Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деструктивным поведением в общеобразовательной школе




Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и

Довольно часто приходится слышать от учителей, что некоторые дети трудно обучаемы, легковозбудимы, плаксивы или обидчивы. Недостаток у педагогов медицинских знаний и осведомленности в области основ возрастной психологии, неумение устанавливать контакт с детьми, налаживать эффективную коммуникацию в классе отрицательно сказываются на усвоении знаний школьниками, что, в свою очередь, может привести к формированию деструктивного поведения и развитию признаков школьной дезадаптации.

В процессе онтогенеза у ребенка следует учитывать не только общеизвестные возрастные кризисы и характерологические свойства личности, но и наличие сопутствующей соматической патологии.

К сожалению, в условиях массовой общеобразовательной организации имеется ряд трудностей, не позволяющих широко использовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, имеющего проблемы в развитии.

В настоящее время существуют определенные позитивные изменения, связанные с внедрением альтернативных форм обучения (очное, очно-заочное, заочное, семейное, самообразование и др.). При выборе альтернативной формы обучения увеличивается роль социально-психологической службы и психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательной школы. Именно от согласованной работы социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-предметников и медицинского персонала общеобразовательной организации зависит успех дальнейшего процесса социализации учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и проявления деструктивного поведения.

Трудновоспитуемость существенно затрудняет овладение ребенком основной образовательной программой школы, в результате такие дети «выпадают» из процесса обучения. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо знать причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае, уметь устранять их или корригировать последствия.

К наиболее часто встречающимся психологическим проблемам у детей и подростков относятся акцентуации характера, расстройства личности (психопатии), невротические расстройства, а также психологические особенности развития детей с соматической патологией.

В этой связи для решения проблем в обучении, снижения числа обучающихся с соматической и психосоматической патологией требуется внедрять в целостный педагогический процесс общеобразовательной школы технологии инклюзии и дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и деструктивными формами поведения, учитывать тип дизонтогенеза у конкретного ребенка.

Акцентуации характера у подростков. Акцентуация характера, по Е.А. Личко, это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психическом состоянии и поведении человека, граничащие с нормой. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

У подростков от типа акцентуации зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов. Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Тип акцентуации служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для социальной адаптации человека.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, поэтому становится возможным наметить перспективы для психопрофилактики.

 

Существует две классификации типов акцентуаций – первая предложена К. Леонгардом (1968), а вторая - А.Е. Личко (1977) (таблица 1,2)[1]:

Таблица 1

Акцентированные личности (по К. Леонгарду)
Лабильный Сверхподвижный Эмотивный Демонстративный
Сверхпунктуальный   Ригидно-аффективный Неуправляемый   Интровертный  
Слабовольный   Боязливый   Экстравертный   Неконцентированный или неврастенический

 

Таблица 2

Акцентуации характера (по А.Е. Личко)
Лабильный циклоид Лабильный Истероидный Психастенический
Эпилептоидный Шизоидный Сенситивный Конформный
Астено-невротический Неустойчивый Гипертимный Циклоидный

Приведем краткую характеристику отдельных видов акцентуаций характера:

1) лабильный – неустойчивость настроения, повышенная ранимость;

2) циклоидный – склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

3) астенический – тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

4) боязливый (сенситивный) – робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

5) психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденции к образованию ритуальных действий;

6) шизоидный – отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная уплощенность, недостаток интуиции в процессе общения;

7) застревающий (параноидный) – повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

8) эпилептоидный – недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

9) демонстративный (истероидный) – характеризуется эгоцентризмом, капризностью, интриганством, потребностью в признании, переоценке, стремлением казаться, а не быть, самовосхвалением, самооговорами, оговорами других, фантазиями, экстравагантным видом и поступками, жалостью к себе, необдуманностью поступков, отсутствием глубоких и искренних чувств;

10) гипертимный – постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, а не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость;

11) дистимный – преобладание пониженного настроения, чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;

12) неустойчивый (экстравертированный) – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Акцентуированная личность подростка в динамике. В развитии акцентуаций характера ученые выделяют две группы динамических изменений:

Первая группа - преходящие или транзиторные изменения (таблица 3):

 

Таблица 3

Острые аффективные реакции
Интрапунитивные разряд аффекта путем аутоагрессии (высокий риск суицида, совершения безрассудных и немотивированных поступков) Экстрапунитивные разряд аффекта путем агрессии на окружающих (нападение на обидчиков или «вымещение» злобы на попавших под руку предметах) Импунитивные разряд аффекта проявляется посредством бегства из аффектогенной ситуации Демонстративные реакции разряд аффекта осуществляется путем перевода аффекта в спектакль (разыгрывание сцен суицида, истероидных реакций на ситуацию)

 

Преходящие психоподобные нарушения поведения

(«пубертатные поведенческие кризы»)

1. Деликвентное поведение – проступки и мелкие правонарушения, достигающие наказуемости в судебном порядке.

2. Токсикоманическое поведение – стремление получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств.

3. Побеги из дома, бродяжничество.

4. Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, подростковый гомосексуализм и др.).

Развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных психогенных психических расстройств. При неблагоприятных психострессорных и психотравмирующих ситуациях на фоне акцентуаций характера могут возникнуть неврозы, реактивные депрессии и т.п. Происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.

Вторая группа – стойкие изменения.

1. Латенизация акцентуированной черты. В процессе социализации и взросления происходит компенсация и сглаживание акцентуированной черты характера. Следует помнить, что при неблагоприятных условиях, нервно-психическом перенапряжении, в условиях стресса могут активизироваться акцентуированные черты характера.

2. Формирование психопатических черт характера. Инициирующими этиологическими факторами, которые запускают патогенетический механизм психопатических черт характера являются следующие:

а) наличие изначальной акцентуации характера;

б) длительное и интенсивное воздействие психотравмирующей ситуации и нервно-психического перенапряжения на наиболее слабое звено характера (индивидуально для каждой акцентуации характера);

в) совпадение психотравмирующей ситуации с критическим возрастом, характерным для той или иной акцентуации характера. Например, при шизоидной акцентуации – это возраст 4–8 лет, при психастении – начальная школа, при паранойяльной – за 40 лет, у большинства от 11 до 18 лет.

3. Трансформация типа акцентуации характера. В данном явлении следует учитывать то, что трансформации подвергаются только в сторону совместных типов. Явление трансформации может быть обусловлено рядом причин, которые можно разделить на два вида (таблица 4):

 

Таблица 4

Эндогенные причины Экзогенные причины
присоединение соматической патологии с возрастом нервно-психическое перенапряжение, длительная психотравматическая ситуация

 

Большим трансформирующим потенциалом, который влияет на дальнейшее течение акцентуации характера, оказывает неправильная модель воспитания ребенка, что становится особенно заметным в период пубертатного криза. Можно выделить следующие виды:

1. Гипопротекция, достигающая степени безнадзорности.

2. «Потворствующая» гипопротекция является результатом предоставления подростку заботиться о своем поведении самому, выгораживая его при проступках и правонарушениях.

3. Синдром гиперопеки или «тепличного воспитания».

4. Воспитание ребенка как «кумира семьи».

5. Эмоциональная холодность в отношениях с ребенком, достигающая степени отвержения.

6. Жесткое отношение к ребенку и подростку.

7. Условия повышенной моральной ответственности.

8. Воспитание в условиях культа болезней.

Симптомалогия акцентуаций характера во многом сходна психопатиями, но все же существуют диагностические отличия (П.Б. Ганнушкин 1933 г.; О.В. Кербикова 1962 г.). При акцентуации характера может не быть ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальных его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Стоит отметить, что вышеуказанные симптомы бывают и при акцентуациях, и при психопатиях, но никогда не бывает совпадения по всем трем признакам психопатии сразу. Дифференцировать психопатию от акцентуации характера можно следующим образом:

1. при психопатиях декомпенсация может наступать при любых неблагоприятных условиях, психологических травмах и в самых разнообразных ситуациях, а также без видимых причин;

2. при акцентуациях декомпенсация наступает только при определенных видах психологических травм, нервно-психическом перенапряжении и адресуются только к «месту наименьшего сопротивления» для данного типа акцентуации характера, а иные трудности и проблемы не задевают этого «слабого звена»;

3. при психопатиях явления социальной дезадаптации, тотальность и относительнная стабильность характера являются более стойкими и, значит, нарушают процесс жизнедеятельности человека.

Невротические расстройства у детей. От общего количества детей с нервно-психическими расстройствами больные неврозом составляют около половины. Наибольшее число больных неврозами встречается среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек.

Невроз реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Невроз – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций. При неврозах патологические явления обратимы, по происхождению они связаны с конфликтной ситуацией.

Неврозы относятся к психогенным заболеваниям, причиной которых является психическая травма или психотравмирующая ситуация (таблица 5).

Под психической травмой чаще всего подразумевается интенсивное, но сравнительно кратковременное отрицательное внешнее воздействие, которое может вызвать болезненные переживания, а также функциональные расстройства и расстройство деятельности внутренних органов.

Психотравмирующая ситуация - это продолжительная ситуация, при которой накапливаются многие отрицательные воздействия, каждое из которых само по себе не столь значительно, но их продолжительность и количество приводят к возникновению невроза.

Таблица 5

Неврозы детского возраста

Вид невроза Причина возникновения Тип акцентуации Симптомы Внутрилич-ностный конфликт
Неврастения (астенический невроз) Истощение нервной системы из-за чрезмерного, длительного психического и интеллектуального напряжения, связанного с отрицательными эмоциями Лабильный, астенический, сенситивный   Повышенная раздражительность, возбудимость, быстрая утомляемость и истощаемость, повышенная реактивность, психомоторное беспокойство, аффективные вспышки Противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями к себе
Истерический невроз Психическая травма, механизм «бегства в болезнь», выгодность или желательность симптома Демонстра-тивный Неспособность стоять при сохранных движениях конечностей, параличи, гиперкинезы (непроизвольные движения), тремор (дрожание), припадки, приступы удушья, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, повторяющаяся рвота, обмороки, аффективные вспышки Повышенная требователь- ность к окружающим и невозможность выполнить эти запросы
Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, фобический невроз) Эмоциональные потрясения Астенический, психастени-ческий (тревожно-мнительный) Страхи устной речи, своей смерти или смерти родителей, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, космических катаст-роф; навязчивое обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, различные ритуалы Противоречия между внутренними тенденциями, влечениями, желаниями и потребностями личности и долгом или нравственными принципами

Общие особенности неврозов у детей. Психика ребенка незрела и очень ранима, а отрицательных воздействий на нее происходит великое множество, начиная от мелких огорчений и обид и заканчивая тяжелыми личностными потрясениями и трагедиями. Помимо отрицательных личностных переживаний, на психику ребенка негативное воздействие оказывает непрерывный, стремительно возрастающий поток информации. Требования, предъявляемые к нему современным образованием, очень высоки, и он должен соответствовать им. Соответственно, условий для возникновения неврозов в настоящее время стало значительно больше, чем несколько лет назад.

Как правило, детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине большое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формы нарушения поведения, при которых нарушается пищевое и самозащитное поведение.

В раннем детском возрасте преобладает соматовегетативная симптоматика, которая, как правило, возникает в 6-7 месяцев. Дети становятся плаксивыми, пугливыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстрайствами функций желудочно-кишечного тракта, отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста.

В период первого возрастного кризиса (в 2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

Во время второго возрастного кризиса (6-8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т.д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам).

В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований, например, уходы из дома.

В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению страхов разного содержания (особенно страх физических недостатков), необоснованная смена настроения, повышенная агрессивность, чрезмерная чувствительность.

Для успешного лечения невроза нужно знать не только личность ребенка, но и систему воспитания. Достаточно часто в семьях детей с невротическими расстройствами применяется неадекватное воспитание. Под неадекватным подразумевается воспитание, не учитывающее психическое и личностное своеобразие детей, воспитание, всегда идущее по одному трафарету, шаблону. При таком воспитании дети испытывают состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность в существенных для них потребностях и прежде всего:

1) в индивидуально-адекватной эмоциональной заботе и любви;

2) в самораскрытии, проявлении своего я;

3) в эмоциональном и двигательном самовыражении.

Важно отметить, что имеет значение не столько факт не удовлетворения потребностей, сколько отношение к этому членов семьи, часто носящее яркий, аффективный характер. Чем больше выражена степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности в отношении к ребенку со стороны членов семьи, тем более напряженной и неустойчивой становится его внутренняя позиция. Это является существенным фактором, приводящим к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием иногда даже незначительных добавочных психотравм и соматической ослабленности. Причиной перенапряжения является мучительное противоречивое отношение ребенка к психотравмирующему для него воспитательному подходу родителей. Противоречивое отношение ребенка составляет его основное конфликтное переживание. В то же время он, как правило, не проявляет со своей стороны негативного отношения и активного протеста к личности родителей (ввиду предшествующего усвоения социализированных норм поведения и общего отношения принятия со стороны родителей), одновременно страдает и не находит выхода от несоостветствующего в чем-то воспитательного подхода родителей.

В проведенных исследованиях семей отмечаются наиболее характерные черты патогенных аномалий воспитательного подхода:

1) низкая сплоченность и разногласия между членами семьи по вопросам воспитания и связанная с этим аффективная напряженность и неустойчивость в воспитании детей;

2) высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;

3) чрезмерно выраженная степень опеки и регламантации по отношению к каким-либо определенным сферам жизнедеятельности детей;

4) повышенная стимуляция возможностей детей и связанное с этим частое применение угроз и моральных осуждений, несмотря на позитивное отношение к детям.

Поэтому при работе с детьми, имеющими невротические проявления, необходимо учитывать не только личность ребенка, но и его семейную ситуацию. Мишенью воздействия психологической коррекции, помимо внутриличностного конфликта, должны стать отношения в семье и стиль воспитания ребенка.

В литературе существуют различные точки зрения на характер и методы оказания психологической помощи семье с невротическим состоянием у детей. Семейная психотерапия рассматривается не как специальный метод лечения, а как необходимое звено в общей психотерапии. Наиболее эффективными являются специальные программы с семьей, включающие в себя не только психокоррекционные занятия с ребенком, но также педагогическое и социальное воздействие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...