III группа. «В армии служить боюсь»
Это наиболее многочисленная группа. В нее вошли 64 призывника в возрасте от 18 до 27 лет. Социальный состав отличался значительной разнородностью: выпускники средних школ, абитуриенты, учащиеся технических училищ, лицеев, колледжей, техникумов, студенты высших учебных заведений (заочных, вечерних отделений и дневных отделений, при которых нет военной кафедры), рабочие, служащие с высшим образованием, не являющиеся офицерами запаса и работающие не по специальности, безработные. Родители этих призывников также являлись представителями различных профессий и специальностей. В этой группе представлены все три степени заикания, которое протекало на фоне акцентуаций личности, различных форм неврозов, невротического развития и психопатии. В ряде случаев наблюдалась аггравация речевого судорожного синдрома. Причина нежелания быть призванным на действительную службу объяснялась страхом перед армией. Аргументируя свой страх, призывники использовали сведения, полученные из газет, радио- и телепередач, а также из специальной литературы (Виленская Е. Ю. и др., 1997). Вот их далеко не полный перечень: неуставные отношения, приводящие к тяжелым последствиям; постоянные человеческие потери в войсках, проходящих службу в регионах Кавказа; плохое питание, обмундирование, антисанитария и, как следствие, высокая заболеваемость среди рядового состава; социальная незащищенность пострадавших в войнах и локальных конфликтах; случаи дезертирства из армии; получившие огласку случаи недобросовестного отношения к своим обязанностям командиров разного ранга; «недобросовестность должностных лиц, готовых использовать неосведомленность юношей и их малый жизненный опыт, чтобы выполнить план призыва любой ценой» [27. С. 3] и пр.
Родители (за редким исключением) также не хотели, чтобы их дети были призваны в армию, ссылаясь, прежде всего, на состояние речи и здоровья призывника. Приходилось наблюдать случаи, когда в одной семье мнения родителей по поводу призыва сына на военную службу диаметрально расходились. Приведем пример экспертного обследования, проведенного в июне 1998 года. Больной Г., 19 лет. Заканчивает кулинарный колледж. Направлен райвоенкоматом для уточнения степени заикания. На приеме с матерью. Мать работает медсестрой, отец больного военнослужащий (прапорщик), заведует пищеблоком в одном из высших учебных военных заведений Санкт-Петербурга. Из беседы с матерью: ребенок от первой беременности (матери было 22 года, отцу — 27 лет). Беременность на всем протяжении протекала с токсикозом, во второй половине диагностировали не-фропатию (высокое А/Д, белок в моче). В период беременности «очень часто приходилось волноваться», так как, работая медицинской сестрой в воинской части, где служил муж, «почти каждый день оказывала медицинскую помощь избитым солдатам». Ей было жалко «мальчиков», неоднократно пыталась говорить об этом с мужем. Муж, по характеру человек «жесткий и вспыльчивый», в резкой форме «приказал» ей «не лезть не в свое дело». Чувствуя себя плохо, постоянно находясь в нервном напряжении, в этот период часто плакала. Особенно ее угнетало отсутствие внимания со стороны мужа, «хотя он человек неплохой: не курит, пьет только по праздникам, все несет в дом...». Роды срочные, сухие, со стимуляцией (родовая деятельность почти отсутствовала), длительность родов — 12 часов. Ребенок закричал сразу, травмы в родах не зафиксированы. Масса тела при рождении — 3200 г, рост — 51 см. Приложен к груди на следующий день, грудное вскармливание — 2 недели, потом молоко пропало. Искусственное питание переносил плохо (болел живот, плохо отходили газы). По ночам спал беспокойно, часто плакал.
Перенесенные заболевания: краснуха — в 3 года, паротит — в 8 лет, частые ОРЗ, до 16 лет находился под наблюдением педиатра и врача ЛОР по поводу ларинготрахеита с астматическим компонентом.
В роду по материнской линии наблюдалась эпилепсия (у прабабушки и бабушки больного), со стороны отца — шизофрения (у матери отца). Речевая наследственность не отягощена. Физическое развитие: первые зубы — в 4 месяца, стоять начал в 8 месяцев, ходить — в 12 месяцев. Психическое развитие — без отклонений от нормы. Речевое развитие: гуление — в пределах нормы, первые слова — после года, первые фразы — к 1,5 годам, хорошо говорил фразами к 2 годам. Звукопроизношение, по словам матери, нарушено не было. Ребенком был очень подвижным, непоседливым, говорил быстро. Заикание появилось в 7 лет почти сразу после начала обучения в 1 классе. Ребенок категорически отказывался ходить в школу. По утрам «закатывал истерики», падал на пол, кричал, иногда бывали рвоты. Отец наказывал мальчика физически, насильно отводил его в школу. После очередного наказания на уроке чтения у ребенка появились «запинки». Дети стали смеяться, дразнить его «заикой». Больной начал стесняться речи, отказывался устно отвечать задания, учитель опрашивал его после уроков. Мать сразу показала мальчика логопеду по месту жительства. Занятия в течение трех месяцев положительных результатов не дали. Через год прошел курс лечения у невропатолога (были назначены фенибут и воротнички по Щербаку с бромом) и у логопеда в областной больнице. Ребенок «стал спокойнее», но речь практически не улучшилась. Мать отмечает в этот период выраженную зависимость речи от ситуации общения: с товарищами говорит хорошо, с отцом, который «до сих пор бьет сына», говорит плохо. Отца не любит, очень боится, подчиняется физической силе. В школе учиться не хотел, «тянул на тройки», иногда «прикрывался» заиканием, чтобы получить освобождение от экзаменов, физкультуры, каких-либо поручений. В 8—9 классах связался с плохими, «разболтанными» ребятами. Мать очень боялась, что сын может начать употреблять наркотики. Считает его человеком, который легко поддается плохому влиянию, эгоистом, трусливым, лживым. Читает и смотрит только «фентози».
В колледже начал учиться лучше, проявил интерес к специальности. Может дома приготовить обед. «Видимо, это у него по наследству, от отца». Появились хорошие друзья, но девушек стесняется. Отец очень хочет, чтобы мальчик пошел в армию. Договорился о том, что сына оставят по месту жительства, направят в часть, где служит отец. Там больной начнет работать поваром под его нача-
лом. В дальнейшем мечтает видеть сына поваром на кораблях, которые ходят за границу. Мать ему не противоречит, хотя понимает, что муж «не генерал», и сына могут направить куда угодно. Поэтому она не хочет, чтобы мальчик попал в армию, «так как очень хорошо знает, что это такое». Из беседы с больным: в настоящее время наиболее трудно говорить в состоянии волнения, в магазине, по телефону (I вариант — см. приложение 2), дома с отцом. Самооценка уровня логофобии — 3-я группа (II уровень). Экспертная оценка — 4-я группа (III уровень). Данные по «Речевому опроснику»: 1-я группа — 0, 2-я группа — 15, 3-я группа — 15, 4-я группа — 19. Заключение: у больного наблюдается логофобия III уровня. В армию идти не хочет, так как там «дедовщина». Отцу просит об этом не сообщать. Объективно: самостоятельная речь с заиканием на следующих звуках: с, в, ц, ф, т, д... | тонико-клонус, р, л > сопутствующие движения о, э J головы. Темп речи значительно ускорен, артикуляция нечеткая, наблюдается свистящий сигматизм. Голос напряженный, плохо модулированный. Речевое дыхание нарушено. Симптом Фрешельса положительный. Чтение — с заиканием в тяжелой степени. Сопряженная, отраженная, автоматизированная речь — с незначительным заиканием. Ритмизированная речь — почти без заикания. Речь с аппаратом АИР — без заикания (!). Нейропсихологические пробы: оральный праксис: нарушено раздельное надувание щек, затруднено движение «язык желобком»; динамический праксис: реципрокная проба, проба «кулак — ребро — ладонь» — с выраженными персеверациями; наблюдается скрытое левшество (—2 + 1). Данные экспериментально-психологического обследования: «Оптимистическое ожидание» — 26 баллов; DFS-D — 45 баллов; DFS-F — 23 балла; TAS — 70 баллов. Эти данные подтверждают III уровень логофобии. Логопедический диагноз: неврозоподобное заикание в тяжелой степени, смешанная форма, тонико-клонический тип речевых судорог, сопутствующие движения головы, III уровень логофобии. Стертая форма дизартрии.
Клинический диагноз: неврозоподобное заикание у больного, акцентуированного по истероидному типу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|