Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

возможностями здоровья и деструктивными формами поведения в условиях общеобразовательной школы





Современная педагогика общего образования обладает обширным арсеналом приемов и методов дифференциации и индивидуализации процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и деструктивными формами поведения в самой образовательной организации без изменения условий и форм его обучения.

Применение вышеуказанных технологий позволяет, при условии их эффективного использования добиться очень хороших результатов обученности и социализированности «особых» обучающихся. В данной статье рассмотрим лишь некоторые технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

1. Использование технологий надомного обучения.

Применяется при условии наличия медицинского заключения врачебной комиссии и наличии медицинских оснований на вышеуказанную форму обучения.

При этом общеобразовательная организация вправе, с целью социализации ребенка, находящегося на надомной форме обучения, приглашать его на внеклассные и досуговые мероприятия, привлекать его к экскурсионным поездкам в случае отсутствия противопоказаний для участия в культурно-массовых мероприятиях.

2. Применение технологий неполного перехода на надомную форму обучения.

Используются среди обучающихся, имеющих признаки минимальной мозговой дисфункции, среди часто болеющих, детей с признаками дефицита внимания и гиперактивности, признаками повышенной утомляемости на фоне соматических заболеваний и др. Реализация данного вида дифференциации образовательного маршрута для ребенка может быть выражена в форме предоставления дополнительного выходного дня в течение учебной недели или снижения учебной нагрузки на 1-2 урока в день в течение учебной недели. Применение такой технологии у детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности, повышенной утомляемостью позволяет снизить степень выраженности утомления, проявления признаков раздражительности, агрессивности и привести к гармонизации процесса школьной адаптации, улучшить академическую успеваемость и сформировать мотивационный компонент к обучению.



3. Технология дозированных домашних заданий.

Помогает снизить внеаудиторную нагрузку на обучающихся с признаками школьной дезадаптации, ограниченными возможностями здоровья, деструктивными формами поведения, что сохраняет мотивационную основу к дальнейшему обучению, снизить степень эмоционально-волевых проявлений школьной неуспешности (высокий уровень тревожности, агрессивность, повышенный уровень психоэмоционального утомления и др.).

4. Замена системы устного опроса на письменные формы опроса, в том числе с использованием тестовых форм.

5. Использование индивидуальных карточек-заданий с опорой на минимум содержания по предметам или тестовых форм опроса.

6. Использование реферативной формы сдачи учебного материала обучающимся.

7. Применение технологии индивидуального опроса обучающихся во внеурочное время (во время перемен, после уроков).

Применяется для детей с нарушениями коммуникативных взаимоотношений (дети с детским аутизмом, логоневрозом, неврозами, задержкой психического и речевого развития, специфическими расстройствами развития школьных навыков по типу дисграфии, дискалькулии и дислексии, акцентуациями и психопатиями характера, замкнутые и гонимые обучающиеся и др.). Реализация вышеуказанной технологии позволяет индивидуализировать процесс опроса обучающегося без стимулирования процессов нарушения школьной адаптации и нарастания эмоционально-волевых нарушений.

8. Применение технологии минимизации объема домашних заданий на каникулярный и праздничный период для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и деструктивными формами поведения.

Данная технология наиболее часто применяется среди обучающихся с задержками психического и речевого развития, минимальной мозговой дисфункцией, психопатиями и акцентуациями характера, детским аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Минимизация объемов внеаудиторной нагрузки позволяет обучающимся восстановиться за каникулярный период, снизить степень существующих эмоционально-волевых и коммуникативных нарушений, сохранить ту или иную степень проявления мотивации к обучению.

9. Применение технологий сюжетно-ролевой игры и сказок.

Наиболее актуальным периодом использования вышеуказанной технологии является период начального этапа обучения школьника (1-2 классы). Использование сюжетно-ролевой игры и сказок позволяет первоклассникам и второклассникам сформировать мотивационный компонент к обучению.

10. Применение технологий дистанционного обучения.

11. Использование компьютерных технологий для детей с нарушениями коммуникации.

12. Создание специализированных условий для обучения.

Технологии дистанционного обучения могут применяться среди обучающихся, находящихся на длительном лечении, детей-инвалидов, имеющих трудности в передвижении (дети с ДЦП, полиомиелитом, прогрессирующей миастенией и др.). Одними из главных противопоказаний для обучения ребенка с использованием технологий дистанционного обучения является снижение интеллекта, а также выраженный дефицит зрительного анализатора.

Под специализированными условиями для обучения понимаются условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Могут применяться в общеобразовательных организациях с целью индивидуализации и дифференциации обучения ребенка с теми или иными типами дизотогенеза (дети с детским церебральным параличом, последствиям черепно-мозговых травм, полиомиелитом, миастенией, дефицитарности органов слуха и зрения и др.). К вышеназванным специализированным условиям относятся такие, как увеличенный шрифт учебников, использование звукоусиливающей аппаратуры, обустройство рабочего места учащегося – ограничители, вертикализаторы, тутора, поддерживающие устройства, средства безбарьерной среды, расширенные дверные проемы, специально обустроенные туалеты, игровые и комнаты отдыха и многое др.

13. Использование психологических и дефектолого-логопедических технологий в обучении.

14. Применение физкультминуток с пространственно-координационными пробами, элементами зрительной гимнастики.

Использование психологических приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, элементов тренировки внимания и памяти, мышления, приемов логопедической и дефектологической коррекции дисграфии, дислексии и дискалькулии особенно показано среди обучающихся начальной школы с парциальным дефицитом формирования базовых высших психических функций, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, задержками психического и речевого развития, общим недоразвитием речи. Умелое применение подобранного набора психологических, логопедических и дефектологических упражнений позволяет скомпенсировать многочисленные проблемы у обучающихся уже за период обучения в начальной школе и не допустить формирования социально-педагогической запущенности и десоциализации у учащихся.

 


[1] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.