Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Концепция интеллектуального развития Жана Пиаже (1896 – 1980)




Базовые понятия

Организация – комбинирование, упорядочивание мыслей и типов поведения в стройные системы. Все имеют тенденцию организовывать свои мыслительные процессы в психологические структуры (схемы).

Схемы – основные строительные блоки мышления; организованные системы действий или мыслей, которые позволяют нам действовать или думать о предметах и явлениях в нашем мире. Например, схема вязанью или категоризация животных. Чем сложнее схемы, тем сложнее поведение.

Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды. Адаптивные изменения: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – это интерпретация нового опыта на основе существующих схем, без значительного их изменения; аккомодация изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта.

Равновесие – этот термин понимается Пиаже в двух аспектах:

· адекватность мыслительных процессов требованиям среды (на протяжении всей жизни идёт постоянный поиск человеком этого баланса);

· гармоничное соотношение процессов аккомодации и ассимиляции.

Эгоцентризм (познавательный эгоцентризм) – неспособность ребенка встать на чужую позицию (принять точку зрения другого человека).

Основные положения

· Человек (как и другие живые существа) стремиться адаптироваться к жизни, пытаясь познать этот мир посредством активного взаимодействия с ним.

· Адаптация тем успешнее, чем точнее отражен реальный мир в когнитивных схемах.

· На протяжении жизни человек совершенствует свои представления о мире, последовательно проходя через 4 качественно своеобразные стадии, которые отличаются характером используемых схем.

Стадии развития

Сенсомоторная (от рождения до 2-х лет)

Развитие на этом этапе основывается на информации, которую младенец получает от ощущений (сенсорики) и движений собственного тела (моторики), что отражено в названии стадии.

Развитие начинается с упражнения, тренировки рефлексов (сосание, хватание, смотрение, слушание), на основе которых появляются и закрепляются более сложные поведенческие реакции: перенос этих действий на другие объекты (дети сосут большой палец, игрушку), повторение действий с целью продлить интересные впечатления, поиск предметов, экспериментирование с предметами.

Совершая и совершенствуя действия с предметами, дети делают целый ряд важнейших открытий: они обнаруживают материальность окружающего мира; своё тело как особую, управляемую, его часть, а также устанавливают связи между ними.

Достижения стадии.

· Понимание постоянства предметов: ребенок обнаруживает, что предмет существует в окружающей среде независимо от того, воспринимаем мы его или нет. Для ребенка это не является очевидным фактом – представление о постоянстве предметов формируется постепенно при наблюдении за появлением и исчезновением предметов и людей.

· Первые символы (указательный жест, изображение процесса еды) – ребенок действует, опираясь не на физические действия с объектами, а на сложившиеся схемы.

· Целенаправленные действия: вначале – хватание, позже – манипуляции (с достижением какого-то результата).

1. Дооперациональная (от 2 до 7 лет )

Дети начинают активно использовать символы в обыденной жизни (так, в игре палка становиться «как будто» пистолетом, а процесс принятия пищи в игре изображается соответствующими жестами), и важнейшим из символов является речь.

Осваивая речь, дети быстро обнаруживают, что она является очень удобным инструментом для обозначения того, чего в данный момент нет в наличии. При этом речь еще не становится инструментом мышления из-за несформированности логических операций.

На этой стадии ярко проявляются особенности детского мышления:

· Эгоцентризм (центрация) – спонтанная, неосознаваемая позиция ребенка, центральная особенность мышления в этом возрасте. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного "Я" и собственной перспективы вещам и другим людям.

· Реализм – рассмотрение ребенком предметов такими, как их дает непосредственное восприятие, без их внутренних отношений.

· Непонимание принципа сохранения вещества (при переливании воды из тарелки в мензурку воды, с точки зрения ребенка, как будто становится больше, и наоборот).

· Непонимание причинно-следственных связей (причина и следствие могут меняться местами, например: «ветер дует оттого, что дерево качается»).

· Артификализм – тенденция считать мир созданным людьми и, следовательно, различные природные явления (звезды, солнце, цветы, дождь) – результатом человеческой деятельности.

· Анимизм – склонность детей оценивать неживые объекты как живые.

· Синкретизм – тенденция связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.

Достижения стадии.

От реализма ребенок движется к объективности, взаимности и относительности

· Объективность – ребенок отделяет свое «Я» от воспринимаемого мира, что позволяет отличать факты от их интерпретации.

· Взаимность – способность учитывать и координировать между собой различные точки зрения открытие точек зрения других людей («тебе эта игра может быть неинтересна»).

· Относительность – способность воспринимать реальность как систему отношений – в противовес миру, наполненному абсолютными, несвязанными друг с другом предметами и явлениями. Например, понимание относительности оценок «легкий» и «тяжелый».

Преодоление эгоцентризма благодаря этим достижениям, знаменует переход к следующему этапу развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...