Практическое занятие 1. Составление оборотной ведомости и баланса
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ АГРОЭКОЛОГИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экологии, агрохимии и защиты растений Факультет ________ агрономический ___________
бухгалтерский учет и финансы в апк
Методические указания к выполнению практических занятий студентами агрономического факультета по разделу «Бухгалтерский учет»
Челябинск Методические указания к выполнению практических занятий предназначены для студентов агрономического факультета очной и заочной форм обучения с целью освоения дисциплины «Бухгалтерский учет и финансы в АПК» Составитель: Четина О.И. – ст.преподаватель (Институт агроэкологии – филиал ФГБОУ ВО ЮУрГАУ)
Рекомендовано учебно-методической комиссией Института агроэкологии к использованию в учебном процессе и к изданию (протокол № 4 от 17.06.2016 г.)
© Южно-Уральский государственный аграрный университет, 2016 © Институт агроэкологии, 2016
Содержание Введение. 4 Практическое занятие 1. Составление оборотной ведомости и баланса. 5 Практическое занятие 2. Учет денежных средств в кассе и на расчетном счете в банке. 13 Практическое занятие 3. Начисление заработной платы работникам растениеводства. 23 Практическое занятие 4. Учет основных средств и материальных запасов. 32 Практическое занятие 5. Исчисление себестоимости сельскохозяйственной продукции. 40 Приложения. 49 Литература. 76 Введение Преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет и финансы в АПК» строится исходя из требуемого уровня подготовки бакалавра по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы теоретических знаний, умений и навыков по бухгалтерскому учету и финансам в АПК на современном уровне его организации.
В ходе учебного процесса необходимо: - ознакомить студентов с практическими основами экономической науки в соответствии с требованиями, установленными в Государственном стандарте высшего профессионального образования; - привить умение документировать хозяйственные операции и отражать их на счетах бухгалтерского учета; - формировать у студентов основы владения технологией обработки учетной информации с использованием нормативной, правовой и специальной литературы, а также современных информационных технологий Цель данных методических указаний – в доступной форме изложить методику оформления первичных учетных документов, технологию обработки учетной информации предприятий АПК. Методика проведения практических занятий предусматривает решение задач по производственным ситуациям, при составлении которых использовались данные первичных бухгалтерских документов и данные годовой бухгалтерской отчетности с учетом нормативных документов, регулирующих и регламентирующих организацию бухгалтерского учета на предприятиях АПК. Дисциплина «Бухгалтерский учет и финансы в АПК», обеспечивает формирование прикладных экономических знаний, которые в последующем используются при изучении дисциплин: «Экономика АПК», «Организация производства и предпринимательства в АПК», «Управление и маркетинг в АПК». Практическое занятие 1. Составление оборотной ведомости и баланса Цель занятия: составить бухгалтерский баланс и освоить различия и взаимосвязь между статьями актива и пассива. Определить взаимосвязь между счетами и балансом, балансом и оборотной ведомостью.
Теоретическая часть Средства организации участвуют в производственной деятельности постоянно. Для руководства организации нужно знать, какими средствами она располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс. Термин баланс происходит от латинского bis – «дважды» и lanx – «чашка весов», т.е. bilanx буквально означает «двучашие» как символ равновесия. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества организации по его составу, размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, следовательно, он выполняет экономико-правовую функцию. По экономическому содержанию имущества баланс представляет собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, финансовых активов и денежных средств. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство, итог актива равен итогу пассива и называется валютой баланса. Это равенство вытекает из того, что в активе и пассиве отражены одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам. Баланс может быть представлен в виде двусторонней таблицы, которая является наиболее распространенной формой, и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива. В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер – организации могут ее дополнять, сокращать и видоизменять. Начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год, бухгалтерский баланс применяется по форме, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. В рекомендуемой Минфином РФ форме бухгалтерского баланса актив баланса состоит из двух разделов: I Внеоборотные активы; II Оборотные активы. В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела: III Капитал и резервы; IV Долгосрочные обязательства; V Краткосрочные обязательства.
В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды хозяйственных средств и источники их формирования, указанные в классификациях хозяйственных средств по составу и характеру использования и по источникам образования и целевому назначению. Балансовая статья – это показатель (строка) актива и пассива, характеризующий отдельные виды имущества, их источников, обязательств. Статьи объединены в группы, группы – в разделы, исходя из их экономического содержания. Бухгалтерский баланс имеет заголовочную часть, где указываются: наименование отчета, отчетная дата, наименование организации и ее организационно-правовая форма, ИНН, вид деятельности, единица измерения, полный почтовый адрес, дата утверждения, дата отправки/принятия. Все реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов. Данные о хозяйственных средствах и источниках их формирования в балансах отражаются обычно в тысячах рублей (тыс. р.) или в рублях (р.). Бухгалтерский баланс должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизит «подпись» должен включать: наименование должности лица, подписавшего отчет (генеральный директор, главный бухгалтер акционерного общества); собственную подпись лица; расшифровку подписи (фамилия и инициалы). В п. 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлено, что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составленного за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. В форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г., это требование реализовано. Сведения приводятся на отчетную дату текущего периода: 31 декабря предыдущего года и 31 декабря года, который ему предшествует. Такие данные более информативны, сравнимы, сопоставимы и позволят пользователю правильно делать выводы о динамике того или иного показателя. (Приложение Б).
По способу «очистки» различают два вида баланса: баланс брутто (нечистый); баланс нетто (чистый). В настоящее время в соответствии с международными стандартами используют баланс нетто, т.е. очищенный от таких статей, как «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», «Торговая наценка». В процессе деятельности в организации происходит большое количество хозяйственных операций, которые изменяют остатки средств и их источников в балансе. Составлять новый баланс после каждой операции невозможно, поэтому все хозяйственные операции сначала отражаются на счетах бухгалтерского учета, так как баланс составляется на 1-е число месяца (квартала, года), нельзя с его помощью повседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия, источников их формирования. Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета. Счет бухгалтерского учета – это способ текущей группировки и учета, контроля однородных по экономическому содержанию активов, обязательств, а также хозяйственных операций. Учет средств и источников на счетах бухгалтерского учета осуществляется непрерывно и последовательно. Каждый счет бухгалтерского учета имеет свой номер и название, показывает, какие средства и процессы отражаются на этом счете. Счет открывается для каждого вида хозяйственных средств, их источников. В каждом отдельном счете регистрируется первоначальное состояние учитываемого объекта и его изменения (операции), и поэтому в любой момент времени можно определить новое состояние объекта. Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь. 1) Активные счета соответствуют активу баланса; пассивные счета – пассиву баланса. 2) Отдельные наименования статей баланса соответствуют наименованию счетов. 3) Остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на счетах по той же стороне, что и в балансе. 4) Суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива баланса, а по всем пассивным счетам – итогу пассива баланса. 5) Баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса. По своему внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: левая – дебет (лат. «debet» - он должен), правая – кредит (лат. «kredit» - он верит). В начале таблицы пишутся название и шифр счета. Для открытия счета необходимо записать сумму из баланса (по соответствующей статье), которая называется остатком или сальдо (итал. «saldo» - расчет, остаток). Различают сальдо на начало и сальдо на конец отчетного периода.
В течение месяца на счете записываются суммы хозяйственных операций, которые в конце месяца подсчитываются и называются оборотом. Выделяют оборот по дебету и оборот по кредиту и выводят сальдо конечное, который используют при составлении баланса на начало следующего периода. В соответствие с размещением счетом в бухгалтерском балансе различают счета активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение (например, «Касса», «Материалы», «Основные средства», «Расчетный счет» и т.д.). Начальное сальдо активного счета всегда дебетовое (Табл.1).
Таблица 1 - Схема записей на активном счете
Под суммой оборота по дебету и кредиту понимаются общие суммы всех записей по дебету и кредиту счета. Сальдо активного счета на конец отчетного периода рассчитывается следующим образом: Ск = Сн + Σ оборота по дебету – Σ оборота по кредиту Конечный остаток (сальдо) может быть только дебетовый. Пассивные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства (например, «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Уставный капитал», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Долгосрочные займы» и т.д.). Начальное сальдо – кредитовое (Табл.2). Остаток по пассивному счету на конец отчетного периода определяется следующим образом: Ск = Сн + Σ оборота по кредиту – Σ оборота по дебету Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов и служат для отражения расчетных операций, где одновременно могут возникать дебиторская и кредиторская задолженности. Таблица 2 - Схема записей на пассивном счете
Записи на активно-пассивных счетах начинают с указания начальных остатков (сальдо) хозяйственных средств по дебету и источников хозяйственных средств по кредиту. Затем на счетах отражают суммы операций, вызывающие изменения начальных остатков (сальдо). Записи по дебету могут иметь разное значение: увеличение средств, уменьшение источника. Разное значение имеет и запись по кредиту счета: увеличение источника, уменьшение средств. Если по активно-пассивному счету нет начального сальдо, то конечное сальдо определяется сравнением месячных оборотов и отражается на той стороне счета, где оборот больше. Сальдо на таких счетах называется развернутым, т.е. дебетовое сальдо отражается в активе баланса, кредитовое в пассиве баланса. Обычным порядком его определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета. К активно-пассивному счету относится счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Счета бухгалтерского учета по объему сведений бывают синтетические и аналитические. Синтетические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения имущества, источников его образования и обязательств в обобщенном виде. Ведутся только в денежном выражении, составляют основу Главной книги счетов. Синтетические счета являются балансовыми счетами и считаются счетами первого порядка. Частями соответствующего синтетического счета являются субсчета (субсчет – подсчет, т.е. счет 2-го порядка). Используются субсчета для укрупнения позиций аналитического учета активов, капитала и обязательств. Ведутся только в денежном измерителе и не имеют самостоятельной корреспонденции с другими счетами. (н-р, счет 10 «Материалы» имеет субсчета «Сырье и материалы», «Топливо», «Запасные части» и др.). Аналитические счета открываются для детализации данных, отражаемых на субсчетах. Аналитические счета представляют последний уровень детализации, дальше которого не происходит дробление информации (н-р, на счете «Расчеты с персоналом по оплате труда» лицевой счет каждого работника служит единицей аналитического учета). Аналитические счета могут быть третьего, четвертого и пятого порядка в зависимости от поставленной цели хозяйственной деятельности. Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счета представляет собой иерархическую взаимосвязь счетов. Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи на них операции, называется корреспонденцией счетов, а сами эти счета – корреспондирующими счетами. В бухгалтерском учете хозяйственная операция регистрируется в журнале с указанием суммы операции и кода (названий) дебетируемого и кредитуемого счетов. Такая запись называется бухгалтерской проводкой. Одним из способов контроля правильности записей на счетах является составление оборотной ведомости (Табл.3).
Таблица 3 - Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за _______ _____ г., тыс. руб.
Оборотные ведомости – это способ обобщения информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов: об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту. Существует два вида оборотных ведомостей: по синтетическим счетам и по аналитическим счетам. В оборотную ведомость по синтетическим счетам включены сведения об остатках на счетах на конец отчетного периода. Это позволяет применять оборотную ведомость по синтетическим счетам для составления нового баланса организации, так как основная часть статей баланса соответствует наименованиям синтетических счетов. Оборотная ведомость по синтетическим счетам также может иметь шахматную форму в зависимости от принятой организацией формы бухгалтерского учета. Ведомость обычно используют: - в управленческом учете, когда необходимо проанализировать ситуацию по состоянию на некую конкретную дату (не за отчетный период); - в аналитике; - в складском учете; - для анализа показателей, которые не рассчитать исходя из данных других документов (баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках) В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета в порядке отражения их в рабочем плане счетов. На каждый счет используется одна строка в ведомости. Оборотная ведомость имеет три пары равенств колонок: - первая пара – остатки на начало месяца по дебету и кредиту; - вторая пара – обороты за месяц по дебету и кредиту; - третья пара – остатки на конец месяца по дебету и кредиту. Обязательно должно соблюдаться равенство этих колонок. Оно следует из: строения баланса; применения метода двойной записи; и третье равенство вытекает из двух первых – строения баланса и применения метода двойной записи. Равенство колонок имеет большое контрольное значение, так как отсутствие равенства свидетельствует о наличии ошибок, которые необходимо исправить. Итоговая сумма оборотов должна совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций. Если этого соблюдения нет, значит, какая-либо операция пропущена либо разнесена дважды. Следует найти и исправить ошибку. Оборотная ведомость – это один из основных документов в бухгалтерской отчетности. Собственно из данных, содержащихся в этом документе, и составляется баланс предприятия на конец отчетного периода. Практическая часть Задание 1. По данным бухгалтерского учета сельскохозяйственного предприятия на 1 января текущего года (Приложение А) составить текущий баланс нетто на начало отчетного периода по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н (Приложение Б). Последовательность выполнения задания. 1. Сгруппировать по составу и размещению хозяйственные средства сельскохозяйственного предприятия в следующие разделы: I Внеоборотные активы; II Оборотные активы; занести полученные результаты в актив баланса. 2. Сгруппировать источники образования хозяйственных средств в следующие разделы: III Капитал и резервы; IV Долгосрочные обязательства; V Краткосрочные обязательства; полученные результаты отразить в пассиве баланса. 3. Подсчитать итоги актива и пассива. С целью контроля правильности выполнения задания следует учесть, что итоги по активу и пассиву баланса должны быть равны между собой. Задание 2. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам Последовательность выполнения задания. 1. Для наглядного примера открыть синтетические счета - 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в виде представленных выше учебных схем (Табл. 1,2) и записать на них остатки, отраженные в балансе сельскохозяйственного предприятия на 1 января отчетного периода, составленного по заданию 1, где каждая статья баланса соответствует определенному синтетическому счету. 2. В журнале регистрации хозяйственных операций (приложение В) составить корреспонденцию счетов за январь месяц по хозяйственным операциям (рабочий план счетов – приложение Л) и записать соответствующие суммы на счетах 50 и 70. Подсчитать на указанных счетах обороты по дебету и кредиту и вывести остатки на конец месяца. 3. Для контроля за правильностью произведенных записей по всем счетам составить оборотную ведомость по образцу, приведенному в таблице 3.
Задание 3. Составить баланс на конец месяца по указанному образцу, последовательно записывая остатки из оборотной ведомости. По окончании следует проверить равенство балансовых сумм (по активу и пассиву).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|