Тема 6. Теория развития деятельности Выготского Льва Семеновича (1896 – 1934)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 И Эльконина Даниила Борисовича (1904 –1984) Основные понятия Социальная ситуация развития – специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития складывается к началу возраста и представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Ведущая деятельность – деятельность, приводящая к появлению у ребенка новых функций в его развитии – новообразований. Новообразования – новые функции, знаменующие окончание возрастного периода. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Основные положения · Все виды деятельности находятся в иерархической структуре. · Ведущая деятельность не является единственной или преобладающей, но занимает ключевую позицию в иерархии деятельностей и неразрывно связана с другими типами деятельности. · Исходным моментом развития является социальная ситуация развития – так, предпосылки для возникновения новой ведущей деятельности возникают не в предыдущей деятельности, а в социальной ситуации развития, когда имеющимися в его распоряжении средствами ребенок не может преодолеть возникающие трудности. · В жизни ребенка можно выделить 2 стороны, из которых каждая поочередно выходит на первый план, и составляет основное содержание развития: 1. развитие мотивационно-потребностной сферы личности (освоение мира общения) – младенческий, дошкольный и подростковый возраста; 2. развитие операционно-технической сферы (освоение предметного мира) – раннее детство, младший школьный возраст и юношество.
Стадии возрастного развития Младенческий возраст (до года) В младенческом возрасте ребенок зависит от ухаживающего за ним взрослого, от контакта с ним, и для его благополучного развития требуется установление доверительных отношений, ситуации «мы», когда ребенок и мать образуют тесно связанную пару. Ведущая деятельность – эмоционально-непосредственное общение, в процессе которого строятся отношения матери и ребенка. Важным новообразованием на этой стадии становится отделение ребенка от матери, что проявляется в понимании ребенком отдельности своего существования и попытках самостоятельно, в качестве отдельного существа, исследовать мир. Также к концу этой стадии появляются первые ситуативные слова и делаются первые самостоятельные шаги. Ранний детский возраст (1 – 3 года) Развитие моторики и распад пары «мать-ребенок» приводит к тому, что дети в этом возрасте начинают самостоятельно осваивать окружающий мир (семья, доступные предметы). Ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность – предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Стремление освоить мир вещей приводит к необходимости общения со взрослым, который знает, в отличие от ребенка, как этими вещами пользоваться. Поэтому самым универсальным орудием взаимодействия с миром и важнейшим новообразованием становится речь, переживающая в этот период бурное развитие. Овладение собственным телом и предметным миром также становятся достижениями этого возраста, т.к. ребенок буквально измеряет мир своими шагами, ростом, руками, ногами. Выготский также говорил о новообразовании «Я сам» как о центральном в этом возрасте.
Дошкольный возраст (3 – 6 лет) Социальная ситуация развития выражается в том, что ребенок начинает осваивать «большой мир», устанавливает контакты за пределами семьи, и стремится по мере сил принимать участи в деятельности взрослых. Ведущая деятельность в этом возрасте – сюжетно-ролевая игра как форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Именно игра является тем инструментом, с помощью которого ребенок осваивает все многообразие занятий взрослых, не имея при этом возможности полноценно в них участвовать. Новообразования · Возникновение первой целостной «картины мира», как попытки упорядочить воспринятое, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. · Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". · Возникновение соподчинения мотивов. Ребенок способен притормозить первую, импульсивную реакцию, и обдумать свои действия. Это преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"), его собственным решением. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. · Возникновение произвольного поведения, т.е. поведения, опосредованного определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. · Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|