Понятие и специфика метода интервью
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА Метод интервью
Чита, 2009 г. ПЛАН
Введение 1. Понятие и специфика метода интервью . Формы интервью . Процедура использования интервью . Интервьюер . Проблемы метода интервью . Интервью ситуация Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. Основные достоинства интервью: . Ситуация интервьюирования по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов. . Возможность наблюдать человеческие реакции респондента позволят по ходу беседы корректировать его план, видоизменять форму или последовательность вопросов. . Личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе. . Устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения. Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.
Обязательным условием успешного проведения интервью является соблюдение процедуры интервью: 1) точный выбор респондента как объекта исследования; 2) определение места и времени проведения интервью, оптимально соответствующих цели и задачам исследования; 3) полная, корректная запись ответов и хода беседы; 4) правильное оформление материалов интервью. Успех интервью зависит от качества общения, степени контакта между интервьюером и респондентом, их взаимопонимания, готовности респондента помочь интервьюеру. Вопросы профессионально удачного интервью являются не просто инструментарием для съема информации социологического характера. - уже объективно они выражают концептуальное знание, предстают как этап перехода от возможного истинного знания к действительно истинному знанию. Респондент в таком интервью - не «подопытный» индивид, а равноправный собеседник, «добытчик» концептуального знания о социальной реальности. У интервью есть свои наиболее успешные области применения: качественные исследования; опросы экспертов; телефонные опросы; пилотажные исследования; контрольные и выборочные беседы в анкетировании. В отечественной социологической практике интервью применяется значительно реже, чем анкетный опрос. основными сферами применения интервью являются пробные, пилотажные исследования, изучения общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные беседы при анкетных исследованиях.
Понятие и специфика метода интервью
Интервью (англ. interview - беседа с глазу на глаз) - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации.
Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. В истории интервью можно выделить начальный период, когда оно применялось в основном в психиатрии в качестве клинической глубинной беседы в пациентом. При этом интервью использовалось как в качестве метода получения информации о больном, так и в качестве метода оказания терапевтического воздействия. С развитием эмпирических социологических исследований интервью постепенно становится одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. В отличие от последнего интервью осуществляется при помощи специального подготовленного для этого лица - интервьюера. В некоторых случаях социологи сами выступают в роли интервьюеров. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. В силу этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне псевдообщение; при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации. Специфика интервью состоит в том, что получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность интервью, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток. Другие исследователи считают интервью «королевским путем» в познании социальных явлений (Р.Кениг). С методологической точки зрения именно интервью представляет тот специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, например, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (М. Вебер). То обстоятельство, что полученная в интервью информация частично формируется, уточняется непосредственно в процессе общения сторон, выдвигает, в отличие от анкетного опроса, особые требования к методологии анализа и общения данных интервью. Это касается, с одной стороны, необходимости учета возможности воздействия целевых установок интервьюеров на поведение и мнения опрашиваемых. С другой стороны, непосредственное общение с опрашиваемым, эмоциональный контакт создают особые условия для более глубокого понимания объекта, чего не может дать ни одна, даже очень хорошая анкета. Возможность сочетания метода опроса и наблюдения в едином исследовательском акте, безусловно следует отнести к преимуществам интервью.
Для проведения социологического исследования методом интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюеров. От профессиональных и личностных качеств интервьюера во многом зависит успех интервью. Как правило, социологи предварительно разрабатывают подробный план интервью с указанием конкретных тем, которых должен касаться в беседе интервьюер. План интервью служит ориентиром в беседе с опрашиваемым. Чаще, однако, социологи подготавливают опросный лист, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками.
Формы интервью
Выделяют следующие формы интервью: По форме и технике опроса - ) стандартизированное (формализованное, структурированное) интервью - формализованная процедура опроса, т.е. имеется стандартизация плана интервью, а именно: жесткая формулировка вопросов (закрытых) и веера вариантов ответов к ним, а также определенная последовательность вопросов и их задавания; ) полустандартизированное (полуформализованное, полуструктурированное) интервью - интервью, предполагающее использование не только закрытых вопросов, но и некоторого количества открытых вопросов; ) нестандартизированное (свободное) интервью - интервью, при котором стандартизация процесса собственно интервью сведена к минимуму, здесь нет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. По целевому назначению - ) ретроспективное интервью (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации); ) интроспективное интервью (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий); ) прожективное интервью (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).
По типу опрашиваемых лиц - 1) интервью экспертов; 2) интервью простых респондентов; 3) интервью ответственных должностных лиц. По количеству опрашиваемых респондентов - 1) индивидуальное интервью; 2) групповое интервью. По процедуре - ) однократное интервью; ) многократное (панельное) интервью (предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала); ) фокусированное интервью (направленное) - интервью, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений; 4) глубинное (клиническое, интенсивное) интервью - социологическое интервью, которое используется: а) для зондажа общественного мнения о различным вопросам; б) в разведывательных исследованиях; в) при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых; ) направленное интервью - дает возможность высказаться респондентам по «наболевшим» вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня, чаще такое интервью является свободным по форме проведения. По способу общения социолога и респондента - 1) личное интервью; 2) телефонное интервью (опосредованная форма общения респондентов). Такой вид интервью имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях. Данный вид интервью весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним - исчерпывающие (без дополнений, комментариев уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение. По месту проведения интервью - 1) интервью по месту жительства; 2) интервью по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций; 3) интервью на улице. По цели исследования - ) интервью разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле); ) интервью контрольное (с целью проверки результатов проведенного исследования, или пилотаж инструментария); ) интервью основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке). По способу регистрации ответов - ) интервью с записью в опросном листе (информация регистрируется по «свежим следам», по ходу интервью);
) интервью с записью на магнитофоне (проводится только в случае согласия использования техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы); ) интервью с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента). Представленные виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и использования конкретного вида интервью с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|