех беседы зависит от контакта с аудиторией. Нужно следить, чтобы все обучаемые принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение.

Каждый ответ внимательно выслушивается. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные комментируются, уточняются. Обучаемому, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь после того, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения преподавателя обучаемые могут задавать вопросы друг другу, но как только преподаватель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются для мнимой активизации, это занятие надо прекратить.

Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности обучаемых, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.

Лекция. От других методов словесного изложения она отличается: а) более строгой структурой; б) логикой изложения учебного материала; в) обилием сообщаемой информации; г) системным характером освещения знаний.

Предметом лекции является преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей, в основном причинно-следственного характера. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений, бесед.

Условиями эффективности лекции являются:

– составление преподавателем детального плана лекции;

– сообщение обучаемым плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

– логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

– краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

– логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

– проблемность и эмоциональность изложения;

– живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

– контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью обучаемых;

– многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

– оптимальный темп изложения, позволяющий обучаемым записать основные положения лекции;

– выделение (задиктовка) того, что следует записать;

– использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

– сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от некоторых условий может колебаться от 20 до 50%.

Учебная дискуссия. Среди методов, которые постепенно входят в практику, следует выделить учебную дискуссию. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и во многих случаях обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными.

Смысл этого метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии обучаемые приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса, вспомогательные – обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней обучаемых как в содержательном, так и формальном отношении.

Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.

Поэтому преподаватель должен позаботиться о развитии у обучаемых умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т. д.

Ошибочно считают, будто дискуссия применима только при изучении гуманитарных дисциплин – истории, обществоведения, этики, литературы, искусства, психологии, педагогики. С не меньшим успехом этот метод может быть использован и при изучении физики, химии, биологии, других предметов. В этом случае учебная дискуссия приобретает характер управляемого познавательного (научного) спора.

Дискуссии обогащают содержание уже известного обучаемым материала, помогают его упорядочить и закрепить. Преподаватель же получает надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления обучаемых, кроме того, дискуссии подсказывают направления дальнейшей работы. Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью не только легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти, мышления, но и исправляются недостатки поведения и общения обучаемых (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т. д.).

Работа с книгой. С тех пор как появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство этого метода – возможность для обучаемого многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память. Поэтому этот метод имеет в зависимости от целей несколько модификаций.

Работа с книгой – сложный и трудный для обучаемых метод обучения. Многие выпускники так и не овладевают им полностью: умея читать, они не понимают всего смысла прочитанного. Поэтому данному методу следует уделять больше внимания.

Среди факторов, определяющих эффективность этого метода, наиболее важными являются: умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу. Все эти умения постепенно и целенаправленно формируются у обучаемых с первого дня их пребывания в учебном заведении.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на занятии под руководством преподавателя и дома самостоятельно для закрепления и расширения полученных на занятии знаний. Подготавливая обучаемых к работе с книгой, преподаватель поясняет, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал.

Если работа ведется на занятии, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, обучаемые по указанию преподавателя делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д. Работа обучаемых над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на занятии.

Синтезирование учебного материала, усвоенного на занятии, с текстом учебника – важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у обучаемых должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация. Работая с ними, обучаемые получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное – получают немедленное подтверждение правильности выполняемых действий.

Для облегчения запоминания материала преподаватель обязан ознакомить обучаемых с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у обучаемых навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы обучаемый судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

К недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому этот метод относится к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей обучаемых. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому преподавателю нужно выбирать хорошие книги и обязательно сочетать данный метод с другими методами обучения.

Демонстрация. Этот метод заключается в наглядно-чувственном ознакомлении обучаемых с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он используется не только для раскрытия динамики изучаемых явлений, но и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта.

По-настоящему эффективен этот метод лишь в том случае, когда обучаемые сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе «активной демонстрации», приобретающей проблемный или исследовательский характер, внимание обучаемых концентрируется на существенных, а не случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса.

В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются. Хотя при демонстрации слово и не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для анализа его хода и результатов. Чтобы повысить самостоятельность, очень важно привлекать обучаемых к объяснению увиденного.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание обучаемых на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

– все обучаемые хорошо видели демонстрируемый объект;

– могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

– важнейшие существенные стороны объекта производили на обучаемых наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;

– обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

Иллюстрация. К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации, который по традиции в дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась новыми средствами. Созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы и т. п.

Методы демонстрации, иллюстрации взаимно дополняют и усиливают совместное действие. Когда процесс или явление обучаемые должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Сущность многих явлений и процессов раскрывается с помощью плоских моделей – динамических и статических, цветных и черно-белых. При правильном использовании с учетом поставленной цели и дидактических задач эти модели оказывают преподавателям и обучаемым большую помощь. Они существенно облегчают процесс формирования понятий. Без географических карт, диаграмм, графиков, таблиц и т. д. вряд ли возможно качественное и быстрое обучение.

Эффективность иллюстрации во многом зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед преподавателем стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала.

Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает обучаемых от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в нужный момент по ходу обучения. В некоторых случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы, таблицы и т. д.). В современных учебных заведениях для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютерных медиасистем) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.

Видеометод используется не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Основа метода – наглядное восприятие информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности обучаемых, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идет уж<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...