Нелюбин Л.Л. История науки о языке. Хомскианскя революция
Стр 1 из 3Следующая ⇒
К середине 50-х гг. стало окончательно ясно, что в имеющемся виде дескриптивизм не отвечает в полной мере своей собственной программе – «понять язык с точки зрения его внутренней структуры», хотя бы потому, что один из уровней структуры – синтаксический – не может быть описан с достаточной степенью полноты и адекватности. Правил сегментации и дистрибуции для выполнения подобной задачи было явно недостаточно, поскольку на окружение предложения или предложения типа практически невозможно наложить какие-либо ограничения: рядом с ним могут стоять предложения любой структуры. Что же касается метода непосредственно составляющих, то к рассматриваемому периоду было указано на наличие у него целого ряда недостатков:
– невозможность анализировать так называемые «двусмысленные предложения» (например: «Страх врагов был ужасен» – может быть понято как «страх, который испытывали враги» и «страх, который испытывали перед врагами»); – невозможность установить связи между активными и пассивными, утвердительными, вопросительными и отрицательными предложениями; – трудность анализа сложного предложения из-за самой громоздкости записи. Наконец, если традиционная для дескриптивизма методика исследования позволяла установить для каждого из выделяемых уровней собственную единицу анализа (фонему – на фонологическом и морфему – на морфологическом), то применительно к синтаксису этот вопрос оставался открытым. В своих работах, относящихся к 50-м гг. («Анализ речи», 1952 и «Совместная встречаемость и трансформация в языковой структуре», 1957), Хэррис предположил, что такой единицей нужно считать определенный тип простого предложения. Отсюда следует что в синтаксической системе языка можно выделить ядерную (т. е. исходную) подсистему, а все остальные, более сложные синтаксические типы рассматривать как трансформы (преобразования) ядерных типов, получаемые по определенным правилам (трансформациям).
Но если для самого Хэрриса трансформационный анализ являлся не отказом от дескриптивизма, а дополнением к нему и дальнейшим развитием применявшейся в нем методики описания, то совершенно другую роль обрел этот метод у ученика Хэрриса – Ноама Хомского [105] (р. в 1927), книга которого «Синтаксические структуры», вышедшая в 1957 г., положила начало новому направлению, вытеснившему дескриптивизм с научной арены – генеративной грамматике.
В 60-х гг. выходят работы Хомского «Аспекты теории синтаксиса» (1965) и «Язык и мышление» (1968). Вводя понятие компетенции (знание своего языка говорящим – слушающим) и употребления (его реальное использование в конкретных ситуациях), ученый отмечает, что последнее никогда не может непосредственно отражать первую, поскольку в нем всегда будут наличествовать отклонения. «Задачей лингвиста, как и ребенка, овладевающего языкам, является выявить из данных употребления лежащую в их основе систему правил, которой овладел говорящий – слушающий и которую он использует в реальном употреблении…Грамматика языка стремится к тому, чтобы быть описанием компетенции, присущей идеальному говорящему – слушающему». При этом подчеркивается, что при внешнем сходстве указанного разграничения с соссюровской дихотомией языка и речи между ними существует принципиальное различие, поскольку язык швейцарского языковеда, по убеждению Хомского, – это «только систематический инвентарь единиц», тогда как компетенция представляет собой «систему порождающих процессов».
По утверждению Хомского (опять-таки ссылающегося здесь на Арно и Лансло, с одной стороны, и Гумбольдта – с другой), «грамматика должна… содержать конечную систему правил, которая порождает бесконечно много глубинных и поверхностных структур, связанных друг с другом соответствующим образом.». Таким образом, в генеративной грамматике выделяются три компонента: синтаксический, являющийся центральным, семантический и фонологический. Для перехода же от глубинной структуры к поверхностной используются специальные правила перестройки – трансформации (добавление или опущение служебных слов, перестановка, замена символов). Например, чтобы из утвердительного английского предложения The boy hit the ball (Мальчик ударил мяч) получить вопросительное What did the boy hit? (Что ударил мальчик?), нужно провести следующие трансформации: замещение (поставить вопросительное слово What вместо ball), перемещение (вопросительное слово переходит на первое место), добавление вспомогательного глагола перед сказуемым и перестановку (подлежащее и вспомогательный глагол меняются местами). Схематически это выглядит следующим образом: The boy hit the ball? The boy hit what? What the boy hit? What the boy did hit? What did the boy hit? Появление вспомогательного глагола did в вопросительных (как и отрицательных) предложениях, согласно концепции порождающей грамматики, должно свидетельствовать о том, что хотя он и отсутствует в явном виде в утвердительном предложении, но должен иметься как некая абстрактная форма в глубинной структуре последнего, поскольку в противном случае его появления нельзя было бы объяснить.
Отсюда возникает интерес Хомского к проблеме, вообще не существовавшей для дескриптивистов (да и других структуралистических школ), – вопросу о связи языка и мышления, поскольку универсальная грамматика в сформулированном выше понимании – «это исследование природы человеческих интеллектуальных способностей».
ПРОБЛЕМА ПОРОЖДЕНИЯ СМЫСЛА
© А. Е. Сериков
Порождающая (генеративная) грамматика (далее ПГ) является одним из наиболее известных направлений в теоретической лингвистике, а генеративизм в целом — одним из доминирующих подходов не только в языкознании, но психолингвистике, нейрофизиологии и когнитивной науке вообще. Основатель ПГ американский лингвист Ноам Хомский (Ноэм Чомски) — один из самых цитируемых авторов за всю историю человечества[i], а его книга «Синтаксические структуры» (1957 г.), с которой начинается история развития ПГ, — одна из самых значительных книг двадцатого века[ii]. Некоторые считают генеративизм чуть ли не единственным по-настоящему научным подходом в лингвистике, другие — величайшим заблуждением, но никто не может его игнорировать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|