Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические новообразования подросткового возраста




Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11-12 лет), расширением познавательных интересов.

В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в под-ростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенство-вания его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обуче­ния, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо органи­зованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когни­тивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей дей­ствительности, а также на развитие личности в целом.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшают­ся все основные параметры внимания: объем, устойчивость, ин­тенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Па­мять внутренне опосредствована логическими операциями; запо­минание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнеми-ческой деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сме­няется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать по­нятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от од­ного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активно­сти усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Представленная выше идеальная модель того уровня психиче­ского иличностного развития, которого при благоприятных услови­ях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда.

 

Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки От теоретически воз­можных.

Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического разви­тия. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занима­тельные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточ­но широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза). Теоретическое понятийное мыш­ление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенно­сти в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможно­стям учащихся.

Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, от­сутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смеще­нием акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «непер­спективных», обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.

Старшие подростки (9—10-й класс) в целом проявили несколько более высо-кий, но совершенно недостаточный уровень интеллектуального и личностного разви-тия. При этом индивидуальные результаты отдельных школьников могут быть весьма впечатляющими.

 

Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной дея-тельности в средних классах школы, содержание учебных программ система методов подачи учебного материала и контроля за его ycвоением.

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности

 

Анализ подросткового возраста — одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии. Сроки его начала и окончания психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований — все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. Единство мнений существует только в том, что это период наиболее интенсивного личностного развития.

Интересы и ценностные ориентации. Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблю-даемые-отрицательные поведенческие особенности: снижение рабо­тоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и по­вышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.

Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка»[247]. Он выделил не­сколько групп интересов («доминант») подростка:

«эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной лич­ности);

«доминанта дали» (большая субъективная значимость от­даленных событий, чем текущих и ближайших);

«доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодоле­нию, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

«доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).

Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизу­ют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, вы­ходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений.

Возникновение избирательных или, по определению Л.И. Божович, постоянных (стержневых) личностных интересов, кото­рые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивает подрост­ков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее[248]. Стремление занять иную жизнен­ную позицию, более самостоятельную (в отличие от потерявшей субъективную ценность позиции школьника), вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные качества личности.

Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей систе­мы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но от­мечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наи­более трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учи­тывая новые потребности и новые способности подростка.

Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость на­строения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с проти­воречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наи­более часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии.

Самосознание. Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, — это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.

Выделено и описано несколько видов взрослости [249]:

подражание внешним признакам взрослости: курение, yпoтребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный ин-терес к проблемам пола, копирование способов развлечения и уха-живания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфи-ческое свободное времяпровождение;

— стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли выносливость, смелость и т.п.;

социальная взрослость — как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;

интеллектуальная взрослость — связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

«Чувство взрослости» обнаруживает себя по-разному. Задача взрослых — «изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первый лепет и надлежащим образом ответить»; помочь подро-сткам в поиске культурных средств выражения «чувства взросло-сти», чтобы избежать малоприятных для взрослого сообщества форм[250]..

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы[251]. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологически­ми изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находит­ся на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма — лич­ный миф. Личный миф — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредо­точенности на собственных переживаниях.

Пик такого эгоцентризма приходится на отрочество, а постепен­ное преодоление его происходит по мере развития близких довери­тельных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

Половая идентификация подростков. Биологическое созрева­ние, гормональная перестройка — обязательная предпосылка пси­хического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим признакам несоответст­вия тому представлению о «норме», которая сложилась у данного подростка. Типичная возрастная особенность — склонность преуве­личивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности. Закрепляются особен­ности восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок, эмоциональной сферы, отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков.

Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональные восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, большая конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, более старших, к авторитету семьи, стремление опекать младших.

У девочек значительно более высок и интерес к своей внешности. Специфика полового проведения выражается в сочетании кокетства с застенчивостью и стыдливостью. В повседневной деятельности де­вочки, как правило, более аккуратны, исполнительны и терпеливы, чем мальчики. В школе они лучше успевают по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки, систематизация предметов и явлений). Они менее конформны, чем девочки; более раскованны в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям. Поэтому в неблагоприятных средовых ус-ловиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе.

В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы[252].

 

«Но ни одна из перемен, происшедших в моем взгляде на вещи, не была так поразительна для самого меня, как та, вследствие которой в одной из наших горничных я перестал видеть слугу женского пола, а стал видеть женщину, от которой могли зависеть, в некоторой степени, мое спокойствие и счастие.

С тех пор как помню себя, помню я и Машу в нашем доме, и никогда, до случай-переменившего совершенно мой взгляд на нее, и про который я расскажу сейчас,— не обращал на нее ни малейшего внимания. Маше было лет двадцать пять, когда мне было четырнадцать; она была очень хороша; но я боюсь описывать ее, боюсь, чтобы воображение снова не представило мне обворожительный и обманчивый образ, составившийся в нем во время моей страсти. Чтобы не ошибиться, скажу только, что она была необыкновенно бела, роскошно развита и была женщина; а мне было четырнадцать лет.

<...> Я по целым часам проводил иногда на площадке, без всякой мысли, с напряженным вниманием прислушиваясь к малейшим движениям, происходившим наверху; но никогда не мог принудить себя подражать Володе, несмотря на то, что мне этого хотелось больше всего на свете.

<...> Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее.

Я был слишком самолюбив, чтобы привыкнуть к своему положению, утешался как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удо-вольствия, доставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользо-вался Володя и которым я от души завидовал, и напрягал все силы своего ума и вооб-ражения, чтобы находить наслаждения в гордом одиночестве» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. 168—169).

Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы «извне», инте-риоризируя представления и оценки взрослых, в которых положи­тельные стороны личности представлены очень абстрактно, неопре­деленно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные — конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми крас­ками.

 

Очень показательный пример в этом смысле — беседа матери благополучного ученика с классным руководителем: «Даже не знаю, что вам сказать... У него все хо­рошо, пожаловаться не на что». В противоположном случае, перечисляя все прегре­шения, дисциплинарные нарушения, учитель гораздо более ярко и эмоционально вы­разительно рисует картину отклоняющегося поведения.

 

Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Попытки самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более слож­ное представление о себе.

Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу.

 

Так случилось, что после уроков на глазах одноклассников ученик 6-го класса Алеша попал под машину. И хотя в конце концов все оказалось не так страшно, дети пережили эмоциональное потрясение. Два-три первых дня были самыми сложными. Один из вечеров двенадцатилетнего Димы, приятеля Алеши, закончился бурными слезами и развернутым самоанализом. Начав с того, как ему жалко, что так все случилось, вспоминая детали того горестного дня, он неожиданно перешел на то, что волновало его в нем самом. Сравнивая себя то с одним, то с другим од­ноклассником, он приходил к выводу, что все у него не так, как он бы хотел. Тут была и тема его интеллектуальных способностей, его успешности в учебе; и тема «идеального друга», о котором он мечтает, но не находит среди своих приятелей; и тема образа себя в глазах других подростков, когда хочется выглядеть «крутым», «не дауном», но для этого надо говорить и делать такие вещи, которые сами по себе ему противны.

 

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные крите­рии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоин­ства, опираться на сильные стороны своей личности.

К концу подросткового возраста складывается достаточно раз­витое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, само­воспитанию, к формированию положительных качеств и преодо­лению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Спо­собность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: са-мосовершенствования, саморазвития, самоактуализации[253]. Кризис перехода к юности (15—18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного разви-тия[254]. Завершается же социально-психологическое и личностиое самоопределение уже за пределами школьного возраста, в cpeднем между 18 и 21 годами.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

1. С какими данными связано представление о кризисном характере под-ростничества?

2. Как разные психологические теории определяли содержание развития период подростничества?

3. Почему, несмотря на то, что подросток продолжает быть школьником учебная деятельность теряет свое ведущее значение?

4. Охарактеризуйте ведущую деятельность подросткового периода.

5. Как отличить нормальные трудности подростничества от патологического протекающего пубертатного криза?

6. Сравните различающиеся точки зрения на проблему ведущей деятельности в подростковом возрасте. Подберите аргументы в пользу той и другой позиции.

7. Какие педагогические выводы следуют из положения о значимости «проблемы интересов» в подростковом возрасте?

8. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?

 

ЗАДАНИЕ 1

 

Какие характерные особенности эмоциональной сферы подростка описаны в данном отрывке?

«Он думал: «Я длинный». Люсьен сгорал от стыда, ведь он такой же длинный как Барато — маленький, и все смеются над ними. Его словно сглазили: до сего дня он считал естественным смотреть на своих товарищей сверху вниз. Теперь же ему представлялось, что его обрекли вдруг до конца дней оставаться длинным. <.. Люсьен был в отчаянии. Когда мать уложила его спать, он встал и подошел к зеркалу — посмотреть на себя.

<...> В последующие дни ему хотелось попросить у г-на аббата разрешить пересесть в глубину класса. И все из-за Буассе, Винкельмана и Костиля, которые сидели позади и смотрели ему в затылок. Люсьен чувствовал свой затылок, хотя и не видел его. Но когда он, лихо отвечая, читал монолог Дона Диего наизусть, те, дру­гие, находились сзади, смотрели ему в затылок и думали с усмешкой: "Какой он худой, шея у него, как две веревки"» (Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 334).

 

ЗАДАНИЕ 2

 

О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот ста­рый человек поумнел за последние семь лет» (М. Твен. Цит. по: Большая книга афо­ризмов / Сост. К.В. Дутенко. 1999. С. 558).

«Подростки: существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители». (Р. Уолдер (американ­ский психолог). Цит. по: Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Дутенко. 1999. С. 596).

Дополнительная литература:

Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аф­фективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подро­стков. М., 1988.

Подросток на перекрестке эпох / Под ред. СВ. Кривцовой. М., 1997.

Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и воз­растная динамика. М.; Воронеж, 2000.

Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.

Руководство практического психолога. Психологические программы развития лично­сти в подростковом и старшем школьном возрасте: Метод, пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / Под ред. И.В. Дубровиной. Ека­теринбург, 1998.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.; Воронеж, 1996.

Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 0. С. 38-47.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому воз­расту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Глава XVII ЮНОСТЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...