Бланк тестируемого ________________
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
Приложение 2 Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности (приложение №2). В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.
Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного бала в стандартные значения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
Ф.И.О.____________________ Возраст__________
Приложение 3 Опросник профессионального эмоционального выгорания был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Водопьяновой, Е. Старченковой. Вариант теста "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" для учителей и преподавателей высшей школы. Приведем соответствующий текст опросника.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошонным(ой) 2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон 3. Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на) идти на работу 4. Я хорошо понимаю каждого моего ученика (студента) и нахожу к каждому свой подход 5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума 6. Во время ипосле занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно* 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками (студентами) 8. Я чувствую угнетенность и апатию 9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников (студентов) и коллег 10. В последнее время я стал(а) более отстраненным(ной) и жестоким(ой) по отношению к тем, с кем я работаю 11. Как правило, ученики, их родители и администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы 12. У меня много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществелние 13. Я испытываю эмоциональный спад на работе 14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше 15. Я не могу быть участливой ко всем ученикам (студентам), особенно недисциплинированным и не желающим учиться 16. Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками (студентами) и коллегами 18. Я легко общаюсь с учениками (студентами) и их родителями независимо от социального положения и поведения 19. Я многое успеваю сделать на работе и дома 20. Я чувствую себя на пределе возможностей 21. Я многого смогу достичь еще в своей жизни 22. Бывает, что коллеги, ученики (студенты) и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей
Стоит отметить что лист (бланк) для ответов должен включать в себя следующее: 1. Фамилия, имя, отчество; 2. Возраст; 3. Пол; 4. Профессия/должность; 5. Стаж работы данной должности В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей и соотносятся с тестовыми нормами. Примечание. * отмечен "обратный" вопрос, который считается в обратном порядке. Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе. Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.
Приложение 4
Читайте также: A) гарантированность прав и свобод человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|