Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика лого- и психотерапии заикания у детей и подростков, страдающих олигофренией




В связи с вышеизложенными особенностями возник­новения и течения заикания у детей и подростков со снижен­ным интеллектом комплексный медико-педагогический про­цесс устранения указанного речевого нарушения имеет ряд специфических отличий. Детский психиатр назначает боль­ным лекарственные препараты, соответствующие симпто­матике и интеллектуальным особенностям каждого конк­ретного пациента (стимулирующие психическое развитие, противосудорожные, седативные средства и пр.), ребенок на­правляется на физиотерапевтические и водные процедуры.

Методические приемы логотерапии предусматривают не только преодоление заикания у детей со сниженным интел­лектом, но и развитие их мышления, речи в целом, ораль­ной, ручной и общей моторики.

Уже на самых ранних этапах логопедических занятий (ра­бота проводится в небольших группах по 3—4 человека, кур­сами в 6-8 месяцев, три раза в неделю) таким пациентам приходится уделять внимания и времени значительно боль­ше, чем заикающимся с нормальным интеллектом. Прежде всего работа направлена на развитие их моторных навыков. Эти формы коррекционной работы можно подразделить на три основные группы.

 

1. Развитие общей моторики. Упражнения предусматри­вают воспитание у детей тормозного процесса (что особенно важно для возбудимого типа), координации, плавности, рит­мичности движений. Например, упражнение «ходьба с при­ставкой ноги на определенный счет». Под счет специалиста больной проходит по кабинету и приставляет одну ногу к другой на заданной цифре. Темп движений, медленный или более активный, задается счетом логопеда. Задание звучит таким образом: «Пройди и сделай приставку ноги на счет 5». Точно на указанной цифре пациент должен приставить ногу и остановиться. Специалист выдерживает необходимую пау­зу, затем цифры меняют — последовательно и вразбивку. Это упражнение полезно и для развития процесса устойчивого внимания. Когда больной начинает успешно справляться с заданиями, ему предлагают считать самостоятельно, указав только цифру, на которой он должен приставить ногу.

Таким образом, уже при счете постепенно начинается кор­рекция темпа речи, плавности, слитности, силы голоса, чет­кой артикуляции и пр.

2. Развитие ручной моторики. Сюда входят следующие упражнения: отбивание пальцами по столу заданного ритма, пересчет большим пальцем остальных пальцев руки, сорти­ровка крупных и мелких пуговиц, одновременные действия обеими руками («реципрокная проба», по А. Р. Лурия) и т. п. С учетом среди детей большого количества амбидекст-ров и скрытых левшей обе руки тренируются равномерно.

3. Развитие оральной моторики и тонких движений язы­ка. Эта группа упражнений специалистам хорошо известна.

Продолжая систематически проводить указанные выше упражнения, специалисты приступают к отработке качеств здоровой речи на «эталонах» — ряде звуков, цифр, автома­тизированных отрезках слов, при чтении наизусть простых и ритмичных стихотворений. Одновременно проводится ра­бота по коррекции звукопроизношения. Если звук поставить не удается или поставленный звук ребенок не может автома­тизировать в речи, от больного требуется говорить как мож­но четче в пределах его возможностей.

Дальнейшая логопедическая работа предусматривает вве­дение натренированных на «эталонах» качеств нормальной речи в простые фразы, которые специалист составляет вмес­те с детьми.

 

 

Одновременно проводятся занятия по расширению словарно­го запаса больных и по преодолению аграмматизма. Дети учат­ся синтаксически правильно оформлять фразу, правильно упот­реблять в речи падежные окончания, окончания глаголов, пред­логи и т. д., учатся четко отвечать на вопросы и задавать их.

Речевой материал для логопедических занятий подбирает­ся с учетом возраста, класса и степени развития ребенка. Как правило, специалистами используются темы текущих уроков русского языка, чтения, истории, географии, а также мате­риалы внеклассного чтения детей.

В процессе работы обращается внимание на то, что для заи­кающихся больных со сниженным интеллектом наиболее лег­ким видом речи (после сопряженной и отраженной) является чтение (имеются в виду подростки, умеющие читать достаточ­но бегло). Наиболее сложные виды речи — спонтанная, диало­гическая. Относительную легкость чтения у пациентов-подро­стков можно объяснить тем, что они, очевидно, при чтении не испытывают затруднений, связанных с подбором нужных слов и правильным грамматическим оформлением своей мысли. Видимо, эти моменты значительно осложняют спонтанную и вопросно-ответную речь данной категории заикающихся.

При тренировке диалогической речи выявляется наклонность пациентов к образованию речевых шаблонов, основанных на механическом запоминании определенного речевого материала.

Применение речевых шаблонов, стереотипов не требует от детей усиленной работы мысли. Однако, прибегая к этим шаб­лонам, дети стараются формально удовлетворить требования специалиста, т. е. они как бы идут по линии наименьшего сопротивления.

Так, больная Г., 12 лет, в течение двух месяцев на занятиях, когда ей предлагали что-либо спросить у других членов группы, регулярно пыталась задавать одни и те же вопросы в определен­ной, четко установившейся последовательности: «У тебя есть ма­ма? Как зовут твою маму? У тебя есть папа? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат?» и т. д.

Обращаясь с последним вопросом к мальчику И., у которого брата не было, Г. в начале курса занятий, несмотря на то что маль­чик ей отвечал: «Брата у меня нет», задавала ему следующий сте­реотипный вопрос: «Как зовут твоего брата?».

Некоторое время спустя, после трудоемкой работы, проведен­ной с группой, Г., беседуя на занятиях с И., подойдя к этому вопро-

 

су, умолкла. Когда у нее спросили: «Почему ты молчишь?» — де­вочка ответила: «У Игоря брата нет. Что говорить дальше, я не знаю». И только через 3—4 месяца в результате систематических заня­тий, во время которых детям для бесед давались определенные темы («Школа», «Окружающие предметы», «Летние каникулы» и пр.), Г. и другие смогли разнообразить свои вопросы и точнее свя­зывать их с определенной ситуацией. При этом больные старались говорить четко, громко, ритмично, так, как они произносят рече­вые «эталоны», т. е. создавали определенные предпосылки для сни­жения речевой судорожности.

Занятия аутогенной тренировкой, требующие правильно­го понимания механизмов мышечной релаксации и самовну­шения, значительных волевых усилий, самодисциплины, в связи с интеллектуальными и личностными особенностями пациентов были заменены упражнениями на расслабление мышц тела. Эти упражнения вводились в середину логопеди­ческого занятия с целью отвлечь больного и дать возможность ему немного отдохнуть от речевой работы.

Для младших школьников в упражнениях по релаксации с успехом применялись элементы игры. Например: «Птицы летели, летели, на голову сели» (расслабленными руками дети машут над головой, затем кладут их на голову); «Головка хо­чет отдохнуть, опустилася на грудь». При выполнении этого упражнения можно ввести элементы внушения: «Я отдыхаю, мне удобно и хорошо, я говорю громко, четко и красиво. Я разговариваю так на логопедических занятиях, в школе и дома...». Для подростков указанные упражнения немного ус­ложняются (взмахи руками над головой, затем руки сбрасыва­ются вниз одновременно с наклоном туловища вперед и актив­ным выдохом и др.). Во время отдыха больные садятся в крес­ла, облокачиваются на спинку, на 2—3 минуты могут закрыть глаза. Формула внушения также немного усложняется, вклю­чая в себя и элементы психологической стороны речевого об­щения: «...я совершенно не стесняюсь заикания, спокойно го­ворю на уроках и дома, лечение мне помогает, я везде стараюсь говорить так, как говорю на логопедических занятиях».

После того как группа овладевает указанным объемом ра­боты, с детьми в присутствии родителей проводится психо­терапевтическая беседа. Ее цель — создать у больного бодрое, приподнятое настроение, поощрить его к дальнейшей речевой работе, а также показать, что пациенты могут говорить без

 

заикания в различной, даже торжественной обстановке. При помощи специальных логотерапевтических приемов (произне­сение речевых «эталонов», сопряженное и отраженное про-говаривание фраз, четкий диалог) у заикающихся со снижен­ным интеллектом вызывается по возможности свободная, без заикания речь. Беседа и тренировка речи проводятся исклю­чительно на положительных эмоциях с элементами игры. Учитывая, что у пациентов появляется установка на исполь­зование приемов, вызывающих улучшенную речь в конкрет­ных условиях занятий в логопедическом кабинете под наблю­дением специалиста (т.е. они как бы отвечают урок, не заду­мываясь о том, что хорошая речь должна быть введена и в другие ситуации речевого общения), императивное внушение следует направлять прежде всего на расширение круга ситуа­ций, в которых дети могут говорить «так, как уже разговари­вают на логопедических занятиях» (школа, дом, улица). Од­новременно и родительская аудитория получает необходимые советы и рекомендации и видит, как могут разговаривать их дети и что нужно делать дома для закрепления навыков улуч­шенной речи. На этом сеансе с успехом применяется и прием плацебо-терапии. Медицинская сестра торжественно дает боль­ным выпить «сладкое лекарство» (сахарную пудру), а врач вну­шает детям, что это лекарство им поможет заниматься речью дома и говорить четко, громко, ритмично, т. е. без заикания, везде и всюду, где бы они ни находились.

Специфика проведения охранительного режима заключа­ется в том, что для пациентов не вводится режим молчания. Вследствие своих характерологических особенностей (отсут­ствие понимания в полном объеме лечебной цели, неполно­ценность эмоционально-волевой сферы и пр.) дети не могут молчать в течение 2—3 суток. Они просто должны оставать­ся дома, находиться в спокойной обстановке и под руковод­ством родителей проводить тренировки речи.

На следующем этапе логопедических занятий, работая с больными, специалисты учитывают конкретность мышления и снижение памяти, характерные для данного контингента заикающихся. Занятия проводятся более наглядно, с исполь­зованием игрового материала, с многократным повторением тех или иных заданий.

Во время чтения и пересказа текстов одновременно с кор­рекцией речи проводится и тщательная словарная работа, что

 

 

способствует общему развитию детей и вырабатывает у них более устойчивые правильные речевые навыки.

На этом этапе занятий в качестве материала, восполняю­щего пробелы, выявленные в процессе клинико-психологи-ческого обследования, с успехом используются некоторые ди­дактические пособия для младших классов массовой школы. Так, при помощи пособия А. И. Воскресенской «Таблицы о форме, цвете, величине и расположении предметов» у де­тей тренируется улучшенная речь, закрепляются понятия «верх», «низ», «середина», «правая и левая стороны», «круг», «овал», «треугольник», «большой — маленький», «больше — меньше», «высокий — низкий», «короче — длиннее» и пр. У нуждающихся в этом больных отрабатываются четкие цве­товые дифференцировки.

Для тренировки речи и выработки умения у заикающих­ся детей со сниженным интеллектом сравнивать предметы (одежда, мебель, инструменты, посуда и т. д.), выделяя в них существенные отличительные признаки, группировать пред­меты по общим признакам, производить обобщения и другие несложные логические операции, используются «Пособие для логических упражнений на уроках русского языка в 1 клас­се» Н. П. Конобеевского, «Наглядный материал для психо­лого-педагогического обследования детей в медико-педагоги­ческих комиссиях» С. Д. Забрамной и др.

Умение детей раскладывать картинки в определенной пос­ледовательности, руководствуясь их содержанием, а также составлять рассказы по этим картинкам развивается с исполь­зованием пособия Т. Г. Дьяконовой и В. М. Федосеенко «Сю­жетные картинки по развитию речи во 2 классе».

При работе с указанной группой заикающихся не ограни­чиваются только кабинетными занятиями, а стараются раз­нообразить обстановку, в которой проводятся логопедические тренировки, и закрепляют у больных новые для них поня­тия и представления. Поэтому, когда у многих детей речь улучшается, рекомендуется совершать с небольшими группа­ми прогулки по городу. Во время прогулок детям даются раз­личные речевые задания.

Во время экскурсий в музеи детям задаются вопросы по картинам (выбираются преимущественно пейзажи и натюр­морты). Тем самым закрепляются пройденные на занятиях темы: «Времена года», «Животный и растительный мир»,

 

«Фрукты и овощи», «Посуда», «Дифференциация предме­тов по форме, величине, материалу, цвету». Подобные экс­курсии не только обогащают детей новыми для них знани­ями и представлениями, тренируют речь и развивают у них элементы абстрактного мышления, но и дают также живой, интересный материал для бесед и последующих занятий.

Учитывая, что у заикающихся детей со сниженным интел­лектом, как правило, нет большого стимула, желания пре­одолеть свой речевой недостаток, специалисты не рассчиты­вают на их упорную самостоятельную работу дома. В связи с этим с родителями регулярно проводятся беседы, на них воз­лагается руководство и контроль над речевой работой боль­ных в домашних условиях. Поддерживаются контакты с учи­телями и логопедами вспомогательной школы, им сообщает­ся, какие логопедические требования в настоящий момент предъявляются ребенку.

При анализе результатов лечебно-коррекционной работы с данной группой пациентов учитываются значительное су­жение диапазона критериев, которые легли в основу резуль­тативности лечения заикающихся с нормальным интеллек­том (Миссуловин Л. Я., 1997). Поэтому считаем наиболее целесообразным определять результаты только по двум оцен­кам: улучшение и практическое отсутствие улучшения речи. Из 28 заикающихся больных с легкой степенью олигофрении, лечившихся в Городском логотерапевтическом центре Санкт-Петербурга в разные годы, у 19 человек удалось добиться определенного улучшения речи.

Контрольные проверки показали, что у пациентов в силу комплекса различных причин, основанных на их психофизи­ческих особенностях, наблюдаются частые рецидивы заика­ния. Повторные курсы лечения и логопедических занятий улучшают состояние речи больных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...