№ 108. Байка «Школьная жизнь за лифтом»
№ 108. Байка «Школьная жизнь за лифтом»
Это случилось в самой обычной школе с учеником, у которого была редкая фамилия – Пушкин. Этот мальчик ходил в 7‑ й класс и старался хорошо учиться. Его жизнь омрачало только одно неудобство – знаменитая фамилия. Из‑ за нее его начали дразнить и унижать одноклассники. Ничего оригинального в их поступках не было: толкнут, сбросят учебники с парты, выбросят за дверь рюкзак, напишут на доске обзывательство. В один из дней вместе со всеми учебниками, которые посыпались на пол из портфеля, выпал и сборник стихов Александра Сергеевича Пушкина. Это вызвало бурю оскорблений и издевательств. На фоне насилия в школе у ученика Пушкина стала снижаться успеваемость и исчезла мотивация к обучению. При этом классный руководитель не обращала внимания на эту ситуацию. Она даже не смогла оценить серьезность переживаний затравленного школьника. Не сразу педагог заметила отсутствие подростка в классе. Он не появлялся несколько дней. Пришлось узнавать, что с ним случилось. Учительница позвонила матери ученика и спросила, где ее сын. В трубке сначала было молчание, а потом прозвучал странный ответ: «В школе». Разобраться в ситуации поручили психологу. Она назначила встречу подростку и задала вопрос о том, где же вместо школьных уроков пропадает Пушкин. Было подозрение, что он связался с плохой компанией и гуляет на улице вместо учебы. Ученик спокойно объяснил: «Утром я выхожу из квартиры, поднимаюсь выше этажом и захожу за лифт. Сижу там, пока не закончатся уроки». Удивленный специалист уточнила: «А почему ты сидишь за лифтом? » «А он ездит вверх‑ вниз. Нервы мне успокаивает», – пояснил ученик.
Мораль. Психологическое насилие в школе несовместимо с учебным процессом. Комментарий. Из школьной практики хорошо известно такое социально‑ психологическое явление, как моббинг. Против конкретного ученика бывают направлены агрессивные действия многих одноклассников. Подростки могут весьма упорно унижать своего сверстника, который чем‑ то от них отличается. В данном случае ученику с фамилией Пушкин пытались показать, что до знаменитого поэта ему далеко, но он может «прославиться» своим положением изгоя в малой социальной группе. Жестоко? Да. Еще и бессмысленно… В сложившуюся ситуацию желательно было бы вмешаться классному руководителю. Одноклассники сами не останавливаются. Они уже соревнуются друг с другом в попытках причинить психологический дискомфорт ученику с фамилией Пушкин. Здесь помогли бы индивидуальные беседы с каждым из наиболее активных обидчиков. Возникает справедливый вопрос: «Почему учитель вовремя не отреагировала? Что ей не позволило вмешаться в трудную ситуацию? » В этой истории прослеживается еще одна школьная проблема – непонимание между учениками и учителями. Она описана в стихотворении О. Григорьева «Йога», в котором педагог жалуется родителям на их ребенка:
Поведение вашего сына Внушает тревогу: Он изучает йогу И вместо руки подает ногу… …И хоть учится он на отлично, Поведенье его неэтично. Даже, можно сказать, разлагающе: Физрук под его влиянием Ходит как‑ то летающе. А учитель ботаники цветами порос. Химик на уроке Превращается то в ртуть, то в купорос. А учитель истории – То в Цезаря, то во льва, А то в гладиатора. Но у нас же школа, А не подмостки театра. Вот я и поддался йоге немножко – Улетаю из класса прямо в окошко, Хоть в школу вхожу Через парадные двери… Прошу принять против йоги Самые строгие меры!
К таким учителям не хочется обращаться за помощью. Вот и получается, что в школе нет человека, к которому можно довериться, обратиться за поддержкой. Лучше сидеть за лифтом. Так спокойнее. Школьная ситуация с учеником по фамилии Пушкин, к сожалению, реальный случай из нашей жизни. Взрослым не следует забывать об ответственности перед детьми, они обязаны своевременно содействовать решению вопросов социализации. Диапазон применения байки: классные часы для подростков в школе, беседы с психологом, психологические тренинги.
№ 109. Байка «Школьный душитель»
По школе поползли зловещие слухи: в соседнем классе мальчик душит девочек. Одна из жертв чуть не умерла на перемене. Школьник схватил одноклассницу за горло и долго сжимал руки, пока та не захрипела. Спасли ученицу только бдительные педагоги, которые бросились на душераздирающие крики детей и вырвали бедняжку из рук ненормального паренька. – Мы всегда знали, что Алексей плохо закончит. Тюрьма по нему плачет. Мальчик с явными криминальными наклонностями, – комментировали случившееся учителя. Маму вызвали к директору школы и поставили условие: без заключения психиатра мальчика в школу не приводить. Алексей вместе с мамой побывал у психиатра, потом пошел к психологу. К всеобщему удивлению «психологический диагноз» был поставлен не Алеше, а его маме. Как вы думаете, почему? Мораль. Подростки совершают антисоциальные поступки из‑ за чувства безнадежности в решении своих проблем. Комментарий. Детская агрессивность обычно возникает в процессе социального научения. Попробуем в этом разобраться на конкретном примере. Два года назад родители Алеши дошли до апогея в своих конфликтных действиях. Крики сменились нецензурной бранью и грубыми оскорблениями. Регулярные скандалы заканчивались дракой, а точнее, жена накидывалась на мужа и начинала бить его в грудь кулаками и хлестать руками по лицу. Ее не останавливало даже присутствие ребенка. «Пусть видит, какой у него отец! » – думала она. Для Алеши все конфликты закончились так же неожиданно, как и начались. Он хорошо запомнил, что мама хватала папины вещи, швыряла их на пол, а потом запихнула в сумку и выкинула ее за дверь на лестничную площадку. В тот вечер папа от них ушел, даже не успев попрощаться с Алешей.
Несколько дней Алеша молчал. В голове у него сложился важный вывод о том, что мама виновата в потере отца. Сказать ей об этом он не смел, но бессознательно начал мстить ей и всем женщинам. Поводов для этого, к сожалению, оставалось достаточно. В первую очередь его своим отношением постоянно обижала мама. Она приходила домой, искала повод для ссоры и начинала обзываться, не исключая нецензурных выражений. Во‑ вторых, нанятая няня сразу невзлюбила молчаливого паренька со странным взглядом. В его комнате все вещи были разбросаны. Периодически он что‑ то швырял и ломал. Няня решила обсудить поведение Алеши с мамой. Мальчик случайно услышал обрывки их разговора. – Он странноватый, как и его отец. – А к психиатру не обращались? – Нет. Вы думаете, что Алеша больной? – Надо бы проверить. После этого разговора Алеша не верил в доброе отношение к нему приглашаемой няни. В школе поведение мальчика тоже ухудшалось. Частыми стали эпизоды внешне немотивированной агрессии. В один из дней на перемене он случайно толкнул одноклассницу. – Ты что, больной?! – закричала она ему. После этих слов Алеша смутно помнил, как он схватил девочку за горло и начал душить. Так иногда делал папа, прежде чем ушел от мамы… Этот ребенок – жертва деструктивных родительских отношений. Он бессознательно ненавидит лиц женского пола и больше не хочет терпеть от них оскорблений. Вполне закономерное желание. Диапазон применения байки: консультации для родителей учеников с отклоняющимся поведением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|