Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни




Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни

1.1Понятие личности, мотивы личности и их функции

1.2Личностные ценности и их основные функции

1.3Варианты проявления ценностей и ценностных переживаний как основа обретения смысла жизни

Эмпирические исследования взаимосвязи личностных ценностей и уровня реализации смысла жизни и самоактуализации личности

2.1Методы исследования личностных ценностей, смысла жизни и самоактуализации личности

2.2Эмпирическое исследование некоторых аспектов смысло-жизненных ориентаций и влияния личностных ценностей на повышение уровня смысла жизни

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

Введение

Проблема нашего исследования связана с анализом проявления смысла жизни и влияния личностных ценностей на обретение смысла жизни, в том числе у студентов с различным профилем обучения. Данная проблема относится к числу мало исследованных проблем психологии, в частности до сих пор слабо проработаны такие вопросы, как сущность личностных ценностей, их природа, особенности смысла жизни личности и уровни его реализации.

Наиболее важные результаты в исследуемой области были получены А. Маслоу, В. Франклом, А. Лэнгле, Б.С. Братусем, Д. А. Леонтьевым, Э. Чудновским, Н.С. Шадриным и др.

В работах А. Маслоу показано, что высшей уровень самореализации личности связан с формированием ценностей личности и ее духовных потребностей. Виктор Франкл показал тесную связь реализации смысла жизни с наличием определенных ценностей личности. В работах Б.С. Братуся раскрыты разные виды смысловых ориентаций личности, которые содействуют или не содействуют реализации смысла жизни в целом. Д.А. Леонтьев хорошо раскрыл сущность различий личностных ценностей и других мотивационных образований, включая потребности, убеждения и т.д.

Тема нашего исследования называется Личностные ценности как основа обретения смысла жизни и самоактуализации личности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что до сих пор слабо проработаны такие вопросы, как сущность личностных ценностей, их природа, связь с социокультурными ценностями, особенности смысла жизни и т.д. Не решены также важные теоретические аспекты, касающиеся роли ценности в становлении смысла жизни личности.

Не решен и ряд методических проблем. До сих пор мало методик посвященных диагностики личностных ценностей и смысла жизни. В то же время существующие методики изучения ценностей в виде крайне формализованных тестов (типа теста М. Рокича, Ш. Шварца) не раз подвергались критике и фактически являются не состоятельными. Более оправданными методами изучения ценностей являются методы углубленного диалога, применявшиеся еще А. Маслоу. Однако работа психологов в этом направлении в этом направлении пока недостаточна.

Изучение данной темы актуально и для разработки некоторых вопросов современной практики, таких как, воспитание ценностей у подрастающего поколения, самовоспитание, некоторых проблем психотерапии и т.д. касающихся духовного развития личности.

Теоретическая значимость исследования. Проблема в психологии является мало исследуемой, но одной из главнейших проблем философии и психологии. Материалы данной дипломной работы, позволяют дополнить понимание феномена обретения смысла жизни в психологии, а так же внести вклад в разработку философских проблем аксиологии.

Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы как в спецкурсах по психологии личности, так и в курсах по социально-философским дисциплинам.

Кроме того, наличие такого феномена, как «синдром потери смысла жизни», делает актуальным некоторые аспекты данной работы, касающиеся обретения смысла жизни, причин различных неврозов, а также суицида и их профилактики.

Объектом нашего исследования были аспекты мотивационной системы человека, связанные с ее гармоническим включением в жизнь социума в широкой жизненной перспективе.

Предметом нашего исследования были психологические механизмы взаимосвязи личностных ценностей и смысла жизни человека.

Цель исследования состояла в изучении, а также в выявлении взаимосвязи личностных ценностей и смысла жизни.

Из цели вытекали три следующие конкретные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние научной литературы по проблеме исследования;

2. Выявить основные элементы структуры личности, включая мотивацию, сделать анализ форм, видов и функций мотивов;

3. Выявит взаимосвязь личностных ценностей и смысла жизни как на основе научной литературы, так и на базе собственных эмпирических исследований;

Гипотезы нашего исследования касались аспектов взаимосвязи личностных ценностей и обретения смысла жизни человека.

В ходе нашего исследования были выдвинуты две гипотезы первая гипотеза была связанна с задачей выявления некоторых аспектов и взаимосвязей параметра смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций).

Суть этой гипотезы состояла в предположении о том, что уровень смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций) находится в обратной зависимости (корреляции) с уровнем депрессии. В случае подтверждения этой гипотезы это будет означать, что повышения уровня наполненности и смысла жизни – это не абстрактная проблема, а способ борьбы с устойчивыми депрессивными проявлениями личности.

Была выдвинута также вторая гипотеза суть, которой состояла в предположении, что уровень стремления к реализации смысла жизни (уровень смысло-жизненных ориентаций) у студентов-музыкантов, деятельность которых связана с трансляцией ценностей, достоверно выше, чем у студентов физико-математического профиля подготовки.

Методы исследования включали в себя теоретические методы и методологические принципы современной психологии, а также конкретные психологические методики. Для определения уровня стремления к смыслу была использована методики тест - опросник смысло - жизненых ориентаций Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика адаптированный Д.А. Леонтьевым(2006 год); Методика «Самооценка депрессии» по О. П. Елисееву, и наконец методы математической обработки результатов в психологии, корреляционный и дисперсионный анализ.

Полученные результаты: Исследование на контексте учащихся 10 «а» и 10 «б» классов СОШ №43 г. Павлодара, которые были занесены в нижеследующую таблицу, куда были также внесены соответствующие ранги и разности рангов. Студентов первого и второго курсов музыкального колледжа г. Павлодара (инструментальные музыканты, певцы), а также были использованы данные, полученные у студентов физико-математического факультета КазНПУ им. Абая, предоставленные нам д. пс. н., профессором КазНПУ им. Абая Оспаном Сейдулаевичем Сангилбаевым.

Реализация указанных нами методов на данном контексте показала, что и первая и вторая гипотеза подтвердилась.

 

 

Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...