Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и обработка информации




Задача этого этапа – установить смысл, значение собранной информации – цифр, фактов, документов. То есть, если до этого вы руководствовались в работе вопросом "что происходит", то теперь вас должен волновать вопрос "что все это значит". Любой отдельный факт – лишь фрагмент общей картины. Именно на этапе обработки информации полученные ранее данные должны слиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести существующие фрагменты, понять, какой еще информации не хватает.

По сути, этот этап является основным и самым сложным в работе журналиста. Прежде чем обнародовать информацию, он сам должен понять суть проблемы, а также выяснить, кто ее участники (кто виновник и кто жертва, например), постараться посмотреть на проблему с разных сторон, найти и предложить аудитории возможные решения. Только на основе интерпретированной информации возможно делать сколько-нибудь осмысленные выводы и только такая информация может служить основой для принятия решений на разных уровнях.

Экологическая тема отличается от других тем, что в ней, как правило, не бывает единичных событий, поэтому нужно всегда стремиться показать читателю как предысторию проблемы, так и возможные последствия того или иного явления.

Если, например, заявление известного политика о том, что он собирается участвовать в выборах в президенты, уже само по себе будет новостью, то сообщение о новых усилиях правительства в области сохранения старовозрастных лесов в отрыве от контекста будет лишено новостного содержания, и может служить только информационным поводом для подготовки материала. В статье (теле- или радиорепортаже) нужно будет не только пояснить, что это за леса и чем они ценны, но и рассказать, что же происходит с этими лесами, каковы объемы ежегодных вырубок, кто их проводит и какова экономическая выгода. Кроме того, полезно узнать, какие усилия предпринимались ранее в этом направлении, насколько они были успешны, а также упомянуть об опыте сохранения таких лесов в других странах.

В ходе этапа анализа и обработки информации нередко приходится возвращаться к началу – к определению целей и сбору информации, чтобы выстроить недостающие фрагменты картины. Это может быть короткое обращение к справочнику, а может потребовать большой дополнительной работы.

Подготовка материала

И наконец, последний этап – собственно подготовка материала к публикации (эфиру): написание текста и составление видео- или аудиоряда. Поговорим о некоторых особенностях материала на экологическую тему.

Подходы к написанию материала зависят:

· от типа СМИ, для которого вы готовите материал – требования к материалу для общественно-политического и "зеленого" СМИ различны, это объясняется характерными особенностями этих СМИ (см. главу "Общие и специализированные экологические СМИ: особенности подачи экологической информации");

· от жанра, в котором приходится работать (понятно, что условия работы будут существенно отличаться, в зависимости от того, готовите ли вы "горячую новость", когда нужно оперативно найти и обобщить всю имеющуюся информацию или журналистское расследование, когда у вас есть возможность поработать над документами, покопаться в архивах и библиотеках, поговорить со многими людьми);

· от целевой аудитории, на которую вы рассчитываете, ее уровня подготовленности к восприятию информации. Собственно, именно от типа вашей потенциальной аудитории и будет зависеть структура материала, его стиль, степень детализации и т.д.;

· от проблемы, о которой вы пишете: если вам выпало счастье писать "хорошую" новость, например, об успехе природоохранной акции или об открытии экологического музея, то участники события сами предоставят вам необходимую информацию; самое худшее, что может быть в этом случае – они немного преувеличат значимость успехов, но может быть, и это не так уж плохо; сложнее будет описывать ситуацию с аварией или катастрофой; в этом случае возможен широкий спектр различных мнений и оценок, разобраться в которых может оказаться непросто;

· от того, насколько вы лично знакомы с проблемой, о которой собираетесь писать, ведь одно дело, если вы собираетесь писать о строительстве нового мусоросжигательного завода в вашем городе, уже имея представление о существующих технологиях, о том, что такое диоксины, какое влияние они оказывают на здоровье населения и т.д., и совсем другое – когда всю эту информацию вам приходится собирать уже в процессе подготовки конкретного материала; сбор и обобщение так называемой базовой информации, во-первых, увеличит время подготовки материала, а даже лишние несколько часов, потраченных на изучение проблемы, могут быть критичными для журналиста, работающего в жанре коротких новостных сообщений; во-вторых, отсутствие даже минимальных знаний о проблеме существенно увеличивает вероятность того, что вас дезинформируют или попросту одурачат те, кому по каким-либо причинам выгодно скрыть правду.

27. Работа с научной литературой

Постоянная работа с научной литературой – обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки – во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых – средством коммуникации, научного общения ученых между собой. Причем, необходимо учитывать разные функции тех или иных видов публикаций, отражающих, как правило, разные этапы развития научного знания.

Вначале новые научные факты, идеи, теории появляются в публикуемых тезисах выступлений на научных конференциях, семинарах, съездах, симпозиумах, а также в препринтах и других видах публикаций, осуществляемых наиболее быстро. Затем в уже систематизированном и отобранном виде они переходят в научные статьи, публикуемые в журналах и сборниках.

Следующий этап – в еще более обобщенном, систематизированном и проверенном виде факты, идеи, теории публикуются в монографиях. И только фундаментальные, общие и неоднократно проверенные новые компоненты научного знания попадают в учебники – вузовские, а уж самые значительные – в школьные. Эту динамику движения научного знания необходимо учитывать в Вашей работе с научно-педагогической литературой, разграничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научно-педагогическом мире.

Начиная работать с литературой по выбранной теме исследования, даже до этого – по выбранному Вами направлению, Вы приступаете к составлению библиографии. Для этого лучше всего использовать обычные каталожные библиотечные карточки, которые есть в любой библииотеке. На одной (лицевой) стороне пишется источник: фамилия и инициалы автора, название работы, в каком журнале, сборнике и т.д. издана статья, тезисы и т.п., место (город) издания, издательство, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую страницу расположена статья, тезисы в журнале, сборнике и т.д. Причем, есть определенный библиографический стандарт – как надо оформлять данные о литературных, а также, к примеру, архивных и других источниках. Это можно посмотреть, в частности, в списках литературы в диссертациях Ваших уже защитившихся коллег. Именно в диссертациях, поскольку в книгах, выпускаемых разными издательствами, далеко не всегда этот стандарт соблюдается. На оборотной стороне карточки Вы фиксируете те факты, утверждения и т.п., что представляют интерес для Вашей работы. Если места для этого не хватает, на карточке дается пометка о том, на какой странице специально заведенной тетради конспектов следует искать конспект данной работы. Если выписывается цитата дословно, она охватывается кавычками, чтобы в дальнейшем отличить ее от конспективной записи. Но в любом случае необходимо пометить – с какой страницы (страниц) источника взят, законспектирован материал.

Вообще библиографию необходимо вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам тогда, когда на это у Вас уже не будет времени. Допустим часто распространенный случай), Вы не записывали, сколько страниц в книге, или на каких страницах напечатана та или иная статья. Когда же Вы начнете оформлять список литературы к диссертации, Вам придется вновь заказывать всю литературу в библиотеке. На это уйдет не день и не неделя, а намного больше.

Как искать необходимые литературные источники (если не говорить о специальных источниках – архивных материалах и т.п. – это отдельный разговор)? В первую очередь – в библиотечных каталогах (книги) и в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в конце монографий, и списки цитированной литературы в диссертациях Ваших уже защитившихся коллег.

Библиография, содержащаяся в нескольких диссертациях, близких к Вашему направлению исследований, по сути даст Вам почти все публикации, имевшиеся на момент защиты этих работ. Это, конечно, можно и нужно использовать. Однако все же не сочтите за труд проработать те первоисточники, на которые ссылаются диссертанты – Ваши предшественники, а то нередко приходится наблюдать, как опечатки, например, в фамилиях, инициалах авторов, в цитатах «перекочевывают» из диссертации в диссертацию. Ведь научный мир педагогики не так широк, и большинство ученых знакомы между собой, уж если не лично, то по публикациям, и такие ошибки сразу бросаются в глаза даже при беглом пролистывании Вашей диссертации.

Отдельный вопрос – использование иностранной литературы. К сожалению, в былые годы сложилась практика, когда привлечение иностранных литературных источников в педагогических кандидатских, да и докторских диссертациях практически не требовалось. Как правило, в списке цитированной литературы приводились 2-3 иностранные работы, многие диссертанты и вовсе на них не ссылались. Хотя в диссертациях по многим другим специальностям, например по физике, медицине в список литературы включается обычно не менее, а подчас и более половины иностранных источников. Объяснить такое явление в педагогике можно, очевидно, тем, что до последнего времени наше общество, страна жили в идеологической изоляции от всего мира. А педагогика, как ни считай – наука идеологическая

Но сегодня, когда страна пытается войти равноправно в мировое сообщество, стремится стать цивилизованной, игнорирование работ наших зарубежных коллег становится просто неприличным. В то же время следует сказать и о несколько разной направленности проблематики, определенной «чересполосице» исследований. Если, например, в отечественной педагогике большое внимание уделяется проблемам содержания образования, то в зарубежной – его целям и задачам; в отечественной – огромное количество публикаций по методам обучения, а в зарубежной – по организации учебного процесса (расписание занятий, их режим и т.д.)

В ходе исследования Ваша библиография разрастается и, наконец, на ззавершающем этапе становится списком цитированной литературы. Здесь уместно дать ряд технических советов. Во-первых, не пытайтесь искусственно расширять этот список из «престижных» или каких-то иных соображений за счет работ, на которые нет прямых ссылок в тексте диссертации. Если Вы добросовестно проработали свою проблему, у Вас в библиографии автоматически появится не менее сотни литературных источников. А все «дополнительные» включения легко проверяются оппонентами. Допустим, я рецензирую диссертацию, в которой, скажем, список литературы составляет 250 наименований. На отдельном листе бумаги я пишу номера: 1, 2, 3, 4… и так далее до 250. Затем, читая или пролистывая работу, я вычеркиваю номера, на которые даются ссылки в тексте. Оставшиеся не вычеркнутыми номера – это те самые «дополнения» налицо

Во-вторых, список цитированной литературы, расположенный в алфавитном порядке, неоднократно будет уточняться, нумерация неизбежно будет меняться в процессе обсуждения диссертации на стадии предзащиты; какие-то источники придется добавить, возможно, что-то сократить. Наконец, могут появиться новые публикации, которые также необходимо будет вставить. Поэтому, печатая текст диссертации, даже в первом варианте, желательно оставлять пустое место в скобках, где должен быть номер цитируемого источника и вписывать его затем тонким карандашом. Впоследствии, когда список цитируемой литературы будет сформирован окончательно, составляется табличка перехода старых номеров в новые и новая нумерация впечатывается или вписывается в окончательный текст диссертации. В случае же использования компьютера обо всем этом можно не беспокоиться, поскольку перепечатка текстов максимально упрощена.

28. Структура и логика научно-педагогического исследования

1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач

2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода

3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем.

4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется.

5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления.

6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий.

7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.

29. Социологические методы в педагогическом исследовании

Применение в педагогическом исследовании социологических методов, которые прочно вошли не только в состав психолого-педагогического инструментария, но и в практику работы школы, связано с признанием того факта, что ни одна система не может оптимально функционировать без обратной связи, т.е. объективной информации о том, насколько успешно и в соответствии с планом реализуются стоящие перед системой задачи.

Социологические методы дают возможность педагогам-исследователям и практикам иметь, помимо традиционных критериев успешности работы школы (статистическая отчетность, учет успеваемости и т.д.), также и дополнительную не менее ценную информацию, позволяющую, кроме количественных параметров, проанализировать и качественную сторону работы любого звена в системе и вовремя предпринять необходимые корригирующие воздействия.

В данном параграфе мы рассмотрим некоторые социологические методы, наиболее широко применяющиеся в курсовом и дипломном исследовании по педагогике. Это несколько вариантов опроса (беседа, интервью, анкетирование), а также социометрический метод. Мы опишем также весомо продуктивный метод контент-анализа, который пока не нашел в студенческих исследованиях широкого применения.

Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном – как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента.

В педагогическом исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, преподавателей или школьников и студентов (поступках, мнениях, интересах и т.д.) и для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.

Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом (СНОСКА: Примечание. Человека, которого опрашивают в ходе беседы, анкетирования, интервью, называют респондентом. Учащиеся экспериментальных и контрольных классов называются реципиентами.) на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.

30. К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Это может быть представлено с помощью списка:

⁻ наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных;

⁻ изучение первичной документации – основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее;

⁻ сравнение – позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;

⁻ измерение – способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

⁻ нормативный – предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей системы позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);

⁻ эксперимент — основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

При рассмотрении этих методов следует учитывать, что в списке они расположены по степени нарастания активности исследователя. Разумеется, наблюдение и измерение входят во все виды экспериментов, но должны быть также рассмотрены как самостоятельные методы, широко представленные во всех науках.

31. Теоретические методы исследования – это логическая абстракция, которая создается посредством создания научных гипотез и теорий на основе уже имеющихся знаний. Методы теоретического исследования имеют ряд разнообразных вариантов:

Абстрагирование. Так называют процесс отвлечения от определенных свойств субъекта при его познании ради углубленного исследования какой-то определенной его стороны. К примеру, результатами абстрагирования выступают такие понятия, как цвет, кривизна, красота и так далее. Формализация – это отображение знаний в символическом знаковом виде, когда они обретают вид формул и условных значений.

Аналогия. Представляет собой некое заключение об определенном сходстве двух объектов по какому-либо признаку на основании идентичности между ними в иных характерных чертах. Предметное моделирование – изучение объекта с помощью абстрактных моделей и последующего переноса полученных знаний на исследуемый оригинал.

Мысленное моделирование – в методологии аналогично предметному, однако здесь используются мысленные образы. Кроме отмеченных существует компьютерное моделирование, где используются программы, а также знаковое - с применением формул и чертежей. Идеализация – это создание определенных понятий для объектов, которые в действительности не существуют, однако имеют прообраз в ней. К примеру, шар, идеальный газ, геометрическая точка, прямая и так далее.

32. Личностный подход

· - утверждает представление о сущности человека как личности;

· - ориентирует организацию педагогического процесс а на личность как цель, результат и критерий эффективности;

· - требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;

· - использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...