Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обосновывается его потенциал в формировании эффектного курортного и культурного имиджа Сочи.




Роль гостинично-паркового комплекса «Ривьера» в формировании курортного и культурного имиджа города Сочи

 

Чучвага Л. М.
Сведения об авторе: Чучвага Лариса Мироновна, канд. филол. наук, доц. кафедры экономики и организации социально-культурной деятельности СГУТиКД (Сочи).


В статье даётся краткий обзор становления и развития гостиничнопаркового комплекса «Ривьера»,

акцентируется внимание на его курортно-туристских и культурных традициях,

охарактеризованы основные направления его деятельности.

Обосновывается его потенциал в формировании эффектного курортного и культурного имиджа Сочи.

 

В 2009 г. в Сочи было торжественно отмечено 100-летие курортной деятельности города. Отсчёт юбилейной даты ведётся с открытия в июне 1909 г. тогда ещё в городском посаде Сочи первой гостиницы «Кавказская Ривьера», символично проявившей предназначение природногеографических достоинств этого места и его будущее. С момента открытия и до сегодняшнего дня она является визитной карточкой курорта.

Созданием «Кавказской Ривьеры», обоснованием детерминанты её курортообразующей роли в формировании жизнедеятельности города мы обязаны московскому коммерсанту, потомственному дворянину Антону Витальевичу Тарнопольскому. Приехав в посад в самом начале ХХ в., он был потрясён природными особенностями этого региона, пробудившими в нём не только энергию делового человека, но и гражданские чувства. «В сочинской природе есть то, чего недостаёт природе юга Франции и Италии: это, во-первых, сочетание красот Тироля с берегом моря и, во-вторых, необыкновенная мощь и сочность растительности. Таких два плюса, каких нет нигде в Европе», — писал А. В. Тарнопольский в 1907 г. в лекции «Что должны сделать сочинцы для славы своего родного города?», изданной в 1908 г. [1]. Талант руководителя и организатора, ответственность, яркие деловые качества снискали ему авторитет, уважение и доверие. Дальнейшая деятельность по развитию курорта раскрыла масштабность его государственного мышления. В 1904 г. министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов пригласил А. В. Тарнопольского к участию в обсуждении проекта по освоению Черноморского побережья в целом и сочинских земель в частности. А. В. Тарнопольский принял предложение по строительству курортного комплекса на берегу Чёрного моря. В строительство он вложил весь свой капитал, использовал небольшие государственные вложения, а также привлёк к участию капиталы богатых москвичей, что недавно выяснил В. Киреев, председатель Сочинского отделения Российского общества историков-архивистов [2] (о роли москвичей в развитии курорта Сочи нужно говорить отдельно). Позже, с 1913 г. он ввёл систему акционирования гостиничного комплекса.

К 1909 г. А. В. Тарнопольский построил лучшую в городе гостиницу. «Это был целостный ансамбль сооружений “красивейшей” архитектуры в стиле модерн, с колоннадами, террасами и балконами здания, естественно связанный с окружающей средой — великолепным природным окружением», — так сегодня характеризует «Кавказскую Ривьеру» заместитель директора по науке сочинского краеведческого музея А. В. Гусева [3].

Удивляет не столько внешняя эффектность и внутренняя комфортность комплекса, сколько продуманность сочетания телесного оздоровления с эстетическим и художественным развитием отдыхающих. Помимо ресторана, водопровода, канализации, электростанции, лодочной станции и пристани, лечебниц и купален были построены театр и библиотека с читальным залом. Театр стал в городе единственным центром культуры. На его подмостках выступали известные театральные, оперные и балетные актёры Москвы и Петербурга, зрители знакомились с литературной, музыкальной и балетной классикой. Здесь блистали Ф. Шаляпин, Н. Шевелёв, В. Барсова, В. Холодная, В. Каралли. «Кавказская Ривьера» стала съёмочной площадкой для начинающего путь русского кинематографа [4]. Таким образом, А. В. Тарнопольский сформировал основу диалектической перспективы курортноэкономического и культурного роста Сочи, который, по его утверждению, должен «сделаться жемчужиной Кавказа» [5].

 

«Кавказская Ривьера» граничила с обширным, роскошным парком, создателем которого стал Василий Алексеевич Хлудов.

Москвич по рождению, он был человеком разносторонне и глубоко образованным: владел тремя европейскими языками, в Московском университете получил знания по медицине и естественным наукам, увлекался металлургией, теоретической механикой, астрономией, философией, музыкой. Столь разнонапрвленные увлечения подчёркивают склонность к гуманитарной, но не коммерческой деятельности. Видимо, закономерно, что он параллельно с безуспешным стремлением развить хозяйственную деятельность с 1882 г. занялся созданием грандиозного парка, в котором собрал более 30 тыс. деревьев, кустарников, редких растений с разных континентов земного шара. Оценивая уникальность природно-климатических условий, именно к такому эксперименту призывал и А. В. Тарнопольский: «Придайте городу тропический облик, и к нему потянутся ежегодно десятки тысяч северян» [6]. Парк стал одним из красивейших и популярных мест посада Сочи, был открыт для посещения жителей и гостей курорта. Вскоре его стали называть Хлудов-ским. После революции 1917 г. и национализации всех форм собственности парк получил имя «Ривьера».

Сегодня санаторно-гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера» и парк объединены не только общим названием «Ривьера». Даже тогда, когда после первой реконструкции 1934 г. в городе появилось множество великолепных санаториев с роскошной парковой зоной, «Ривьера» не утратила своей привлекательности и продолжает пользоваться завидной популярностью. В современной туристской, курортно-экскурсионной и культурной жизни Сочи комплекс и прилегающий к его территории морской пляж играют важнейшую роль.

Известности комплекса также способствовал тот факт, что в разные годы его прославили многие талантливые поэты и писатели России. Так, летом 1925 г. в «Кавказской Ривьере» одним из первых отдыхал советский писатель Дмитрий Фурманов, к тому времени ставший знаменитым после публикации романа «Чапаев». Здесь им был задуман и создавался цикл очерков об этой поездке — «Морские берега». Он добирался поездом по только что проложенной железной дороге, открывшей ещё один, на долгие годы ставший основным, путь к сочинскому побережью Чёрного моря. От Туапсе до Сочи «ехали долго <...> ползли ни много, ни мало... девять часов! Впрочем, администрация тутошняя заверяла нас, что недельки через две дорогу сладят, закрепят, и тогда путь будет вдвое короче: на целых четыре часа» [7].

Как и в Туапсе, в Сочи Д. Фурманова встречает «новый сочинский «кураг», с красным околышем» [8]. Под курага, т. е. курортного агента, закамуфлирован патруль НКВД. «Кураг усаживает нас в авто, авто катит нас в «Ривьеру» — это, можно сказать, первоклассная гостиница на морском берегу: неплохо скроена и крепко сшита» [9]. Писатель оставил поэтичное описание ривьерского пляжа и моря: «Ночью шумело море. Луна баловалась на волнах, сверкала по воде оловянными бликами. Падала широкими серебряными простынями, тонкой сверкающей лентой уходила куда-то далеко-далеко в морскую чёрную темь. Плескались волны о камни, камни тихо шуршали по пляжу. На берегу нет никого: в последних шумах засыпает «Ривьера» [10].

Помимо исторических подробностей и реалий прошлого, очерки привлекают высоко художественным описанием Сочи и его окрестностей. Талант писателя будто приобретает новое качество: политик, идеолог уступает место художнику. Можно утверждать, что именно в сочинских очерках раскрываются новые грани творческого дарования Д. Фурманова. Примером может служить географически и поэтически точная метафора города: «Сочи лёгок и тонок и чист, как цветной сартянский шарф, в Сочи много воздуха и солнца, в Сочи шум от морского гортанного клёкота ударяется в говор пахучих магнолий, и в безмолвные южные ночи над спящим городком стоит янтарная тихая музыка» [11]. «Морские берега» — последнее произведение писателя. Вернувшись в Москву, он успеет его опубликовать в том же 1925 г. В марте 1926 г. 34-летний Д. Фурманов уйдёт из жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...