№ 110. Байка «Шустрый мальчик – будущий двоечник и хулиган»
№ 110. Байка «Шустрый мальчик – будущий двоечник и хулиган»
В любом классе может оказаться ученик, который отличается от сверстников поразительной активностью. Он вертится, перекладывает свои вещи, отвлекает одноклассников. Учитель не понимает, что и когда такой ребенок успевает сделать на разных уроках. Существует еще одна проблема. Чрезмерная активность ученика создает в классе постоянное напряжение. Учителю не удается спрогнозировать действия шустрого мальчика, который может во время урока встать со своего места и начать ходить по классу. «Что это с моим учеником? Он не в состоянии сосредоточиться и учиться? Явно будет двоечником и хулиганом, – размышляет педагог. – А что будет дальше? » После такой педагогической характеристики учитель перестает верить в способность своего ученика осваивать школьную программу. Клеймо «трудновоспитуемый» снижает образовательные возможности чрезмерно активного ребенка. Мораль. Учителю не следует фиксироваться на недостатках ученика, а нужно вести поиск компенсаторных возможностей его избыточной двигательной активности и стараться использовать ее для улучшения результатов обучения. Комментарий. Быстрота не является аналогом понятия «плохо». Для начала следует разобраться, почему ученик чрезмерно активен. Скорее всего, мы имеем дело с проявлениями синдрома гиперактивности и нарушения внимания. Сейчас такие дети есть в каждом классе. Наши исследования показали, что школьники с гиперактивностью не испытывают интереса к происходящему в классе. Им не нравится учебный процесс. Они откровенно скучают, слушая учителя. Создается впечатление, что ребенок живет своей жизнью и избирательно реагирует на внешние стимулы. Ему хорошо, когда есть возможность делать то, что хочется. Попробуем представить, насколько некомфортно самому ребенку с гиперактивностью. К сожалению, ему тяжело. Такой ритм жизни рано или поздно приводит к переутомлению. Сильное перевозбуждение обусловливает появление аффектов, повышенной несговорчивости, негативизма. При этом учителю трудно понять: ученику нравится или не нравится, он понял новый материал или нет. Педагоги даже обижаются, считая такое поведение проявлением нежелания сотрудничать, получать знания.
В педагогическом процессе возникает замкнутый круг. Учителя и родители пытаются постоянно воздействовать на ребенка, а он всеми способами противодействует им. Воспитательные приемы учеником с гиперактивностью воспринимаются вообще как психологическое насилие. Мне рассказывали родители, что их ребенок отказывался ходить в школу, так как учительница постоянно при всех детях в классе унижала мальчишку. Антипедагогические приемы были весьма примитивны: грубо указать на ошибки, обозвать, демонстративно проигнорировать попытки ученика ответить на уроке. Были случаи, когда мне, как психологу, приходилось вместе с родителями переводить ученика с гиперактивностью в другую школу, где существует психологически безопасная обстановка. При всех указанных недостатках школьникам с гиперактивностью не свойственно снижение интеллектуальных способностей. Если с ними научиться договариваться, то они демонстрируют высокие академические достижения. Еще одна важная рекомендация: не приучайте таких детей к компьютеру и Интернету. Потом с этой зависимостью будет очень сложно бороться. Существуют более полезные занятия, среди которых можно выделить спорт, танцы, аквааэробику, песочную терапию, психологический театр, бисероплетение. Диапазон применения байки: консультации психолога с учителями и родителями.
№ 111. Байка «Я помню чудное мгновенье… Она исчезла, наконец»
В 7‑ м классе с Костей произошла такая история. Пришла к ним в школу новая учительница по литературе. Она оказалась очень злой и требовательной. Даже заучки‑ отличники не могли у нее получить пятерку. Однажды задала учительница классу выучить стих на следующий урок. Ребята выучить стих не смогли, текст был очень трудным, один Костя ходил довольный и ничего не боялся. – Ты чего такой смелый, – спрашивают его ребята, – все выучил? – Нет, – отвечает Костик, – я сорву этот урок! Начался урок. Все сидят, глаза прячут. Один Костя вальяжно расселся и смотрит на учительницу. Та вызывает его к доске. – Выучил? – Да! – Тогда читай. – Белеет парус одинокий, – начинает Костя. Женщина побледнела, покраснела, но обуздала свой гнев и сказала: – Было задание учить другое стихотворение. Костя продолжил: – Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты. Класс взорвался смехом. – Тихо! – закричала учительница и поднялась со стула. Она выбежала из класса. Урок был сорван. Вскоре эта учительница отказалась от Костиного класса. Никто из учеников не расстроился. Все были Косте очень благодарны. Мораль. В каждом классе найдется неформальный лидер, который не боится учителей. Комментарий. Согласитесь, что не каждый ребенок готов смело вступить в противоборство с учителем. Для этого в семье ученика должны быть созданы особые условия. Какие именно? Демократичный стиль воспитания. Американский психолог А. Болдуин выделил два стиля отношения родителей к своим детям: демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: • высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; • включенностью детей в обсуждение семейных проблем; • учетом мнения ребенка; • готовностью родителей прийти на помощь, если она потребуется; • верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; • ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ему смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, однако сами они с трудом поддаются внешнему контролю. Эти дети отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Однако им не присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, обедненная фантазия. Вам выбирать, дорогие родители. Диапазон применения байки: консультации психолога для родителей и подростков, тренинги для детей и родителей, педагогические советы в школе, семинары и тренинги для учителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|