Процедура использования интервью
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях: ) Создание опросного листа (бланка интервью) на базе программы социологического исследования. Опросный лист - социологический инструментарий, предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы соответствующие тематик исследования. Типы и композиции вопросов, используемых в интервью, такие же, как в анкетном опросе. Банк интервью содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (сдержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точно использования всех требований инструкции при проведении интервью. ) Организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой. Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры интервью и точность получения даны. Так, речь идет о правилах процедуры интервью в самом широком смысле слова.
На проведение интервью существенное влияние оказывают время и место, стратегия и тактика его проведения, состав участников. Опрос на рабочего места для многих категорий опрашиваемых (респондентов) чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса. Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если опросник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил боле полно и точно. Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастет подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять «третьи лица» - члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации. Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования является наиболее удачным для проведения беседы, так как в этом случае отсутствуют перечисленные выше недостатки опроса на рабочем месте и по месту жительства. Таким пунктом опроса может быть какое-либо помещение: комната отдыха, класс технической учебы и т.д.
Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние «третьих лиц», появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса. Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае. Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, играет фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удачного для него времени. Если интервьюер добивается беседы с респондентом, к примеру только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются. Большое значение имеет информирование респондента о целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д. Важное значение имеет умение интервьюера плавно переходить от одной темы к другой. Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не принуждайте его к беседу, договоритесь о новой встрече. Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.
Интервьюер
Интервьюер (англ. interviewer) - лицо, проводящее интервью. Работа интервьюера предполагает осуществление следующих целей: 1) налаживание контакта с респондентом; 2) правильная постановка вопросов интервью; 3) правильная фиксация ответов. Задача интервьюера - организационно подготовить интервью, найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в которой далее ведется беседа. Так, вся процедура интервью, начиная с появления интервьюера и с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы.
Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать с вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться - опрос должен быть одинаковым ля всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов. Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Продолжительность интервью не лимитируется: не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп интервью определяется обстоятельствами: спецификой темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп интервью может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности - чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст и др.).
Способ регистрации данных зависит от вида интервью. При проведении глубинного или свободного интервью может применяться стенография, запись по «горячим следам» в бланк интервью или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании интервью). Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учетом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с каточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения интервью, способы регистрации ответов. По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы: ) заполненные бланки интервью; ) маршрутные листы; ) отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к интервью и к исследуемой проблеме и др. Интервью должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации интервью и самих опрашиваемых создают основу для выводов и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), о и отбор и подготовку интервьюеров. В качестве интервьюеров могут выступать профессиональные социологи, а также представители других профессий при условии успешного завершения обучения. Практика социологических исследований говорит в пользу использования в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования, а значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении интервью целесообразно использовать как можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность работы, но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов. При этом, кто бы не проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его работу в этой роли. Это коммуникабельность, внимательность, добросовестность, честность, интеллектуальные способности, культура, поставленная дикция. При отборе кандидатов для работы в качестве интервьюеров возможно использование тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать и др. половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим учет специфики темы и аудитории с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам. После соответствующей подготовки (по специальным методикам) при условии положительных результатов проведения серии контрольных интервью интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую информацию и использовать принцип взаимозаменяемости сотрудников с целью контроля их работы и повышения надежности информации.
Проблемы метода интервью
Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса. Использование интервью предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение интервью может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети. Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального интервью), так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представлении своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре само интервьюирования. Отмеченные нюансы связаны со сложностями проведения и организации интервью, они не являются непреодолимыми недостатками метода. интервью социологический исследование Следует затронуть проблему метода, касающуюся личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом «эффекте интервьюера». Это проявляется на уровне вербального и невербального общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным (в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения) или бессознательным. Особую сложность представляет действие стереотипов восприятия, подталкивающих интервьюера заранее предугадывать ответы, ориентироваться на какой-либо типичный, с его точки зрения, ход мысли, переносить на потенциально возможные ответы свои ожидания, что порой приводит к объективации своих симпатий и антипатий в области обсуждаемой проблемы в процессе интервьюирования и др. Средства нейтрализации «эффекта интервьюера» - правильный подбор и подготовка интервьюеров, а также контроль за результатами их деятельности. Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации интервью. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно интервью в социологической практике, что поставляет более полную, глубокую, качественную информацию. Успех интервью зависит от качества общения степени контакта между интервьюером и респондентом, на взаимопонимания, готовности респондента помочь интервьюеру. Вопросы профессионально удачного интервью являются не просто инструментарием для съема информации социологического характера, - уже объективно они выражают концептуальное знание, предстают как этап перехода от возможного истинного знания к действительно истинному знанию.
Интервью ситуация
Интервью ситуация - совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказывать воздействие на ход и результаты интервью. Интервью ситуация представляет собой искусственно созданное исследователем состояние, в которое вовлекается опрашиваемый с целью изучения его вербального и реального поведения в процессе интервью. Интервью ситуация складывается из элементов непосредственного окружения и обстановки, в которой осуществляется межличностное общение, а также более широких социальных условий. От того, какая сложилась в данном случае интервью ситуация, во многом зависит полнота и качество полученной социологической информации. Социологи придают большое значение умению правильно определить необходимую интервью ситуацию. Задача выбора и создания необходимой ситуации является функцией социолога организующего исследование, и интервьюера, непосредственно проводящего опрос и руководящего его ходом в соответствии с конкретными условиями. Взаимоотношения между интервьюером и опрашиваемым лицом являются важнейшей стороной интервью ситуации. Характер этих взаимоотношений, теснота контакта, психологическая атмосфера общения составляют совокупность внутренних факторов интервью ситуации. Огромная роль в создании благоприятной интервью ситуации принадлежит интервьюеру. К внешним факторам интервью ситуации относятся условия непосредственной обстановки, окружения, места и времени проведения интервью, а также социальная обстановка в целом. В зависимости от целей и задач исследования социологи выбирают наиболее благоприятную интервью ситуацию. Так, для изучения отношения к труду, например, целесообразно проводить интервью на предприятии или в учреждении, на месте работы. При этом ставится задача обеспечения комфортных условий для ведения беседы: отсутствие шума, вибрации, нормальный температурный режим, достаточное освещение и т.п. В случае опроса по проблемам семьи целесообразно проводить интервью в иной ситуации, например, в домашней обстановке. Характерной особенностью интервью ситуации является также возможность влияния интервьюера на мнение и поведение опрашиваемых. В ходе непосредственного общения, независимо от вида интервьюера, целевые установки интервьюера, его взгляды и мнения незаметно могут повлиять на опрашиваемого. Традиционно в числе внешних факторов интервью ситуации рассматриваются элементы непосредственного физического и социального окружения. Однако социологическая практика показывает, что зачастую не мене ощутимое воздействие на результаты опроса оказывают условия боле широкой социальной обстановки. Так, например, в одном из исследований календарное время проведения опроса среди промышленных рабочих явилось причиной некоторого смещения в полученных результатах, обусловленного изменениям ритма рабочей недели в конце и в начале месяца. Основной задачей социолога является обеспечение релевантности интервью ситуации для всей совокупности опрашиваемых. Это означает, что необходимо добиться того, чтобы внешние и внутренние факторы интервью ситуации не оказались различными для различных групп опрашиваемых, точнее, чтобы меняющееся различие не оказало существенного воздействия на результаты интервью. В идеальном случае интервью ситуация должна быть одинаковой для всех интервью, проводимых в рамках одного исследования. Достижение этого невозможно без глубокого и всестороннего анализа интервью ситуации в целом и каждого конкретного интервью в частности. Этот анализ, в свою очередь, предполагает тесное содружество социологов и интервьюеров, объединение их усилий для обеспечения необходимой интервью ситуации. Обеспечение одинаковой интервью ситуации для всех проводимых интервью способствует повышению неадекватности и сопоставимости полученных данных, широкому использованию методов математической обработки результатов. У интервью есть свои наиболее успешные области применения: качественные исследования; опросы экспертов; телефонные опросы (опосредованная форма общения с респондентом, применяется в оперативных социологических исследованиях, отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенного определенном режиме); пилотажные исследования; контрольные и выборочные бесед в анкетировании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. В начале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. В последствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации б изучаемом объекте. Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или иной социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования). Различают множество видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса». Виды интервью выделяют по различных критериям: по форме и технике опроса (стандартизированное, полустандартизированное и нестандартизированное интервью), по целевому назначению (ретроспективное, интроспективное, прожективное интервью), по типу опрашиваемых лиц (интервью экспертов, интервью простых респондентов, интервью ответственных, должностных лиц), по количеству опрашиваемых респондентов (индивидуальное и групповое интервью), по процедуре (однократное, многократное, фокусированное, глубинное и ненаправленное интервью), по способу общения социолога и респондента (личное и телефонное интервью), по месту проведения интервью (интервью по месту жительства, интервью по месту работу, интервью на улице), по цели исследования (разведывательное, контрольное и основное интервью), по способу регистрации ответов (интервью с записью в опросом листе, интервью с записью на магнитофоне и интервью с ассистентом). Существует два направления в процедуре использования интервью: 1) создание опросного листа на базе программы социологического исследования; 2) организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером (лицо, поводящее интервью). Функции интервьюера зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний. К традиционным функциям интервьюера в последнее время все чаще стала добавляться еще одна - экспертное наблюдение в процессе интервью за поведением опрашиваемого. Результаты наблюдения интервьюера, его оценки, замечания относительно поведения опрашиваемого, различных характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой ценную информацию методического характера Разработаны и применяются на практике различные способы контроля за качеством работы интервьюера: периодические прослушивания социологом интервью, выборочные проверки качества заполненных опросных листов, повторные проверочные интервью, проводимые социологом. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы. Недостатки интервью: затрачивание большого количества времени на опрос, требуются дополнительные финансовые и временные затраты на обучение интервьюеров, проблематично обеспечение анонимности беседы и другие недостатки. Отмечены нюансы, связанные со сложностями проведения и организации интервью, являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры интервью, более серьезное отношение к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике. Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии.
Список использованной литературы
1. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пр. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2008. - 544 с. 2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2007. - 352 с. . Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - 3-е изд. - М.: КДУ, 2003. - 296 с. . Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби». 2003. - 536 с. . Российская социологическая энциклопедия. од общ.ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.., 2008. - 672 с. . Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с. . Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евельский, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. . Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. -.: ООО «Фирма Издательство АСТ». Львов: «Инициатива», 2008. - 496 с. . Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. Изд. 4-е, доп. и перераб. / Под ред. С.А. Кравченко. М.: «Экзамен», 2001. - 512 с. . Харчева В. Основы социологии. Учебник ля средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. - 304 с. . Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 7-е изд. - М.: «Добросвет», 2009. - 596 с. . Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. - 2007. - №11. - С.100-105. . Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. - 2004. - №2. - С.120-123. . Э. Гидденс «Социология» Науч.ред-р Ядов В.А. Эдиториал ХРСС. М., 1999. . Данило Ж. Маркович. «Общая социология». М., 2008. . Маршак А.П. «Социология». М.: «Высшая школа», 2002. . «Социология» Общий курс. Ред. Страданченков, Филиппов. Учебник. М., 2009. . Социология. Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|