Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Теория развития деятельности Выготского Льва Семеновича (1896 – 1934)




И Эльконина Даниила Борисовича (1904 –1984)

Основные понятия

Социальная ситуация развития – специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития складывается к началу возраста и представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Ведущая деятельность – деятельность, приводящая к появлению у ребенка новых функций в его развитии – новообразований.

Новообразования – новые функции, знаменующие окончание возрастного периода.

Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Основные положения

· Все виды деятельности находятся в иерархической структуре.

· Ведущая деятельность не является единственной или преобладающей, но занимает ключевую позицию в иерархии деятельностей и неразрывно связана с другими типами деятельности.

· Исходным моментом развития является социальная ситуация развития – так, предпосылки для возникновения новой ведущей деятельности возникают не в предыдущей деятельности, а в социальной ситуации развития, когда имеющимися в его распоряжении средствами ребенок не может преодолеть возникающие трудности.

· В жизни ребенка можно выделить 2 стороны, из которых каждая поочередно выходит на первый план, и составляет основное содержание развития:

1. развитие мотивационно-потребностной сферы личности (освоение мира общения) – младенческий, дошкольный и подростковый возраста;

2. развитие операционно-технической сферы (освоение предметного мира) – раннее детство, младший школьный возраст и юношество.

Стадии возрастного развития

Младенческий возраст (до года)

В младенческом возрасте ребенок зависит от ухаживающего за ним взрослого, от контакта с ним, и для его благополучного развития требуется установление доверительных отношений, ситуации «мы», когда ребенок и мать образуют тесно связанную пару.

Ведущая деятельность – эмоционально-непосредственное общение, в процессе которого строятся отношения матери и ребенка. Важным новообразованием на этой стадии становится отделение ребенка от матери, что проявляется в понимании ребенком отдельности своего существования и попытках самостоятельно, в качестве отдельного существа, исследовать мир. Также к концу этой стадии появляются первые ситуативные слова и делаются первые самостоятельные шаги.

Ранний детский возраст (1 – 3 года)

Развитие моторики и распад пары «мать-ребенок» приводит к тому, что дети в этом возрасте начинают самостоятельно осваивать окружающий мир (семья, доступные предметы).

Ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Стремление освоить мир вещей приводит к необходимости общения со взрослым, который знает, в отличие от ребенка, как этими вещами пользоваться. Поэтому самым универсальным орудием взаимодействия с миром и важнейшим новообразованием становится речь, переживающая в этот период бурное развитие. Овладение собственным телом и предметным миром также становятся достижениями этого возраста, т.к. ребенок буквально измеряет мир своими шагами, ростом, руками, ногами. Выготский также говорил о новообразовании «Я сам» как о центральном в этом возрасте.

Дошкольный возраст (3 – 6 лет)

Социальная ситуация развития выражается в том, что ребенок начинает осваивать «большой мир», устанавливает контакты за пределами семьи, и стремится по мере сил принимать участи в деятельности взрослых. Ведущая деятельность в этом возрасте – сюжетно-ролевая игра как форма деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Именно игра является тем инструментом, с помощью которого ребенок осваивает все многообразие занятий взрослых, не имея при этом возможности полноценно в них участвовать.

Новообразования

· Возникновение первой целостной «картины мира», как попытки упорядочить воспринятое, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

· Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо".

· Возникновение соподчинения мотивов. Ребенок способен притормозить первую, импульсивную реакцию, и обдумать свои действия. Это преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"), его собственным решением. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

· Возникновение произвольного поведения, т.е. поведения, опосредованного определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

· Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...