Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная периодизация психического развития человека




Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Кризис ново рожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни  
Младенчество 2 мес. — 1 год Ситуация эмоцио­нального единства ре­бенка и взрослого («мы») Непосредственно-эмоциональное общение Общение с родным взрослым — ситу­ативно - личностное — Потребность в общении — Базовое доверие к миру — Дифференциация ощуще­ний и эмоциональных со­стояний — Различение близких и по­сторонних людей — Преднамеренные действия (хватание, доставание пред­мета) — «Истинное» подражание — Предметное восприятие — Автономная речь — Ходьба — Мотивирующие представ­ления. Превращение ребенка в субъекта желания и дейст­вия Биологическая беспомощ­ность новорожденного, опе­режающая инициатива взрослого, бондинг, безус­ловные и условные рефлексы, социальная улыбка, макси­мально социальное существо, комплекс оживления, госпи-тализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое об­щение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пас­сивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипу­ляции и др.
Кризис 1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребеяка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции
Раннее детство 1—3 года Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или Я и другой, или Р — Предмет - В. Познание мира чело­веческих предметов Орудийно-предметная (предметно-манипу-лятивная) Общение со взрос­лым — ситуативно-деловое. Общение со сверст­никами — началь­ные формы, взаим­ное подражание — Овладение предметными действиями — Символическое, замещаю­щее действие — Предметная игра Начальные этапы изобра­зительной и других видов продуктивной деятельности — Активная речь — Наглядно-действенное мышление — Личное действие — Сознание «Я сам» — Отделение себя от окру­жающих и сравнение себя с ними Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие дей­ствия, внешние ориентиро­вочные действия, полифунк­циональные предметы, сюжетно - отобразительная игра, «игра рядом», куплет-ность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, ста­дия головоногов, агрессив­ность, пассивная речь, не­произвольное внимание, не­произвольная память и др.
Кризис 3 лет «Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»

 

 

Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Дошкольное детство 3—7 лет Ребенок и взрослый (общественный, обоб­щенный). Познание мира чело­веческих отношений Игра (сюжетно-ро-левая игра) Общение со взрос­лым: 3—5 лет — внеси­туативно-познава­тельное; 5—7 лет — внеси­туативно-личност­ное. Общение со сверстниками — игровое сотрудничество, со­переживание — Воображение — Наглядно-образное мыш­ление — Начала понятийного мышления — Картина мира, «абрис» — Новые мотивы поведения — Соподчинение, иерархия мотивов — Произвольность поведения — Первичные этические ин­станции — Самосознание — Самооценка — Практическое овладение речью, развитие функций речи Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ори­ентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориенти­роваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мыш­ления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных этало­нов), игровая роль, содер­жание, игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, эго­центрическая речь, контекст­ная речь и т.д.
Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
Младший школьный воз­раст 6-7 - 10 лет Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя   Учебная деятельность Особенности учеб­ного общения: роль учителя, роль свер­стников. Совместное обсу­ждение учебной проблемы — «Умение учиться» — Понятийное мышление — Внутренний план действий — Рефлексия — интеллекту­альная и личностная — Новый уровень произ­вольности поведения — Самоконтроль и само­оценка — Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня дости­жений от содержания и ор­ганизации учебной деятель­ности Психологическая готовность к школе, личностная готов­ность, умственная готов­ность, чувство компетентно­сти, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствова­ния, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фо­бия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, ла­тентный период и др.
Кризис пред-подростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя

 

 

Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Подростковый, отроческий возраст 10-11 -14-15 лет Формирование созна­тельного отношения к, себе как к члену об­щества. Благоприят­ные условия (сензи-тивность) для прояв­ления индивидуаль­ности Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общест­венно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая груп­па как психологи­ческое пространство возникновения ос­новных новообра­зований подрост­ков. Подросток и взрос­лые: амбивалент­ность отношений, стремление к неза­висимости и по­требность в защите и поддержке — Чувство взрослости - но­вый уровень самосознания — Стремление к самоутвер­ждению — Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей — Я-концепция — Формально-логическое (рассуждающее) мышление — Рефлексия «Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы
Кризис пере­хода к юности (15-18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития
Юность Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год Поиск своего места в более широкой соци­альной общности, на­чало практической самореализации. Процесс самоопреде­ления как аффектив­ный центр социальной ситуации развития Учебно - профес­сиональная деятель­ность. Профессиональное са­моопределение Потребность в не­формальном, дове­рительном общении со взрослыми. Дружба.. Установление взаи­моотношений с ли­цами противопо­ложного пола. Любовь — Потребность самоопреде­ления — Готовность к личностно­му и профессиональному са­моопределению — Жизненные планы — Устойчивое самосознание — Идентичность — Ценностные ориентации — Мировоззрение. внутренняя позиция мужчи­ны (или женщины) Взрослость, жизненные зада­чи, социальные роли, мо­дель типичного жизненного пути, психосоциальный мо­раторий, абстрактное мыш­ление, философская рефлек­сия, ролевое смешение, диф­фузия идентичности, осозна­ние собственной уникально­сти, смысл жизни, юноше­ский максимализм
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) «Отрыв от родительских корней»

 

Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») — 20—30 лет. Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет Принятие на себя полноты ответствен­ности Труд Максимальная реали­зация сущностных сил человека. Спектр основных дея-тельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их со­отношение Круг общения, свя­занный с профес­сиональной дея­тельностью. Освоение и реали­зация супружеских и родительско-детских отношений — Построение стратегии жизни — Феномен акме — Смысложизненные реше­ния — Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулиро­вать проблемы, диалектиче­ское мышление) — Материнство / отцовство Взрослость, зрелость, само­актуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, ак-меология, карьера, профес­сионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель пе­рехода
Нормативные кризисы зрелости Кризис 30-летия— коррекция плана создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты молодости; сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов
Взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение) — 60-75 лет. Старость — 75-90 лет. Долгожи­тельство — свыше 90 лет Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости Профессиональная деятельность в адап­тированных формах. Структуризация и пе­редача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности Сужение круга об­щения. Взаимоотношения со взрослыми деть­ми и внуками — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость — Счастливая старость — Интегрированность, цель­ность Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассив­ное старение, типологии ста­рости, освобождение от сек­суального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастли­вая старость
Кризис инди­видуального существования Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установкив отношении смерти

 


[1] См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13—60.

[2] Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 16.

[3] Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 70.

[4] См.: Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 26.

[5] См.: Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 28-32.

[6] См.: Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. С. 244-269.

[7] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 179-180.

[8] См.: Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития. С. 40—42.

[9] См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-40.

[10] Леонтьев А.Н. Об историческим подходе в изучении психики ребенка / / Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 114.

[11] См.: Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии II Категории материалистической диалектики в психологии /Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988. С. 22-56.

[12] Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.

[13] Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.

[13] См.: Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми до­школьного возраста //Избр. психологические произведения. М., 1975.С. 103—106.

 

 

[15] См.: Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991. С. 18—21.

[16] Ас нин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хре­стоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис:В 2ч. М., 1980. Ч.

[17] Мухина B.C. Близнецы. М., 1981

[18] См.: Попцова Е.В. Роль матери как субъекта обучающего общения в общепси-хическом и речевом развитии ребенка раннего возраста // Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. Иваново, 1994. С. 83-96.

[19] См.: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрас -тной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч. 1. С. 6-8.

[20] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 35—60.

[21] См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Обухова Л.Ф., Фро­лов Ю.И. От Выготского к Гальперину. Специальные приложения к «Журналу прак­тического психолога». М., 1996.

[22] См.: Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С. 79—92.

[23] См.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Г. Экспериментальное формирование

внимания. М., 1974.

[24] См.: Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 28.

[25] См.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры­балко. СПб., 2001.

[26] Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского // Хрестоматия по возрастной и пе­дагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч.1. С. 248-249

[27] Суворов А.В. Вчувствоваться, вдуматься (о некоторых особенностях общения в ситуации слепотлухоты) // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 152.

[28] См.: Кон И.С. Ребенок и общество. С. 20—39

[29] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

[30] См.: Крайг Г. Психология развития. С. 674

[31] См.: Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы раз­вития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1976. С. 156—166.

[32] См.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Ры­балко.СПб., 2001; Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное посо­бие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1995; Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

[33] Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С. 3—59.

[34] Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002. С 18-41.

[35] Прейер В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб., 1912.

 

[36] Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 89—90.

[37] Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая со­ветская энциклопедия. М., 1936. Т. 6. С. 275—279.

[38] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 35

[39] Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюцион­ной России. Дубна, 1955.

[40] Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. С. 200.

[41] Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. № 2. С. 61.

[42] Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюцион­ной России. С. 94-95.

[43] Нечаев А.П. К вопросу о взаимоотношении педагогики и психологии / / Русская школа. 1899. № 3. С. 50.

[44] Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 111.

[45] Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 96—120.

[46] Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910

[47] Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1930

[48] Гезелл А. Педология раннего возраста. С. 231.

[49] Выготский Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл А. Педология раннего возраста. С. 8.

[50] Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.

[51] Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бю­лера «Очерк духовного развития ребенка» // Возрастная и педагогическая психоло-гия: Тексты. М., 1992. С. 18-31.

[52] Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.

[53] Мид М. Культура и мир детства. С. 322.

[54] Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991

[55] Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессозна­тельного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 123—202.

[56] Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. С. 161.

[57] Психоанализ детской сексуальности (3. Фрейд, К. Абрахам. К.Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци) / Под ред. В.Л. Лукова. СПб., 1997

[58] Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993

[59] Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991. С. 36.

[60] Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хай-манн. М., 2001.

[61] Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997. С. 8—13.

[62] Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995. С. 44.

[63] Боулби Дж. Детям — любовь и заботу //Психология развития: Хрестома-тия. СПб., 20.01. С. 127-140.

[64] Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 46—51.

[65] Шпиц Р. Поведение депривированных детей / / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. С. 166—167.

[66] Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991

[67] Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991. С. 28.

[68] Там же

[69] Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991

[70] Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

[71] Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии / Под ред. G. Fav Vizziello, D.N. Stern. M., 1994

[72] Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. С. 66.

[73] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000. С. 215—245.

[74] Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. С. 137.

[75] Эриксон Э. Детство и общество. С. 14

[76] Эриксон Э. Детство и общество. С. 229.

[77] Там же. С. 235-259.

[78] Эриксон Э. Детство и общество. С. 298.

[79] Эриксон Э. Детство и общество. С. 258.

[80] Там же. С. 259.

[81] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 234—235

[82].: Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1999.

[83] Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 223

[84] Уотсон Дж..Б.Бихевиоризм:Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.) / Под ред П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 34-46

[85] Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930. С. 31

[86] Kpайг Г. Психология развития. С. 54—56.

[87] Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. С. 9.

[88] Там же. С. 12.

[89] ТорндайкЭ. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930

[90] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 354.

[91] Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX в. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С. 60-97

[92] Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 169

[93] Раттер. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 374—397.

[94] Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992. С. 91-146.

[95] Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева.- М., 1987. С. 190-231:

[96] Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. С. 28.

[97] Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная амери­канская психология развития. М., 1986. С. 7—32.

[98] Обухова А.Ф., Шаповаленко Н.В. Формы и функции подражания в дет­ском возрасте. М., 1994. С. 16—17.

[99] Бандура А. Теория социального научения.

[100] Бандура А. Теория социального научения

[101] Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания а дет­ском возрасте. С. 54—56.

[102] Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф, Подольский А.И. Современная амери-канская психология развития. С. 93—106

[103] Кон И.С. Ребенок и общество. С. 31.

[104] Крайг Г. Психология развития. С. 23—26

[105] Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 60-80.

[106] Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 36—43; Крайг Г. Психология развития. С. 74—79; Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. С. 101 —115

[107] Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981

[108] Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 23.

[109] Пиаже Ж.. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. С. 11—37

[110] Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 23—79

[111] Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001. С. 45.

[112] Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 89—94.

[113] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М., 1994

[114] Гальперин П.Я.,. Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 296-324

[115] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. С. 133—164

[116] Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 573—594.

[117] Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития; Дональд -сон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985; Развитие личности ребенка/ Под ред. A.M. Фонарева.

[118] Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против

[119] Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии

[120] Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-41.

[121] Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 13

[122] Выготский Л. С. История развития высших психический функций. Т. 3. С. 145

[123] Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 24.

[124] Матюшкин A.M. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. 341.

[125] Выготский Л. С. Основы педологии: Стенограммы лекций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 395

[126] Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 494

[127] Ладыгина - Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935

[128] Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 62

[129] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 118—184

[130] Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 362-367.

[131] Выготский Л.С. Мышление и речь. Т. 2. С. 118—361.

[132] Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 36

Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986[133]

[134] Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30-38.

[135] Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воро- неж, 1996

[136] Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога. 1997. 1. С 60-72.

[137] Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

[138] Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 63

[139] Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2. С. 34

[140] Кудрявцев В. Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду. 2000. № 2—3. С 30-48.

[141] Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 260.

[142] Там же. С. 247

[143] Выготский Л.С. Проблема возраста. Т. 4. С. 256

[144] Там же. С. 258

[145] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 60—78

[146] Эльконин А.Б. Введение в детскую психологию / / Избр. психологические тру­ды. С. 42.

[147] Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психологиче­ские произведения: В 2 т. Т. 1. С. 285—286.

[148] Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики / / Избр. психо­логические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 249-253.

[149] Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998. С. 94-217.

[150] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 75—78

[151] Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—39.

[152] Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психи­ческого развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 39.

[153] Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Авто-реф. дис. М., 1999.

[154] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

[155] Хасан В.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной дина­мики // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 94.

[156] Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практиче- ского психолога. 1999. № 2. С. 80-85.

[157] Кроник А.А., Кроник Е.Л. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998

[158] Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 269-271.

[159] Крайг Г. Психология развития. С. 195—196.

[160] Выготский Л.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. 279.

[161] Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития де- тей первого года жизни. М., 1981. С. 7—114.

[162] Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. С. 19—25

[163] Андреева Н,Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец: О развитии и воспитании ребенка первого года жизни. СПб., 1999

[164] Условное обозначение хронологического возраста, где первое число обозначает количество полных лет, второе — месяцев, а третье — дней.

[165] Цит. по: Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997. С. 21-22.

[166] Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997

[167] Выготский Л.С. Младенческий возраст. Т. 4. С.,274

[168] Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949

[169] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30—46.

[170] Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. С. 18— 22

[171] Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 65-69.

[172] Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного мате­ринства: Автореф. дис. М., 1998.

[173] Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодейст­вие. СПб., 1999.

[174] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. С. 85—88.

[175] Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития де­тей первого года жизни. С. 115—153.

[176] Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. M. 2001

[177] Бауэр Т. Психическое развитие младенца. С. 11.

[178] Лупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993

[179] Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1960

[180] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 1.

[181] Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви-тис // Вопросы психологии. 1994. № 1

[182] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 111

[183] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. M. 1996. С. 13

[184] Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. С. 195-203.

[185] Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 92—94.

[186] Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избр. психологические труды. С. 140

[187] Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. С. 64—65.

[188] Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. С.66.

[189] Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. С. 47

[190] Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982. С. 37

[191] Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте //Вопросы психологии. 1977. №2. С. 135—142

[192] Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985. С. 19-27

[193] Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949

[194] Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. С. 42-47.

[195] Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной Рос-сии // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 94—99

[196] Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

[197] Раннее обучение и развитие ребенка / Авт.-сост. В.В. Кантан. СПб., 1998

[198] Крайг Г. Психология развития. С. 292

[199] Цит. по: Коляда С. Опасные игрушки //Деньги. 2001. 31 октября. № 43 (47). С. 62

[200] Выготский А. С. Раннее детство. Кризис трех лет// Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 340-375

[201] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001

[202] Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78—85.

[203] См.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2.

[204] См.: Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы раз­вития психики. М., 1981. С. 481-509.

[205] См.: Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологиче­ская наука и образование. 1996. № 3. С. 17

[206] См.: Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / / Пси -хология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 68—75.

[207] См.: Эльконин Д. Б. Психология игры.

[208] Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 23.

[209] См.: Эльконин Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.

[210] См.: Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошколь­ника «Истоки» / Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой, К.В. Тарасовой // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64—70.

[211] См.: Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

[212] См.: Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избр. психологи­ческие произведения. М., 1983. С. 31—64

[213] См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 137—142.

[214] Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 157—174.

[215] См.: Запорожец А.В. Восприятие, движение, действие // Избр. психологиче­ские труды: В 2 т. Т. 1. С. 139-142.

[216] См.: Ветер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгер. М., 1986. С. 5—18

[217] См.; Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996

[218] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 82

[219] См.: Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопро­сы психологии. 1987. № 1. С. 44—51.

[220] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. C. 89—100

[221] Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3

[222] Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 376-385.

[223] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001

[224] Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. М., 1989. № 1. С. 37-42.

[225] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207-246

[226] Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994

[227] Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. пси-хологические труды. М., 1989. С. 241—251

[228] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996. С. 145—162

[229] Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.M. Мотивация учения и ее воспи­тание у школьников. М., 1983.

[230] Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психоло­гическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996

[231] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.

[232] См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 205—236; Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения.. М., 1999

[233] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов

[234] Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277

[235] См.: Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1.

[236] Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 8-27

[237] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 75—76

[238] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. С. 72—75

[239] Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. M. 1987. С. 46-55

[240] Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С. 20—32

[241] Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999

[242] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле-ния личности. М., 1994. С. 150—158

[243] Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 125—127

[244] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле­ния личности. С. 152

[245] Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991

[246] Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 65-120

[247] Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 6

[248] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштей-на. М.; Воронеж, 1995. С. 228-244

[249] Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967

[250] Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995

[251] Крайг Г. Психология развития. С. 591—592

[252] Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: социально-педагогический аспект. Дубна, 2001; Кле М. Психология подростка. Психосексуаль­ное развитие. М., 1991

[253] Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96

[254] Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви-тия // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61—69.

[255] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становле-ния личности. С. 165—191.

[256] Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становле­ния личности. С. 148—149.

[257] См.: Юность //Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М., 1990. С. 473-474.

[258] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.266

[259] Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С.81

[260] Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. М-, 1999

[261] Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...